МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Председатель НМС МБОУ СОШ №7 г. Бирска, заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________ Г. А. Закирова Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №7 г. Бирска __________ В. Г. Галлямутдинов Приказ №144-К от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для 9Б класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Тимерханова Айгуль Мадарисовна
учитель английского языка
Бирск – 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по внеурочному курсу, на основе которой разработана рабочая программа | 1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). 2) Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ № 7 г. Бирска РБ, утвержденная приказом от 29 августа 2023г.; 3) Локальный акт «Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан» |
Формы организации учебных занятий | В рамках занятий реализуется системно-деятельностный подход посредством использования современных технологий деятельностного типа. Формой организации учебных занятий является индивидуальная, парная, групповая работы, коллективные и индивидуальные консультации, самостоятельная работа |
Актуальностьиназначениепрограммы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего образования, федеральных образовательных программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.ЭтопозволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствешкольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
формированиеинтересакпознанию;
формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважительного отношения кправам исвободам других;
выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовыхнорм;
созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
осознаниесвоего меставобществе;
познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеуроч-
ной деятельности «Разговоры о важном» составляютследующиедокументы.
Федеральный закон "Об образовании в РоссийскойФедерации"от29.12.2012№ 273-ФЗ
СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасности РоссийскойФедерации».
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021 №64100).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021 №64101).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022 №69676).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии17.08.2022 №69675).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая2012г.№413«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии7июня2012г.№24480)
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.09.2022 №70034).
ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправленииметодическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»»от15.08.2022№ 03–1190.
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74229).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№370«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74223).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№371«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74228).
Программа реализуется в работе с обучающимися 9Б класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделю по понедельникам,первымуроком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформированиесоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудляконструктивного иответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека всовременнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногомира,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожественнойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношениемкокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных образовательных программ начального общего, основного общего исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммевоспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих ихвовлеченностьвсовместнуюспедагогомисверстниками деятельность.
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
соответствиедатамкалендаря;
значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендаревтекущем году.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОтечества», «НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникиповоспитанию)»,«Деньроссийской науки»ит.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.Например,«190-летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки», «215-летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсо днярожденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихического здоровья,профилактикабуллинга)» идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитательнойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобеспечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданско-патриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценариявнеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредметомобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина;
историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипродолжитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладывается
изобъединенияиндивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачества:благодарность,уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612г.
каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,продолжает егодостижения,традиции;
семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также вгуманномотношении кстаршим поколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпроблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолжен воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёкихпоколений:любовькродной земле,малойродине,Отечеству.
патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродному дому,малойродине;
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;чувствегордостизаисторию,культуру своего народаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни.
доброта—этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочьбезожиданияблагодарности;
благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России впрошлыевременаивнастоящее время,тема волонтерства.
семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямии т.д.;
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;
обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвоватьвовсех ее делах,помогатьродителям;
семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейныеценностипредставлены втрадиционныхрелигиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»,«Новогодниесемейные традицииразныхнародовРоссии» идр.
культура общества — это достижения человеческого общества, созданныенапротяжении егоистории;
российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире;
культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительство,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,изобразительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтомумногиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведенийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии», «Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународному днюцирка)».
наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящиесвоюдеятельность;
в России совершено много научных открытий, без которых невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают впроцессеобсуждениятем:«190-летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Я вижуЗемлю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавнеурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитываетрегиональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразвитияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпредлагаетсявместесродителями,другими членами семьи.
Личностноеразвитиеребёнка–главнаяцельпедагога.Личностных результатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увлекаяшкольниковсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием.
Задачапедагога,транслируясобственныеубежденияижизненныйопыт,датьвозможностьшкольнику анализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогающиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахреализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможности,которыепредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличныхвозрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники чемгордимся, о чемпомним,чтобережем?
