В мыслях мы быстрые, в слове мы яркие, в деле - упорные
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели. Это талантливый и одарённый народ. Задача учителя разглядеть и развить этот талант, эти способности или даже гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью.
Талант – это выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере. Например, в математике. Это легко заметить, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Гениальность— это уже высшая степень развития таланта, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Гениальность в детях встречается крайне редко.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями .
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют его собственная активность, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Черты, свойственные одаренным и талантливым детям в сфере психосоциального развития:
Сильно развитое чувство справедливости.
Острое восприятие общественной несправедливости Они устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.
Неспособность четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развитое чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
Художественная одаренность.Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Особенно в математике.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведениеи школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Творческая одаренность.
Социальная одаренность.Она позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (писать стихи, математика, спорт ораторство и т.д.).
ФГОС предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённыедети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». У них хорошо развито чувство юмора, обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. С этим соглашаются и родители. Это первые помощники в достижении целей.
Работа с родителями ведется в следующих направлениях:
психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
информационная среда для родителей;
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и егородителей;
поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить ихпонимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а нетолько через призму его талантов. Необходимо подготовить родителейк тому, что из одаренного ребенка вырастетодаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Одарённые дети учатся в классе со всеми остальными детьми, поэтому мы строим свой учебно-воспитательный процесс так, чтобы любые индивидуальные особенности детей поддерживались, развивались и реализовывались. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенных задач.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике;
- индивидуальные творческие задания.
Участие в данных видах деятельности даёт возможность реализовать свои таланты.
При организации работы учителя свою работу необходимо начать с планирования. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Работа ведётся также и на уроках. Наша работа на уроках осуществляется через обучение по УМК «Перспектива».
На уроках литературного чтения использую форму диалогического общения. Диалог способствует пробуждению в ребёнке творческих сил, способствует увеличению учебной активности, анализировать, позволяет ребёнку выразить себя, самоутвердиться.
На уроках математики ведётся целенаправленная и систематическая работа по развитию у детей умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Позволяем выбирать дополнительные задания. Это могут быть сообщения, презентации по изученным темам. Подбирая сложные задания, требующие нестандартного решения, заставляем развиваться ребёнка, идти вперёд.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.
Одарённые дети интуитивно выбирают самый эффективный формат. Способ их решения необычен и нестандартен.
Одарённые дети любопытны. Они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить простым словом, поэтому лучших помощников на уроке не найти. И самое главное хвалить и отмечать особые стороны и результаты.
Работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Например, программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность» развивающие познавательные УУД:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают и трудности. Практика показывает, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать , что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому важно не пройти мимо одарённого ребёнка.
Список использованной литературы
Рабочая концепция одаренности. Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети»/ под ред. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C./2003
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе — М; 2000
Дьяченко О.М. Одаренный ребенок — М; 1997