МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ШМО учителей искусства и музыки | Председатель НМС МБОУ СОШ №7 г. Бирска, заместитель директора по | Директор МБОУ СОШ №7 г. Бирска |
МБОУ СОШ №7 г.Бирска | учебно-воспитательной работе | __________Галлямутдинов В.Г. |
__________ Силантьев М.С. Протокол №1 от "28" августа 2023 г. | ______________Закирова Г.А. Протокол №1 от "29" августа 2023 г. | Приказ №144-К от "31" августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметной области «Искусство» (Музыка)
«В МИРЕ МУЗЫКИ»
для 5А, Б, В, Г, Д классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Тимерханова Айгуль Мадарисовна
учитель музыки
Бирск – 2023 г.
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. «В мире музыки» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования (1—4 кл.) и основного общего образования (5—8 кл.).
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области
«В мире музыки» учитывает практический опыт образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания.
Программа «В мире музыки» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования 5 классы. Частота и регулярность занятий — по 1 часу 1 раз в 2 недели. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны различные организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности участников образовательных отношений.
Внеурочные занятия хоровым пением организуются для каждого класса отдельно. По решению родителей (законных представителей) обучающихся занятия посещают все ученики класса либо только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого соответствующие способности.
Данная организационная модель может быть использована для проведения объединённых внеурочных занятий для обучающихся одной параллели (1 кл., 2 кл. и т. д.). Занятия являются предметом по выбору не обязательным для посещения всеми обучающимися парраллели.
Данная модель предполагает, что в хоровом коллективе могут одновременно заниматься обучающиеся разных классов и параллелей. В хоровом коллективе начального уровня могут заниматься учащиеся первого года обучения, в хоровом коллективе следующего уровня — обучающиеся, которые занимаются хоровым пением второй-третий год и т. д.
Данная модель предполагает, что в едином коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки. Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируются за счёт репертуара, грамотного разделения хористов на партии, использования потенциала творческого наставничества старших обучающихся над младшими товарищами.
Количество участников одного хорового коллектива может составлять от 15 до 60 человек. При наличии большего количества желающих целесообразно распределить обучающихся на группы, сохранив возможность проведения сводных репетиций перед выступлениями.
По форме проведения занятия подразделяются на четыре типа:
индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие:
при наборе в хор;
при переходе из одного класса/уровня в другой;
для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых навыков обучающихся;
для работы с неточно интонирующими обучающимися («гудошниками»);
для работы с солистами, одарёнными обучающимися;
комбинированное занятие — групповая (по партиям) и коллективная вокально-хоровая работа;
сводная репетиция;
концертное выступление.
Важным условием полноценного освоения обучающимися данной программы является профессиональное кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Высокие результаты возможны только при условии проведения занятий педагогом, имеющим профессиональную дирижёрско-хоровую подготовку.
Значительный вклад в качество хоровых занятий вносит концертмейстер.
При большом количестве обучающихся, занимающихся в хоровом коллективе под управлением одного педагога (дирижёра), возникает необходимость в дополнительной помощи хормейстера. Таким образом, в реализации данного направления могут быть задействованы более одного (оптимально — три) специалиста с профильной музыкально-педагогической подготовкой.
В соответствии с положениями обновлённого ФГОС данные кадровые условия могут быть реализованы как непосредственно силами педагогического коллектива образовательного учреждения, так и с привлечением специалистов из сферы культуры, системы дополнительного образования по линии сетевого взаимодействия.
Материально-техническим условием реализации данной программы является наличие просторного помещения с фортепиано.
Цели и задачи программы «В мире музыки» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и ООО, Примерных программ по музыке НОО и ООО, являются их логическим продолжением.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-об- разного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальнойпозиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «В мире музыки» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания впевания каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий по «В мире музыки» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе и девятью модулямив основной школе. Преемственность тематических линий между начальным и основным образованием может быть представлена следующим образом:
Основная школа |
«Жанры музыкального искусства» |
«Музыка моего края» |
«Народное музыкальное творчество России» |
«Музыка народов мира» |
«Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» |
«Европейская классическая музыка» |
«Русская классическая музыка» |
«Современная музыка: основные жанры и направления» |
«Связь музыки с другими видами искусств» |
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры программы по предмету «Музыка», позволяет развивать её тематические линии и в программе внеурочной деятельности «В мире музыки». Такой подход позволит учителю наиболее эффективно использовать учебное время, учитывая возможности и потребности обучающихся, условия организации различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания, совершенствования важнейших предметных умений и навыков.