ЗояКосмодемьянская–еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпримеромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истинойлюбви к своейРодине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваиблагополучиегражданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,страны– достойноуважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставники«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развитиякаждомуребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь– основа хорошихотношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрорешаемыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивномусостоянию,которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какналадитьотношениявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«травли»других,необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,признанныйвовсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,великоекультурно-историческоенаследие,отображаетто,чтообъединяет нас как нацию.Развитие отечественногокиноотражает не толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,нарядуслитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчествомталантливых людей,систориейикультурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,беспримерноесамопожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Военнослужащиеспецназаобладаютособымипрофессиональными,физическимииморальнымкачествами,являютсядостойнымпримеромнастоящего мужчины.
Единствонации–основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонарода,уважениетрадиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымвжизнистраны.Пока мыедины–мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,как границы государства, это основа и залог существования современной страны.Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологическийсуверенитетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокотехнологичныхотраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением ктехнологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которыесоздают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.Основасемьи–этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.ЧувстволюбвиксвоейРодинечеловекнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–этонепросто территория,это,преждевсего то,что мылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСевастопольская,сёстры милосердия– историяи современность.
Россия—странасгероическимпрошлым.Современныегерои—ктоони?
Россияначинаетсясменя?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязанностей.Ответственность —этоосознанноеповедение.
Новыйгод—праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашейстране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациидопоявленияписьменности.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедоровым:«Радискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигеначались450летназад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?Выплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРФ.
Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный паек. О провале планов немецких войск.80 лет назад город-геройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистской блокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетправами?Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзныхгосударстви поддерживаютих.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявнашейстране.190-летиевеликогорусскогоучёного-химика,специалиставо многихобластях наукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмире,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей странысегодняможетоткрытьдля себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождениявеликогорусскогофлотоводца, командующегоЧерноморскимфлотом (1790—1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—1800),адмирала(1799)Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место вжизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семьюи самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.ПоддержкапрофессиональногосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподростков.Проблемы,скоторымионисталкиваются,испособыих решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадкафестиваля.Историческиефакты появлениявсемирного фестивалямолодежи истудентов.Фестивали,которыепроходили внашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойавиации.Героизмконструкторов,инженеровилетчиков-испытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.Современноеавиастроение.Профессии,связанные савиацией. Красивейшийполуостровс богатой историей. История Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.ДостопримечательностиКрыма.
Россия–здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжны
стремитьсяподдерживатьздоровыйобразжизни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюрольвукрепленииэкономическогопотенциалаи социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофессии.
Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавты-рекордсмены.Подготовка кполету—многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«ВечеровнахутореблизДиканьки».Сюжеты,герои,ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальныпосейдень. Экологичноепотребление—способпозаботитьсяосохранностипланеты. Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблюдатьэко-правила —не таксложно.
ИсторияПраздникатруда.Труд–этоправоилиобязанность человека?
Работамечты.Жизненноважныенавыки.
ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды. Поисковоедвижение России.
МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
19мая1922года—деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесозданияидеятельность.Причины,покоторымдетиобъединяются.
НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения. ВкладА.С.Пушкинавформированиесовременноголитературногорусского языка.
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольникамиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
Личностныерезультаты:
Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(волонтерство, помощьлюдям,нуждающимсявней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающих вродной стране.
Всфередуховно-нравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства.
Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяидругих, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;уважениек трудуирезультатам трудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средствомпознания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основных социальныхролей,соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественногоповедения,формсоциальнойжизнивгруппахисообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другойкультурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своейкомпетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться удругихлюдей,умениеосознаватьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;осознаватьдефицитысобственныхзнанийикомпетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлятьвзаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия сучетомвлияниянаокружающуюсреду,достиженийцелейипреодолениявызовов,возможных глобальныхпоследствий.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформациипокритериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно; эффективносистематизироватьинформацию.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;выражатьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсвоивозражения;в ходе диалогаи(или)дискуссиизадавать вопросыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачии поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходимостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обменмнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, оценивать качество своего вклада в общий продуктпо критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результатыс исходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижениерезультатов,разделятьсферуответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогочеловека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выраженияэмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своеправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевокруг.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменнойречевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: созданиеустныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений,чтенияучебно-научной,художественнойинаучно-популярнойлитературы;участиевдиалогеразныхвидов:побуждениекдействию,обменмнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,изучающим,поисковым);формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;выделениеглавнойивторостепеннойинформации,явнойискрытойинформациивтексте;извлечениеинформацииизразличныхисточников,ееосмыслениеиоперированиеею.
