МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ЮНОШЕСКОГО НАУЧНО-ТЕХИЧЕСКОГОТВОРЧЕСТВА»
г.Армавир
МИНИ-ПРОЕКТ «ПОБЕДИТЕЛИ».
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Смолянина Елена Васильевна
2024 г.
Аннотация: Давно закончилась война 1941 – 1945 года, и все меньше остается свидетелей и тем более участников той войны. Но память о тех событиях, о людях военного времени должна сохраниться у потомков. Мы должны знать, что своей свободой и даже своим существованием на Земле мы обязаны им; воинам – освободителям, воинам – победителям. Что бы еще раз вспомнить опаленные войной годы, людей того времени, их участие в освободительной войне, мы и провели эту исследовательскую работу.
Предлагаемый мини-проект проводится в рамках предметных областей «истории», «моделирование», «технология», ИКТ. Реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление об истории АВВАКУЛ в военные годы, о моделировании военной техники, встав на позицию «историка», «конструктора», «технолога».
В ходе проектной деятельности учащиеся создадут доклад, презентацию, модель самолета.
Группа №_________
Продолжительность проекта
2 недели. 2 часа аудиторных занятий, 2 часа виртуальной экскурсии и 4 часа групповой работы над моделью самолета.
Содержание, соответствующее программе «Моделирование военной техники».
Моделирование: знание чтения чертежа, переноса чертежа модели на материал, технологии сборки модели.
Необходимые начальные знания линий чертежа их значения; умения распределять работу над моделью по операциям; навыки работы с картоном и бумагой.
Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации)
Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет (доклад)
Итоги обучения:
Расширить знания о Великой Победе в войне 1941 – 1945 года на примере АВВАКУЛ.
Уметь по чертежам создавать модели военной техники.
План проведения проекта
Введение в проект, распределение по группам.
Распределение ролей, постановка проблемных вопросов
Составление списка источников, изучение литературы.
Исследовательская работа (виртуальная экскурсия)
Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
Защита проекта
Рабочая группа из 6 учащихся.
Работали группами:
1 группа – 2 человека, сбор информации. Интернет, книги, газетные публикации. Тематические доклады.
2 группа – 1 человек создание презентации.
3 группа – 2 человека копирование чертежа модели самолета Як-1.
4 группа – 1 человек, разработка технологической карты сборки модели Як-1.
Практическая работа над моделью – вся учебная группа.
Сбор информации о Армавирской ВАШП.
Армавирская ВАШП с чего начиналось (историческая справка)
На каких моделях самолетов воевали выпускники школы.
Конструктор самолетов - истребителей.
Выпускники Армавирской ВАШП удостоенные звания Героя Советского Союза в военное время.
Практическая работа.
Выбор модели истребителя для практической работы.
Найти и скопировать чертежи этой модели истребителя.
Составить технологическую карту сборки модели.
Изготовить модель.
Презентацию проекта группа представит на занятии в виде доклада, презентации и работы над созданием модели.
План - конспект
защиты МИНИ-ПРОЕКТА «ПОБЕДИТЕЛИ».
Приветствие.
Проверка присутствующих по журналу.
Вводная часть:
Сегодня у нас немного нестандартное занятие. Сегодня мы подведем итог нашей работы над проектом, который мы назвали «Победители».
Прослушаем подготовленные вами устные доклады, совмещая их с показом слайдов, кропотливо составленных вами ранее. Читать доклады будут 6 человек, каждый по своему разделу, время на доклад от 5 до 7 минут всего 40 минут.
И практическая работа над созданием модели самолета истребителя Як-1. Ранее вы скопировали чертежи деталей самолета, сегодня из этих чертежей вы изготовите детали и соберете истребители. Окончательное оформление и покраску модели сделаете на следующем занятии. Всего времени на практическую работу 40 минут.
Прощание.
Тема следующего занятия.
Уборка аудитории.
Аннотация: Давно закончилась война 1941 – 1945 года, и все меньше остается свидетелей и тем более участников той войны. Но память о тех событиях, о людях военного времени должна сохраниться у потомков. Мы должны знать, что своей свободой и даже своим существованием на Земле мы обязаны им; воинам – освободителям, воинам – победителям. Что бы еще раз вспомнить опаленные войной годы, людей того времени, их участие в освободительной войне, мы и провели эту исследовательскую работу. Скоро мы будем праздновать День Победы. Мы с вами можем внести свой вклад по изучению истории военных лет, еще раз вспомнить имена людей которые приближали Великую Победу. В нашем городе есть училище летчиков. Узнаем частицу его истории, как воевали выпускники училища, на каких самолетах вели воздушные бои. Это будет наш маленький вклад в вахте Памяти.
Показ слайдов производит учащийся 1.
На слайде № 3 останавливается и слово для устного доклада предоставляется учащемуся 2: (время 7 мин.)
Историческая справка.