Тематический модуль | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
Музыкальная грамота | Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры, штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.). Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие, многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо). | Сольмизация, хоровое сольфеджио: проговаривание, пропевание по нотам попевок, мелодий изучаемых произведений. Анализ мелодического и ритмического рисунка песни (направление движения, поступенное движение, скачки, повторы, остановки кульминации). Пение с ручными знаками, тактированием. Интонационно-слуховые упражнения с применением наглядных моделей (рука - нотный стан, столбица и др.).Составление исполнительского плана песни с опорой на нотный текст |
Жанры музыкального искусства | Основные черты жанра, характер, музыкально-выразительные средства, отражённое в жанре жизненное содержание. Простейшие жанры: песня, танец, марш. Жанровые сферы: песенность, танцевальность, маршевость. | Разучивание, анализ, исполнение, музыкальных произведений с ярко выраженной жанровой основой. Слушание, сравнение, критическая оценка различных интерпретаций изучаемых произведений. |
Жанры камерной вокальной музыки XIX-XX вв. (романс, вокализ, ноктюрн, баркарола и др.). Циклические формы и жанры (цикл вокальных миниатюр, сюита, кантата) | Посещение концертов, фестивалей, просмотр телевизионных и интернет-трансляций. Составление письменного отзыва, рецензии на концерт. | |
Музыка в жизни человека | Стремление человека к красоте. Хор - музыкальное единство людей. Особое переживание - слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства, которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи, портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне, праздникам и др. | Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора. Разучивание, исполнение песен, в которых раскрывается внутренний мир человека, чувства и жизнь ребёнка, образы близких людей. Работа над песнями и хорами, воспевающими красоту родной природы, подвиги героев, любовь к Родине, другие темы, созвучные базовым национальным ценностям. Публичные выступления на праздниках, посвящённых памятным датам и традиционным праздникам. |
Музыка моего края | Традиционный песенный фольклор малой родины-обработки народных мелодий для детского хора. Гимны, песни-символы родного края, своей школы, республики. Вокальные произведения композиторов-земляков | Разучивание, исполнение обработок народных песен и песен современных композиторов своего края. На выбор или факультативно: Творческие встречи с композиторами-земляками. Участие в региональных смотрах-конкурсах. Творческие проекты, посвящённые музыкальной культуре родного края. |
Музыка народов России | Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского хора. | Разучивание, исполнение обработок народных песен. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Создание сценических театрализованных композиций на основе различных фольклорных жанров. Участие в общешкольном фестивале, посвящённом музыке разных народов, смотрах-конкурсах областного, межрегионального уровня |
Музыка народов мира | Песни народов мира в обработках для детского хора. | |
Духовная музыка | Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов классиков, сочинения современных композиторов на канонические тексты - песни и хоры духовного содержания. | Разучивание, исполнение вокальных произведений духовной музыки. Выступление с программой духовной музыки на концерте перед публикой. На выбор или факультативно: Подготовка сценария выступления, кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях. |
Классичес кая музыка | Светская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для детского хора. ПроизведенияИ. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Дж. Каччини, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Дворжака, М. Глинки, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. | Разучивание, исполнение вокальных сочинений, переложений для детского хора инструментальных камерных и симфонических произведений композиторов-классиков. Интонационный анализ.На выбор или факультативно: Подготовка просветительского концерта, составление программы выступления, создание кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях |
Современ- ная музыкальная культура | Вокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни, написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле и т. д. Сочинения композиторовС. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты, Е. Крылатова, З. Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М. Ройтерштейна, М. Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Я. Френкеля, Ю. Чичкова, И. Шварца, Р. Щедрина | Разучивание, исполнение произведений современных композиторов. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Инструментальное сопровождение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений. На выбор или факультативно: Поиск информации о современных композиторах авторах песен, подготовка концерта, создание кратких текстов об исполняемых произведениях |
Музыка театра и кино, связь музыки с другими видами искусств | Песни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных постановок. Сочинения композиторовЦ. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф. Лоу, Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М. Дунаевского, А. Журбина, А. Семёнова, Ю. Галахова, Б. Чайковского, Г. Гладкова, С. Плешака, и др. | Разучивание, исполнение хоровых номеров из опер и мюзиклов, обработок известных мелодий театра и кино для детского хора. Инструментальное сопровождение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жес-тов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений.На выбор или факультативно: Творческий проект: озвучивание фрагмента (мульт)фильма. |
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:
Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
Упражнения для развития интонационного и ритмическогослуха.
Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
Разучивание новых произведений.
Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очерёдность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.
Примерный репертуарный список, перечень музыкальных произведений, описание упражнений и распеваний с распределением по годам обучения приведён ниже.
Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная точность и чёткая дикция. Упражнения на развитие гармонического слуха (спеть нижний звук из двух, средний звук из трёх). Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые различными штрихами.
Пение гамм с названием нот и на разные слоги, пение с переносом по тетрахордам. Распевания А. Яковлева, в том числе с элементами двухголосия, ломаного арпеджированного движения мелодии.