Литература:пониманиедуховно-нравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданственностиипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;овладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроизведениях,сучетомнеоднозначностизаложенныхвниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценкупрочитанному.
Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреи традицияхнародовРоссииидругих стран.
Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациитехническихсредствинформационно-коммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповедения всети.
История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими периодами, событиями региональной и мировой истории, событияистории родного края и истории России; определять современников историческихсобытий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры,быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойисториииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,процессовизнаниенеобходимыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьсущественныечертыихарактерныепризнакиисторическихсобытий,явлений,процессов;умениеустанавливатьпричинно-следственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) сважнейшимисобытиямиXX-началаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузрениясопоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразныхтипов;приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной ирелигиозной принадлежности на основе национальных ценностей современногороссийского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мираивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякисторическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание:освоение и применение системы знаний: о социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;осодержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной,духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционногостроя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовомстатусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаиэкстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав исвобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм, историческое единство народов России, преемственность историинашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличныхсферахобщественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессовв различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясенийисоциально-экономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущности,взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опоройна обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальныйопыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями оморальном и правовом регулировании поведения человека, личным социальнымопытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных норм,экономическойрациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народовРоссии.
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсвойствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачестважизничеловекаиокружающейегосредынапланетеЗемля, в решении современных практических задач своего населенного пункта,Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприродными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемымигеографическимиявлениямиипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразныхгеографическихусловиях сточкизренияконцепцииустойчивогоразвития.
9Бкласс(1часвнеделю)
Темы | План | Факт | Основноесодержание | Деятельностьшкольников |
Деньзнаний | 04.09 | Знакомство с проектамиРоссийскогообщества«Знание». Возможности,которыепредоставляют проекты общества.«Знание»дляобучающихсяразличныхвозрастов. | Участиевовступительнойбеседе.Просмотрроликаонеобходимостизнанийдляжизненногоуспеха. Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которыеприсущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и отом,как можноихдостигнуть. | |
Там,гдеРоссия | 11.09 | Родина—нетолькоместорождения.История,культура,научныедостижения:чеммыможемгордиться? | УчастиевовступительнойбеседеоРоссии.ПросмотрроликаоРоссии. Интерактивнаявикторина. Чемполезныфенологическиенаблюдения.Ихрольвжизничеловека. | |