Авиационный институт города Армавира начинался с парашютной школы и аэроклуба в 1937 году. Правительство нашей Родины решило, что это хорошая стартовая площадка для развития авиации и воспитания летчиков, в которых мы так нуждались в это время. Уже в мире была накаленная обстановка, в связи с германской военной агрессией в Африке и Испании. Поэтому на базе аэроклуба 1 декабря 1940 года создается «Школа летчиков – истребителей»
Приказ N1 по школе: «С 1 декабря 1940 года считать школу существующей».
Вот уже вторая мировая война приближается к границам нашей Родины. Школа летчиков расширяется кадровым составом за счет юношей не старше 23 лет, прошедших первоначальную летную подготовку в аэроклубах, комплектуется преподавательским составом и аэродромным оборудованием.
И уже в январе 1941 г. Школе присвоено наименование «Армавирская ВОЕННАЯ авиационная школа пилотов» /АВАШП/. 23 февраля 1941 года, в день 23-й годовщины Красной Армии, в торжественной обстановке были приведены к принятию военной присяги все курсанты, красноармейцы и младшие командиры, не принявшие ее ранее.
Если сначала в школе были сформированы 4 летные эскадрильи, то к июню 1941 года уже 7 эскадрилий и значительно расширился самолетный парк.
Вот что написал в своих воспоминаниях один из первых воспитанников авиашколы Василий Сапьян : «Прибыл в Армавир в январе 1941 года. Школа тогда начиналась с «нуля»: казармы, учебные классы, штаб – все размещалось в малоприспособленных помещениях, удаленных друг от друга. Аэродром – ровная площадка на окраине города. Но нам, 18-19-летним юношам, все приносило радость. Мы готовы были переносить любые трудности, чтобы скорее стать военными летчиками-истребителями. 23 февраля мы торжественно приняли военную присягу. Поклялись защищать Родину «МУЖЕСТВЕННО, УМЕЛО, С ДОСТОИНСТВОМ И ЧЕСТЬЮ». Нет, мы не могли даже подумать тогда, что ровно через четыре месяца начнется самая трудная для нашего народа война, что через полгода Родина действительно потребует от каждого из нас защищать ее «не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Показ слайдов.
Слайд № № 4-6 Устный доклад учащийся 3(время 5 мин.)
Училище в годы войны 1941 – 1945г.г.
Война. На защиту своей Родины поднялся весь народ. Школа летчиков не осталась в стороне и уже 25 июля, то есть через месяц и четыре дня после начала войны, произвела первый выпуск лейтенантов 227 человек, подготовленных на боевом самолете И-16, (Як-1) хотя по плану первый выпуск курсантов был намечен на 23 августа 1941 года.
Курсанты торопились закончить обучение, овладеть вождением самолета и на фронт, защищать Родину, защищать свой дом, и уже в ноябре 1941 года из летно-технического состава и материальной части Армавирской ВАШП были сформированы и отправлены в действующую армию два боевых полка.
Начало войны, фашисты быстро продвигаются в глубь нашей Родины. Перед курсантами армавирской школы стоит задача, не только учиться, но и быть постоянно готовыми к защите своей школы от врага. Что бы школу не отдать врагу правительство решает в 1943 году эвакуировать ее в Фергану, там в более спокойной обстановке можно быстрее подготовить летчиков для фронта.
Несмотря на все сложности, связанные с эвакуацией школы, учебный процесс не прерывается и коллектив авиашколы в этом году сумел обучить и выпустить 384 летчика-истребителя. По итогам работы за 1943 год школа вышла в число ведущих школ ВВС страны.
В приказе заместителя Главнокомандующего ВВС Армии было отмечено: “Лучшими школами в 1943 году являлись Сталинградская, Армавирская, Кировская и Ворошиловградская военные авиационные школы пилотов”. И уже в 1944 году Армавирская школа занимает первое место по итогам учебно-боевой подготовки.
В 1945 году, год полного разгрома фашизма, школа вернулась в свой родной город Армавир.
Показ слайдов.Слайд №6. Устный доклад учащийся 4 (время 5 мин.)
Подвиги выпускников Армавирской школы летчиков.
За боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза 16 летчиков-выпускников армавирской школы.
Вот их имена:
Грищенко Петр Лукьянович
Долгарев Павел Михайлович
Забырин Николай Владимирович
Иванов Василий Митрофанович
Кожушкин Николай Алексеевич
Костиков Федор Михайлович
Кулагин Андрей Михайлович
Лобас Петр Калинкович
Логвиненко Алексей Павлович
Лусто Михаил Васильевич
Мерквиладзе Гарри Александрович
Меркулов Владимир Иванович
Олепир Алексей Иванович
Павловский Илья Михайлович
Пинчук Николай Григорьевич
Щеголев Владимир Георгиевич
Из этой общей группы Героев 13 летчиков-истребителей за годы войны лично и в групповых боях сбили 317 самолетов противника. А четверо из них – Кулагин, Меркулов, Долгарев, Павловский – от 30 до 39 вражеских машин каждый. Слайды № 7, 8, 9, 19.
