1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ачитский филиал ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 11 ХИМИЯ
Профессия: 38.01.02. Продавец, контролер-кассир
1курс, группа 15-ПР
Уровень освоения (базовый )
Форма обучения: очная
2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образованияпо профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 № 723 (ред. от 13.07.2021г.)
(базовая подготовка)
- примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций (ФГБОУ ДПО ИРПО, протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.) ,
- рабочей программы воспитания УГС 38.00.00 Экономика и управление по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Разработчик:Десяткова Татьяна Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории Ачитского филиала ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 29
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 31
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПОпо профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир,реализуемой на базе основного общего образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования реализуемого с учетом профессиональной направленности получаемой профессии.
1 .2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1.Цели и задачи дисциплины:
Формирование у студентов химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
1.2.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС С00
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; -вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | -владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохра массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; -подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; -определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; - классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (" - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений; -использовать химическую символику для составления формул неорганических веществ, молекулярных и структурных (развернутых, сокращенных и скелетных) формул органических веществ; -составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений; реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия); -подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; -характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); -применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления; - уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (" - уметь характеризовать электронное строение атомов (в основном и возбужденном состоянии) и ионов химических элементов 1 - 4 периодов Периодической системы Д.И. Менделеева и их валентные возможности, используя понятия "s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по периодам и группам |
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, | владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия; уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; -определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; - классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь |
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Овладение универсальными учебными познавательными действиями : в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | -владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; -использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; - уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность. |
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; -совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | -уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; - представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; -использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; - уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; - уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей; - владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы, используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в природе практической деятельности человека и в повседневной жизни; |
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и оборудованием; - представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; -уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность и лабораторным |
ОК 07. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | -сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации; - уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией; - уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека |
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; -вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия: углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор. - фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека |
ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов . | ||
-характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); -применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления; -Различать истинные растворы, коллоидные растворы и грубодисперсные системы на основе химического эксперимента. - уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; -уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других) |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объём образовательной программы дисциплины | 114 |
Основное содержание | 70 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 38 |
Практические занятия | - |
Лабораторные занятия | 32 |
Контрольные работы | - |
Профессионально-ориентированное содержание | 44 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 26 |
Практические занятия | 2 |
Лабораторные занятия | 16 |
Контрольные работы | - |
Промежуточная аттестация: Экзамен | 6 |
№ учебного занятия | Н 2.3. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины Химия | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. | Объем часов | Формируемые общие и профессиональные компетенции | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
Раздел 1. Основы строения вещества. | |||||
1. | Строение атомов химических элементов. | Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. | 2 | ОК 03, ОК04 | |
2. | Природа химической связи. | Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей. | 2 | ||
3. | Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». | 2 | ОК 01, ОК 02 | |
Раздел 2. Химические реакции. | |||||
4. | Типы химических реакций. | Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия). | 2 | ОК 01, ОК 03, ОК 04 |
5. | Уравнения окисления-восстановления. | Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Типичные неорганические окислители и восстановители. Электролиз растворов и расплавов солей. | 2 | ОК 03, ОК 04 | |
6. | Электролитическая диссоциация и ионный обмен. | Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности. | 2 | ОК 03, ОК 04 | |
7. | ЛР 1 Реакции гидролиза. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 02,ОК 06 | |
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ. | |||||
8. | Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ. | Предмет неорганической химии. Взаимосвязь неорганических веществ. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре. Межмолекулярные взаимодействия. Кристаллогидраты. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие кристаллы. | 2 | ОК 01,ОК 02 | |
9. | Металлы. | Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. | 2 | ОК 01,ОК 02, | |
10. | ЛР 2 Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 02, ОК 03, ОК 06 | |
11. | ЛР 3 Взаимодействие металлов с кислотами. | Лабораторная работа. | 2 | ||
12. | Неметаллы. | Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства металлов IY– YII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе. | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 7 | |
13. | ЛР 4 Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 02, ОК 03, ОК 06 |
14. | ЛР 5 Разложение нерастворимых оснований. | Лабораторная работа. | 2 | ||
15. | ЛР 6 Изучение свойств амфотерных оснований. | Лабораторная работа. | 2 | ||