Зоя. К 100-летию со днярождения ЗоиКосмодемь-янской | 18.09 | Зоя Космодемьянская – её подвигбессмертен,еёимясталосимволоммужества и стойкости, а жизнь служитпримеромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истинойлюбвиксвоейРодине. | Участиевбеседе.ПросмотрвидеороликаожизнииподвигеЗои. Участиевбеседеотом,каквоспитываютсячертыличностигероя. ПодвигЗоибылподвигомрадижизнибудущихпоколений.Взащитувсего,чтолюбилаэтамолодаядевушка.Просмотр интерактивнойкарты,беседаосохранениипамятниковгероям. | |
Избиратель-наясистемаРоссии (30 летЦИК) | 25.09 | Право избирать и быть избраннымгарантированоКонституциейРФкаждомугражданинунашейстраны. Жизнь,свобода,праваиблагополучие граждан является однойизглавныхценностей,апроявлениегражданскойпозиции,желаниеучаствоватьвразвитиисвоегогорода, региона,страны – достойноуважения. | Участиевовступительнойбеседе.Просмотрвидеороликаобистории Центральнойизбирательной комиссии. Обсуждениеситуаций,возникающихвсвязисголосованиемивыборами. Выполнение интерактивного задания «Избирательная системавРоссии». | |
День учителя(советники повоспитанию) | 02.10 | Ценностьпрофессииучителя.Советник по воспитанию – проводникв мир возможностей, которые создалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставники«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлективвдружнуюкоманду,такивыстроитьличнуютраекториюразвитиякаждому ребенку. | Просмотрвидеоролика. Участиевкоманднойработе:какимдолженбытьсовременныйУчитель?(созданиекластера). Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если быя был учителем, какими качествами обладал…, как относился быкученикам…,какготовилсякзанятиям…,какиевспомогательныесредстваиспользовалдляпроведенияуроков?»; «Чемможетпомочьсоветникповоспитанию?» |
О взаимо-отношениях вколлективе(Всемирный деньпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга) | 09.10 | Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрорешаемыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивному состоянию, которое, всвоюочередь,можетпривестикпроблемамфизическогоздоровья,конфликтам сблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какналадитьотношениявколлективе, сохранитьсвоепсихическоездоровье,каксмотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой «травли»,исамомунеопуститьсядо «травли»других,необходимывсем. | Мотивационнаябеседаовзаимосвязифизическогоипсихическогоздоровья. Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья издорового образажизни. Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждениеих.Беседаобуллинге,егопричинахивреде,которыйонпричиняетчеловеку. Мастер-класс«Магияигры»,входекоторогошкольникиучаствуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс ипсихологическоенапряжение,выплеснутьнегативныеэмоции. Мозговойштурм«Моиправилаблагополучия»,входекоторого школьники составляют список лайфхаков класса о том,как подростку справляться со стрессами, излишним давлениемвзрослых. Итоговаярефлексивнаябеседа,школьникиобсуждаютхарактеристикиидеальногоколлектива, вкоторомим былобыкомфортнонаходиться.. | |
По ту сторону экрана.115леткиновРоссии | 16.10 | Развитиеотечественногокиноотражаетнетолькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,нарядуслитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнестисвоипоступкиспоступкамигероев, анализироватьирефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий, створчествомталантливыхлюдей,систориейи культуройстраны. | Мотивационная беседа о любимых мультфильмах икинофильмах,жанрахкино. Просмотрвидеороликаобисториироссийскогоигровогокино. Обсуждениеролика. Беседаобудущемкинематографавцифровуюэпоху. Интерактивнаяигра,входекоторойшкольникиназываютмультфильмилифильмпоегоотрывку. Игра«Ты-актер»,гдедетипробуютсебявролиактеровнемогокино. Итоговая беседа о возможности созданиясобственногофильмаоклассе,сделанногорукамишкольников. | |