Слайд № 5.
Одной из высших форм героизма советских летчиков в боевой обстановке были наземные /огненные/ и воздушные тараны по врагу. Героями воздушных таранов были не только выпускники школы, но и инструкторы, командиры звеньев авиашколы.
Родина высоко оценила ратные и трудовые подвиги личного состава школы. За боевые Отличия на фронте, за успехи в выполнении заданий командования по подготовке авиационных кадров удостоены награждения государственными орденами: в 1943 году 16 человек, В 1944 – 41человек, в 1945 – 129 человек.
Показ слайдов № 11 – 14.
Устный доклад учащийся 5 (время 5 мин.)
Техническая база училища в 1941 – 1945г.г.
Первые самолеты армавирской школы летчиков И-16, УТИ-4, УТ-2, По-2.
В апреле 1941 года перед школой была поставлена задача в течении шести месяцев обучить для страны летчиков-истребителей на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16.
К июню 1941 года учебное заведение насчитывало около 290 самолетов типа И-16, И-15, УТИ-4, УТ-2, По-2. Однако самолетов было крайне недостаточно.
Недостаточно было и аэродромов. За короткое время для обеспечения работы авиашколы были созданы 21 аэродромная площадка. Это была истинно народная стройка, площадки строили жители города и близлежащих станиц. Подразделения школы рассредоточились вокруг города в радиусе до 80 километров. Основными пунктами их размещения кроме Армавира были станицы Советская, Бесскорбная, Новоалексеевская, Константиновская, Курганская, Лабинская.
В 1942 году летная база школы получила усовершенствованные истребители Як-1, Як-7.
А уже весной 1944 года самолетный парк школы расширился за счет поступления новых самолетов Як-7б и Як-9.
Показ слайдов № 13. Устный доклад учащийся 6 (время 5 мин)
Технические характеристки самолета – истребителя ЯК-1
Як-1 - первый и один из основных истребителей семейства "Як", ставший базовым для последующих типов и модификаций. По назначению Як-1 - одноместный фронтовой истребитель, а по схеме - свободнонесущий (т.е. без подкосов и расчалок) моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полете шасси обычной схемы.
В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей. В этом истребителе гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основными истребителем Германии, Як-1 имел превосходство в скорости и во всех видах маневра.
В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны. Всего было построено 8721 самолетов этого типа.
Выпускники армавирской летной школы воевали на истребителях Як-1 и последующих модификациях Як.
Показ слайдов №№ 15, 16. Устный доклад учащийся 7 (время 5 мин.)
Конструктор Яковлев
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906, Москва
- 22 августа 1989, Москва - советский авиаконструктор,
генерал-полковник авиации (1946),
академик АН СССР (1976),
дважды Герой Социалистического Труда,
десятикратный кавалер ордена Ленина,
Депутат ВС СССР в 1946-1989,
референт Сталина по вопросам авиации.
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях.
В годы войны: 13 января 1940 г. поднялся в воздух И-26 (Як-1), который стал лучшим советским истребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда. На основе Як-1 были созданы Як-7 (1941г.), Як-9 (1942г.), Як-3 (1943г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций - всего 36737 самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Государственными премиями. КБ Яковлева было награждено орденами Ленина (1942г.) и Красного Знамени (1944г.) и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. Помимо советских орденов А.С.Яковлев получил награды Франции - офицерский крест ордена Почетного легиона и Военный крест, 1939-1945 гг. так - как на Яках воевали летчики французской эскадрильи «Нормандия – Неман»
Итог по докладам. Память о тех годах охваченных огнем живет в наших сердцах. Потомки благодарны воинам освободителям и подтверждением этого служат воздвигнутые в их честь памятники и мемориалы, как в Волгограде на Мамаевом кургане и в Москве на Поклонной горе. Не остаются без внимания и могилы воинов, люди восстанавливают их имена и ухаживают за захоронением.
Слайды №№ 17 – 23.
А сейчас переходим к практической работе.
Чертежи деталей, геометрический инструмент, клей и ножницы перед вами. Повторим технику безопасности при работе с колющим и режущим инструментом.
Можно приступать к практической работе над моделью самолета Як-1. Вы уже изготовили детали модели и составили технологическую карту на сборку самолета, вот мы сегодня и соберем модель.
Модель получилась. С работой над проектом вы справились успешно.
Узнали много нового из военной истории Армавирского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков (АВВАКУЛ) имени Главного маршала авиации П.С. Кутахова
Приобрели навыки в практической работе по моделированию.
Вывод: Интересно заниматься моделированием, знакомясь с историей данной модели, ее конструктором и применением.
Большое спасибо. До свидания.
6. Литература:
М.Тетенов. КРЫЛАТАЯ ЮНОСТЬ (Документальные очерки боевой истории Армавирского Высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени Главного маршала авиации П.С. Кутахова.) Издание училища – 1991 г.
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. — М.: Воениздат, 1990.