16. | ЛР 7 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. | Лабораторная работа. | 2 | ||
17. | ЛР 8 Испытание растворов кислот, щелочей, солей индикаторами. | Лабораторная работа. | 2 | ||
18. | ЛР 9 Определение рН раствора. | Лабораторная работа. | 2 | ||
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | |||||
19. | Классификация, строение и номенклатура органических веществ. | Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Молекулярные и структурные (развернутые, сокращенные) химические формулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия). Кратность химической связи. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. | 2 | ОК 01, ОК 02 ОК 03 ОК 06 | |
20. | Номенклатура органических соединений отдельных классов. | Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %). | 2 | ||
21. | Предельные углеводороды. | Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов. | 2 | ||
22. | ЛР 10 Изготовление моделей молекул органических веществ. | Лабораторная работа. | 2 | ||
23. | Непредельные углеводороды. | Полимеризация этилена как основное направление его использования. | 2 | ||
24. | Ароматические углеводороды. | Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о строении бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-,пара-расположение заместителей. Физические свойства. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 2 |
25. | ЛР 11 Получение этилена и изучение его свойств. | Лабораторная работа. | 2 | ||
26. | Кислородсодержащие соединения. | Кислородсодержащие соединения (спирты и простые эфиры, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и их производные). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. | 2 | ||
27. | ЛР 12 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01,ОК 04,ОК 06 | |
28. | Гомологические ряды альдегидов и кетонов. | Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03 | |
29. | Карбоновые кислоты. | Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 7, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
30. | ЛР 13 Свойства уксусной кислоты , общие со свойствами минеральных кислот. | Лабораторная работа | 2 | ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
31. | Сложные эфиры. Жиры. | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 7, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
32. | ЛР 14 Растворимость жиров, омыление жиров. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01,ОК 04, ОК 06, ПК 2.3., ПК 2.4. | |
33. | Понятие об углеводах. | Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества. | 2 | ОК 01,ОК 02, ПК 2.3.ПК 2.4. | |
34. | ЛР 15 Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01,ОК 04, ОК 06, ПК 2.3. ПК 2.4. |
35. | ЛР 16 Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала. | Лабораторная работа. | 2 | ||
36. | Азотсодержащие соединения. | Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты). | 2 | ОК 01,ОК 02 | |
37. | Белки. | Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. | 2 | ОК 01,ОК 02, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
38 | Биологические функции белков. | Решение профессионально направленных задач. | 2 | ||
39. | ЛР 17 Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01,ОК 04, ОК 06 ПК 2.3. ПК 2.4. | |
40. | Биоорганические соединения. | Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 7, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
41. | Аминокислоты. | Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | 2 | ||
42. | Нуклеиновые кислоты. | Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов. | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 7. | |
43. | ЛР 18 Распознавание волокон. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01,ОК 04, ОК 06 | |
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций. | |||||
44. | Кинетические закономерности протекания химических реакций. | Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические). Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 06 | |
45. | ЛР 19 Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. | Лабораторная работа. | 2 | ||
46. | ЛР 20 Определение зависимости скорости реакции от температуры. | Лабораторная работа. | 2 | ||
47. | ЛР 21 Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. | Лабораторная работа. | 2 |
Раздел 6. Дисперсные системы. | |||||
48. | Дисперсные системы и факторы их устойчивости. | Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их использование в оценке экологической безопасности. Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля) | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.3. ПК 2.4. | |
49. | ЛР 22 Исследование дисперсных систем. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.3. ПК 2.4. | |
Профессионально-ориентированное содержание ( содержание прикладного модуля) | |||||
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека. | |||||
50. | Экологическая безопасность. | Экологическая безопасность последствий бытовой и производственной деятельности человека, связанная с переработкой веществ; поиск и анализ химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие). | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.3. ПК 2.4. | |
51. | Биологически активные соединения. | Ферменты, гормоны, витамины, лекарства. | 2 | ||
52. | Химия в профессии продавца. | Кейсы (с учетом будущей профессиональной деятельности) на анализ информации о производственной деятельности человека, связанной с переработкой и получением веществ, а также с экологической безопасностью. Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией). | 2 | ||
Раздел 8. Исследование и химический анализ объектов биосферы . | |||||
53. | ПР Расчёт выхода продукта реакции. | Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески, объем растворителя). | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
54. | Основные компоненты пищи. | Ферментативный гидролиз. Денатурация белка кислотами. Пенообразование. Гидратация ( при выпечке хлебобулочных изделий).Деструкция. Дегидратация. Молекулярная кухня. | 2 | ||
55. | Химический контроль качества продуктов питания. | Качественный химический состав продуктов питания. Вещества, фальсифицирующие продукты питания, и вещества, загрязняющие продукты питания. Определение загрязняющих химических веществ в продуктах питания, определение веществ, не заявленных в составе продуктов питания. | 2 | ||
56. | ЛР 23 Определение состава продуктов питания на содержание макро и микроэлементов. | Практическая работа. | 2 |
57. | ЛР 24 Исследование продуктов питания на наличие углеводов. | Лабораторная работа. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 2.3. ПК 2.4. | |
Промежуточная аттестация | Экзамен | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 114 | ||||
ИЗ НИХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | 50 | ||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения
Оборудование учебного кабинета:
Наборы шаростержневых моделей молекул
Модели кристаллических решеток
Коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов
Таблица Менделеева
Пипетки-капельницы
Термометры
Микроскоп
Лупы
Предметные и покровные стекла
Фильтровальная бумага
Промывалки
Стеклянные пробирки
Резиновые пробки, фонарики
Набор реактивов
Стеклянные палочки
Штативы для пробирок
Мерные цилиндры
Воронки стеклянные
Воронки делительные цилиндрические (50-100 мл)
Ступки с пестиком
Фарфоровые чашки
Электроплитки
Лабораторные штативы
Спиртовые горелки
Спички
Прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой)
Держатели для пробирок
Склянки для хранения реактивов
Раздаточные лотки
Химические стаканы (50, 100 и 200 мл)
Шпатели
Тигельные щипцы
Секундомеры (таймеры)
Мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл)
Водяная баня (или термостат)
Стеклянные палочки
Конические колбы для титрования (50 и 100 мл)
Индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор
Пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл)
Бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл
Сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.