Деньспецназа | 23.10 | Подразделенияспециальногоназна-чения (спецназ) в России имеютособуюзначимость,ониолицетворяютслуже-ние Отечеству, мужество и силудуха, беспримерноесамопожертвование,готовностьмгновенно прийти на помощь Родине.Военнослужащиеспецназаобладаютособымипрофес-сиональными,физическими имораль-нымкачествами, являются достойным примеромнастоящегомужчины. | Участиевовступительнойбеседе,просмотрвидеороликаовидахподразделений специальногоназначениявРоссии. Участиевобсуждении:«Качестваличностибойцаспецназа». Выполнение интерактивного задания «Что важнеедляспецназовца –умилисила?» |
Россия:взглядвбудущее. Технологический суверенитет/цифроваяэкономика / новые профессии | 13.11 | Технологическийсуверенитетрешает задачиобеспечениябезопасности, получения энергии,продовольственной независимости,транспортной связности. Логикаразвития экономики предполагаетзащиту и формированиевысокотехнологичных отраслей свысокой долей интеллектуальныхвложений. Развитие цифровойэкономикипредполагаетвыстраиваниесистемыэкономических, социальных икультурныхотношений,основанныхна использовании цифровыхинформационно-коммуникационныхтехнологий. Появление новыхпрофессийсвязаносцифровизациейэкономики, движением ктехнологическомусуверенитету. | Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологи-ческийсуверенитет»,«цифровая экономика». Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших всовременную жизнь многих россиян, в экономику, образование икультурустраны.Дискуссия,входекоторойшкольникивысказывают своимненияовозможностяхирисках,которыепоявляются в связи спроникновением искусственного интеллектавомногиесферынетолькоэкономики,ноикультуры,образования,спорта. Игра-викторина«Языкнедлявсех»,входекоторойшкольники знакомятся с новыми понятиями в области цифровыхтехнологийиспрофессиямибудущего. Интерактивноепутешествиепогородупрофессийбудущего,входекоторогошкольникизнакомятсясдвенадцатьюнаправлениямипрофессиональнойдеятельности,которыеохватывают 50перспективныхпрофессий. Рефлексивнаябеседа,входекоторойпедагогпроситшкольниковзавершитьнекоторыеизпредложений,например: «Самоебольшоеоткрытие,котороеясделалнаэтомзанятии–это …»;«Всеговорят, что безцифрысегодняшняяжизньпростоневозможна,ясэтимутверждением…»;«Еслиуменяспросят, готовлия учится всю своюжизнь,тояотвечу…» | |
О взаимо-отношениях всемье(Деньматери) | 20.11 | Мама — важный человек в жизникаждого.Материнскаялюбовь—простаяибезоговорочная. Легколибытьмамой? | Участиевигре«Незаконченноепредложение»,вовремякоторой каждый школьникпродолжаетпредложение «Первое,чтоприходитвголову,когдаяслышу слово«мама»…» Участиевгрупповомобсуждениислучаевнедопониманиямамидетей. Поискпричинэтоговпроцессегрупповойработы. Участиевбеседеотом,чтоделаетнаших мамсчастливыми | |
ЧтотакоеРодина?(региональ-ный и местныйкомпонент) | 27.11 | Что для каждого человека означаетслово «Родина»? Это родители, семья,дом, друзья, родной город, регион, всянаша страна и народ. Чувство любви ксвоей Родине человек несет в себе всюжизнь.Родина–этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбими готовызащищать. | Участиевбеседеотом,когдакаждыйизнасчувствовалгордостьпривидегосударственныхсимволовнашейстраны.Какова региональная символика? Что означают элементы герба,флага? Знакомство с традициями народов, живущих на территорииРоссии. Участие в дискуссиио том,что объединяет людей разныхнациональностейводнойстране,чтоимв этомпомогает? |
Мывместе | 04.12 | ИсториясозданияКрасногоКреста.Особенностиволонтерскойдеятельности.ВолонтерствовРоссии | ЗнакомствошкольниковсинформациейосозданиивМеждународногоКомитетаКрасногоКреста. Участие в обсуждении вопроса: действительно ли созданиеименно этой организации можно считать началом волонтерскогодвижения? Работавгруппахпосоставлениюспискаособенностейволонтерскойдеятельности. Обменисториямиизжизниоволонтёрскойдеятельности | |
Главныйзаконстраны | 11.12 | ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязанностей. Ответственность — этоосознанноеповедение | Участиевовступительнойбеседе о значении слова «конституция»иожизнибезконституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушениеправили невыполнениеобязанностей. Участиевигре«Незаконченноепредложение»,вовремякоторойкаждыйшкольникпродолжаетпредложение«НужнознатьКонституцию,потомучто…» Участиевдискуссииобосознанномповедениииличнойответственности | |
