Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качества образования
В обществе всегда были одарённые люди. Кого считать одарённым ребенком, как выявить одарённого ребенка – эти вопросы всегда возникают у каждого учителя.
Одарённый ребенок, или вундеркинд (от нем. Wunderkind, дословно -чудесное дитя), - ребенок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Как правило, вундеркинды, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, окончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этому вопросу, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Увидеть способности каждого ученика и умело их развивать и применять на практике, задача учителя. Уже в начальной школе можно заметить у учеников определённые способности, благодаря которым они будут выделяться среди сверстников. Например, у одного ученика проявляется нестандартное мышление, у другого отличная долговременная память, у третьего неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), замечаешь быстрое осмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучении, процесс познания должен быть самоценным. Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Предлагаю учащимся условия для широкого проявления возможностей. Через решение творческих задач (проектная работа, книжки раскладушки, 3D книжки, составление «Добрых задач») разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю ученикам развитие логического мышления, памяти и внимания.
В работе с одарёнными детьми я придерживаюсь следующих принципов:
принцип разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы и формы должны отличаться определённым своеобразием. Мозговые штурмы могут использоваться во всех вариантах, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы, творческих работ. Среди форм и методов внеурочной работы богатыми возможностями выявления и развития одарённых учащихся выступают занятия исследовательской и проектной деятельностью, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, участие в различных олимпиадах, конкурсы, кружки по интересам, театральная деятельность. На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания, но и совместно с учащимися готовим различные мероприятия, материалы для проведения конкурсов, КВН, игр, соревнований. Всё это позволяет формировать положительную мотивацию по предметам, развивать кругозор, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми, способствует развитию познавательного интереса, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, даёт возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Список использованных источников:
Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
Джумагулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок. Дар или наказание. – Сфера; Санкт-Петербург,2009.
Википедия [Электронный ресурс]
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вундеркинд
Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.
Терасье Ж.К. Сверходарённые дети. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 16 с.