Технические средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, программное обеспечение ( открытая химия, лабораторные работы по химии, фильмы по химии)
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
2 .Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3.Глинка, Н.Л. Общая химия : учебное пособие / Глинка Н.Л. — Москва : КноРус, 2020. — 749 с. — ISBN 978-5-406-07956-0. — URL: https://book.ru/book/938838 — Текст : электронный.
Глинка, Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии : учебник / Глинка Н.Л. и др. — Москва : КноРус, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-406-06022-3. — URL: https://book.ru/book/924119 — Текст : электронный.
5.Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
Интернет- ресурсы
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Код и наименование формируемых компетенций | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Раздел 1. Темы: 1.3. Раздел 2. Темы: 2.4. Раздел 3. Темы: 3.8., 3.9, 3.12. Раздел 4. Темы :4.19.- 4.27., 4.28., 4.29., 4.31., 4.32., 4.33., 4.34 - 4.40., 4.42., 4.43. Раздел 5. Темы: 5.44.- 5.47. Раздел 6. Темы: 6.48, 6.49. Раздел 7. Темы: 7.50-7.52. Раздел 8. Темы: 8.53.- 8.56.,8.57 |
выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; - наблюдение и оценка деловой игры; - оценка выполнения интерактивных заданий -Экзамен |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Раздел 1. Темы: 1.3. Раздел 2. Темы: 2.7. Раздел 3. Темы: 3.8, 3.9, 3.10, 3.11.,3.12.,3.13. -3.18. Раздел 4. Темы :. 4.19- 4.26., 4.28., 4.29., 4.30., 4.31.,4.33.,4.36., 4.37.,4.40.,4.41., 4.42. Раздел 5. Темы: 5.44.- 5.47. Раздел 6. Темы: 6.48., 6.49. Раздел 7. Темы:. 7.50.- 7.52. Раздел 8. Темы: 8.53.- 8.56.,8.57. | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Раздел 1. Темы: 1.1.,1.2. Раздел 2. Темы: 2.4.,2.5.,2.6. Раздел 4. Темы : 4.27., 4.32., 4.34., 4.39., 4.44. Раздел 5. Темы: 55.44., 5.45, 5.46. , 5.47. |
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Раздел 2. Темы: 2.7. Раздел 3. Темы: 3.10, 3.11.,3.13.,3.14., 3.15., 3.16., 3.17.,3.18. Раздел 4. Темы :. 4.19, 4.20., 4.21.- 4.27. Раздел 5. Темы: 5.44., 5.45, 5.46., 5.47. Раздел 7. Темы: 7.53., 7.54., 7.55., 7.56.. 7.57. |
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. | Раздел 3. Темы: 3.12. Раздел 4. Темы :. 4.29. Раздел 6. Темы: 6.48. 6.49. Раздел 7. Темы: 7.50., 7.51. |
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров | Раздел 4. Темы: 4.29., 4.30., 4.31.,4.32., 4.33., 4.34.-4.41. Раздел 6. Темы: 6.48.,6.49. Раздел 7. Темы: 7.50.-7.52. Раздел 8. Темы: 8.53.-8.56., 8.57. |
ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов | Раздел 4. Темы: 4.29., 4.30., 4.31.,4.32., 4.33., 4.34.-4.41. Раздел 6. Темы: 6.48.,6.49. Раздел 7. Темы: 7.50.-7.52. Раздел 8. Темы: 8.53.-8.56., 8.57. |