Героинашеговремени | 18.12 | Россия—странасгероическимпрошлым. Современные герои — ктоони?Россияначинаетсясменя? | Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашейстраны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизметех,ктовставалнаеезащиту. Участиевдискуссииотом,естьлиместогероизмусегодня? Обсуждениемненийшкольников. Участиевигре«Качествасовременногогероя» | |
Новогодниесемейныетрадиции разныхнародовРоссии | 25.12 | Новый год — праздник всей семьи.Новогодниесемейныетрадиции.Новогодниеприметы. РазличныетрадициивстречиНовогогодауразныхнародовРоссии. | Игра «Вопрос из шляпы». Участиевдискуссии«Поделисьновогоднейтрадицией, котораяобъединяетнародынашейстраны». Участиевбеседеотом,чточащевсегомымечтаемоматериальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели быизменитьвсебевНовомгоду? Участиевразговореоновогоднихприметах,подарках. | |
Налоговаяграмотность | 15.01 | Современныйчеловекдолженобладать функциональнойграмотностью, в т. ч. налоговой.Длячего собираютналоги?Чтоониобеспечивают для граждан? Выплатаналогов–обязанностькаждого гражданинаРФ. | Беседаотом,чтотакоеналоговаясистема. Блиц-опрос«Длячегогосударствунеобходимбюджет?».Беседа«Праваиобязанностиналогоплательщика». Интерактивноезадание«Создайираспределибюджет». | |
Непокорен-ные. 80летсодняполногоосвобождения Ленинградаот фашистскойблокады | 22.01 | Голод, морозы, бомбардировки —тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный паек. Способы выживанияленинградцев. О провале планов немецких войск.Огероизмесоветскихвоинов, освободившихгороднаНеве. | Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда;какимобразомгородпопалвкольцо;зачемГитлерхотелзахватитьгород;почемуЛадожскоеозероназываютдорогойжизни;чемсталополноеосвобождениеЛенинградаотфашистскойблокадыдлявсейстраны,дляхода ВОВ?» Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденномгороде. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планамГитлеранесужденобылосбыться? |
Союзники России | 29.01 | Ктотакойсоюзник?Какие обязанности оннасебяпринимает,какимиобладаетправами?СоюзникиРоссии–государства,которыеразделяютиподдерживаютнашиобщиецен-ности,уважаюткультуру,стремятсякукреплениюсоюзныхгосударствиподдерживают их. | Беседаогосударствах-союзникахРоссийскойФедерации. Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяютсоюзники?». Дискуссия:праваиобязанностисоюзныхгосударств. Вчемзаключаетсясоюзническаяподдержка?ЧтоРоссияделаетдля союзников? | |
190летсоднярождения Д.Менделеева. Деньроссийскойнауки | 05.02 | Цивилизациябезнаучныхдостижений.Научныеитехническиедостижениявнашейстране.Вкладроссийскихученыхвмировуюнауку. Д.И.Менделеевирольегодостиженийдлянауки. Достижения науки в повседневнойжизни.Плюсыиминусынаучно-техническогопрогресса. | Участиевовступительнойбеседеотом,какойбылабыжизньчеловекабез научныхдостижений. Участиевбеседеобосновныхнаучныхитехническихдостиженияхв нашейстране. Участиевинтерактивномзадании«Д.И.Менделеев:нетолькохимия». Участие в блиц – опросе «Пример использованиядостиженийнаукивповседневной жизни». Работавгруппахсдальнейшимобобщением:«Плюсыиминусынаучно-техническогопрогресса» | |
Деньперво-открывателя | 12.02 | Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмире,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали,открывалирусскиеземлепроходцы.Удивительныеуголкинашейстранысегодняможетоткрытьдлясебялюбойшкольник. | Мотивационнаябеседаопервооткрывателях,открытияхиудивительных местах России. Мозговой штурм, школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названийдеревьев,кустарниковицветов,которыерастутвихрегионе. ПросмотриобсуждениевидеороликаРусскогогеографическогообществаорусскихземлепроходцах. Игра«Свояигра»,разыгрываютсявопросыобуникальныхместахРоссиииихпервооткрывателях. Рефлексивнаябеседасошкольниками,онипродолжаютпредложения,началокоторыхпроизноситпедагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальныхсетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал быего…»;«Каждыйможетстатьпервооткрывателем,потомучто …». | |
ДеньзащитникаОтечества. 280летсоднярожденияФедораУшакова | 19.02 | ДеньзащитникаОтечества:историчес-киетрадиции.Профессиявоенного:кто еёвыбираетсегодня. Смекалка в воен-ном деле. 280-летиесоднярождениявеликогорусскогофлотоводца,коман-дующегоЧерноморскимфлотом(1790 - 1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798 -1800),адмирала(1799)Ф.Ф.Ушакова. | Участиевинтеллектуальнойразминке«ЧтовызнаетеоДнезащитникаОтечества». Участиевдискуссииопричинахвыборапрофессиивоенного. Участие вработе впарах: знакомствоспримерами военныхдействий,вкоторыхвыру-чаласмекалка. Историяисовременность:урокиадмирала Ушакова. Участиевбеседеотом,какжителиРоссиивыражаютсвоюблагодарность защитникамОтечества |
Какнайтисвоеместовобществе | 26.02 | Что нужно для того, чтобы найтидрузейисамомубытьхорошимдругом? Примеры настоящей дружбы.Чтонужнодлятого,чтобысоздатьхорошуюсемьюисамомубытьхорошимсемьянином.ПоддержкасемьивРоссии.Чтонужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом. Поддержкапрофессиональногосамо-определенияшкольниковвРоссии. | Проблематизирующаябеседаотрехслагаемыхуспешнойсамореализациичеловекавобществе:дружбе,семьеипрофессии. Выступление федерального. Рефлексивнаябеседа«Моебудущее»,входекоторойшкольникиобсуждаютвопросыотом,какнайтихорошихдрузей,как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться ввыборепрофессии. Групповаяработа«Чтоявозьмуссобойвовзрослуюжизнь?»,в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточеквыбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набормогут входить, например, карточки «умение готовить», «умениедружить»,«умениеучиться»,«знатьязыки»,«умениешутить»и т.д. | |
Всемирный фестивальмолодежи | 04.03 | Всемирный фестиваль молодежи –2024. Сириус – федеральная площадкафестиваля.Историческиефактыпоявлениявсемирногофестивалямолодежиистудентов.Фестивали,которыепроходиливнашейстране. | Групповая работа по созданию кластера «Всемирныйфестивальмолодежи». ИсторическаясправкаобисториивозникновенияВсемирногофестиваля молодежи. Беседа«Эмблемыисимволыфестивалей». Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 вподробностях». | |
«Первымделомсамолеты». Огражданс-койавиации | 11.03 | Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойавиации.Героизм конструкторов, инженеров илетчиков-испытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков. Современное авиастроение. Профес-сии,связанныесавиацией. | Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотелподнятьсявнебо?»,входекоторойобсуждаютсясобытия,связанныеспервыми попыткамичеловека«обрестикрылья». Видеороликобисториироссийскойавиации,отпервогополетав1913годунапервомвмиречетырехмоторномсамолете «Русский витязь»досовременных авиалайнеров"Суперджет",МС-21,Ил-114-300,Ту-214,Ил-96,"Байкал". Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которойшкольники знакомятся с легендарными российскими пилотами,испытателями,конструкторами. Мастер-класс«Тренажерлетчика»,входекоторогошкольникивыполняютнекоторыеупражненияизадания, которыепредлагаютсовременнымпилотампри профотборе. Рефлексивнаябеседа«Ямогустатькемзахочу,илиуженет?»,в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которыенакладываетпрофессияпилота,отом,какможетреализоваться мечтаонебе,дажееслинельзястатьлетчиком. | |
Крым.Путьдомой | 18.03 | Красивейший полуостров с богатойисторией.ИсторияКрымскогополуострова.ЗначениеКрыма.ДостопримечательностиКрыма | УчастиевбеседеогеографическомположенииКрымасиспользованиемкарты. СамостоятельнаяработапоизучениюинформациипоисторииКрыма. Работа в группах с обобщением: что с древних временпривлекалоразныенароды вКрымскомполуострове? Обменмнениями:чтобывырекомендовалипосетитьвКрыму |
Россия-здороваядержава | 01.04 | Здоровыйобразжизни–приоритетноенаправлениевбольшинствегосударствмира. Основные составляющиездо-ровья. Современныепроекты,связан-ныесоздоровьем. | Дискуссия«Основныеправилаздоровогообразажизни».Групповаяработа: составлениепамяткиоЗОЖ. Дискуссия«Следуешьмоде–вредишьздоровью»(отату,пирсинге,энергетикахит.д.). | |
Цирк! Цирк! Цирк! (КМежду-народному днюцирка) | 08.04 | Цирк как фантазийное и сказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка,цирковыединастииРоссии.Знаменитыенавесьмирроссийскиесилачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофессии. | Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная спервого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877году. Беседаосовременномцирке,причинахегопопулярностиудетейивзрослых,овидахцирковогоискусства. Мастер-класс«Фокусздесьисейчас»,входекоторогошкольникиразучиваютнесколькопростыхфокусов. Видео-викторина«Клоун»,входекоторойшкольникизнакомятся великими российскими клоунами. Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживатьоптимизм всебеи вокружающих. | |
«Я вижу Землю!Этотаккрасиво». | 15.04 | Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавты-рекорд-смены. Подготовкакполёту—многолетнийпроцесс. Художественный фильм «Вызов» -героизмперсонажейиреальныхлюдей. | Участие во вступительной беседе об основных историческихсобытияхвкосмонавтике.Самостоятельнаяработавгруппах:найтивинтернетеинформациюокосмонавтеисделатьсообщениедляодноклассников(ГерманТитов,ВалентинаТерешкова,АлексейЛеонов,СветланаСавицкая,ВалерийПоляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка,АнатолийСоловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.Обсуждениефильма«Вызов»-вчемзаключалсягероизмглавных действующихлициактрисыирежиссера фильма. | |
215-летие со днярожденияН.В.Гоголя | 22.04 | НиколайГоголь–признанныйклассикрусскойлитературы,авторзнаменитых«Мертвыхдуш», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близДиканьки». Сюжеты, герои, ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальныпосей день. | Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуацииизпроизведенийГоголяможнобылоназватьсовременными. Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.Гоголя. Интерактивная игра, школьники по отрывкамизтелеспектаклей,кинофильмов,иллюстраций,созданныхпопроизведениям Н. Гоголя, называют произведение и егоглавныхгероев. Дискуссия, школьники обсуждают фразу И.А.Гончарова«Он, смешаисмеясь,невидимо плакал…». | |
Экологичноепотребление | 29.04 | Экологичноепотребление-способпоза-ботитьсяосохранностипланеты.Экологическиепроблемыкакследствия безответственногоповедениячеловека. Соблюдатьэко-правила - нетак сложно | Участиевовступительнойбеседеобэкологическомпотреблении.Обсуждениеэкологическихпроблем,существующих в России, и роли людей в их появлении, поискирешений. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,которыелегкоможетсоблюдатькаждый |
Трудкрут | 06.05 | ИсторияПраздникатруда. Труд—этоправоилиобязанностьчеловека? Работамечты.Жизненноважныенавыки | БеседаобисторииПраздникатруда. Участиевдискуссии:«Труд—этоправоилиобязанностьчеловека?» Мозговойштурм-обсуждениекритериевработымечты. Блиц-опрос«Владеетеливыэлементарнымитрудовыми навыками?» | |
Урокпамяти | 13.05 | История появления праздника ДеньПобеды. Поисковое движение России.МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.Бессмертныйполк | Участиев беседеобисториипоявленияпраздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляеттысячи человек заниматься поиском и захоронениемостанковпогибшихзащитниковОтечества? Обменмнениями:естьливвашейсемьетрадицияотмечатьДеньПобеды?УчаствуетлисемьявшествияхБессмертного полка? | |
Будьготов! Коднюдетскихобществен-ных органи-заций | 20.05 | 19 мая 1922 года — день рожденияпионерскойорганизации.Цельеёсозданияидеятельность.Распадпионерскойорганизации.Причины,покоторымдетиобъединяются | Участиев беседео пионерскойорганизации. Участиевдискуссииотом,какоедолжнобытьдетскоеобщественноеобъединение,чтобывамзахотелосьвнеговступить. Участиевмозговомштурмеповыдвижениюпричин,покоторымдетиобъединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественныеобъединения | |
Русский языкВеликийимо-гучий.225соднярожденияА.С.Пушкина | 24.05 | НеизвестныйПушкин. ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.Пушкинавформированиесовре-менноголитературногорусскогоязыка. | Брейн-ринг «Узнай произведение по иллюстрации».Историческаясправка«МалоизвестныефактыизжизниА.С. Пушкина». Эвристическаябеседа«МыговоримнаязыкеПушкина».Интерактивныезаданияназнаниерусского языка. |