А мы просо сеяли Ах, утушка луговая У зари-то, у зореньки
Как пойду я на быструю речку Как за речкою, да за Дарьею Среди долины ровныя
Как у наших у ворот (двухгол.)
Я с комариком плясала (двухгол.)
Во кузнице (трёхгол.)
Песни, выученные в предыдущие годы, в двухголосном переложении.
Голос Родины моей. Тувинская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва.
Горныйкрай.Алтайская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва.
Красные ветки клёна. Калмыцкая народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст М. Лапирова.
Дождик.Татарская народная песня, обработка Дж. Файзи, русский текст А. Ерикеева.
Гуси-лебеди.Мордовская народная песня.
В лесу. Мордовская народная песня.
Яблоня.Мордовская народная песня в обработке А. Николаева, перевод Н. Николаевой и О. Доброхотовой.
Курай.Музыка А. Зиннуровой, слова Р. Ураксиной.
Песня о рыбаке. Нанайская народная песня.
Верблюжонок.Казахская народная песня.
Оп-майда.Киргизская народная песня. Русский текст Л. Дымовой.
Бульба.Белорусская народная песня. Русский текст О. Румер.
Путь в горах. Болгарская народная песня. Обработка А. Животова, перевод С. Болотина.
Четыре таракана и сверчок. Итальянская народная песня.
Обработка О. Долуханяна.
Пер-музыкант. Норвежская народная песня. Шерсть ягнят. Французская народная песня (двухгол.). Песни, выученные в предыдущие годы, в двухголосном переложении.
Терцет во славу мажорной гаммы. Музыка Л. Керубини. Гимн ликования. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова. Детские игры. Музыка В. Моцарта, русский текст Т. Сикорской.
Откуда приятный и нежный тот звон (хор из оперы «Волшебная флейта»). Музыка В. Моцарта.
Закат солнца. Музыка В. Моцарта. Русский текст неизвестного автора. Переложение А. Луканина.
Менуэт Экзоде. Музыка Ж. Векерлена, слова Ш. С. Фавара, перевод Ю. Римской-Корсаковой.
Лесная песня. Музыка Э. Грига, слова Г. Х. Андерсена, перевод Т. Ефременковой.
Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод С. Свиренко.
Форель.Музыка Ф. Шуберта, слова К. Шубарта, русский текст В. Костомаровой.
Полевые цветы. Музыка Ф. Мендельсона, слова Я. Серпина.
Песня охотника (из оперы«Вольныйстрелок»).МузыкаК. Вебера, слова Ф. Шиллера, перевод Б. Светличного.
Серенада.Музыка Ж. Бизе, слова А. Бернадского.
Ты, соловушко, умолкни. Музыка М. Глинки, слова В. Забеллы.
Жаворонок.Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника. Весна. Цветок. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева. Спящая княжна. Музыка и слова А. Бородина.
Горные вершины. Музыка А. Рубинштейна, слова М. Лермонтова.
Многая лета. Д. Бортнянский, переложение для детского хора.
Моя ласточка сизокрылая. Музыка В. Ребикова, слова Н. Некрасова.
Призыв весны. Стучит-бренчит. Звоны. Пчёлка.МузыкаА. Гречанинова, слова народные.
Песня о Москве. Музыка Г. Свиридова, слова А. Барто.
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко.
Утро.Музыка Р. Бойко, слова С. Есенина.
Речкина песня. Музыка Е. Подгайца, слова М. Веховой.
Эхо.Музыка Е. Подгайца, слова В. Мусатова.
Лунный ёжик. Музыка Е. Подгайца, слова А. Ильяшенко. Первое путешествие. Музыка В. Семёнова, слова В. Орлова. Из чего сделаны сны? Музыка С. Старобинского, слова О. Дриза.
Дарите музыку друг другу. Музыка О. Юдахиной, слова В. Степанова.
Снилось мальчишке море. Музыка Н. Мартынова, слова Л. Норкина.
Весенняя песня. Музыка Р. Лагидзе, русский текст М. Вайнштейн.
Песенка вешняя. Музыка В. Серебренникова, слова А. Матутиса.
Новый год идёт. Музыка и слова А. Ермолова.
Кот лета. Музыка С. Плешака, слова Б. Заходера. Каникулы. Как ни странно. Музыка и слова Л. Марченко. Румяной зарёю. Музыка А. Думченко, слова А. Пушкина. Пожелание на Рождество. Музыка М. Малевича, слова И. Морсаковой.
Небо плачет (из цикла «Пять песен на стихи Аспазии»). Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон.
Песенка накануне весны. Вербочки. Идиллия летнего вечера.Идиллия зимней дороги (из цикла «Песни ивовой свирели» на стихи В. Плудониса). Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон.
Всем, всем добрый день! (из кантаты «Всем, всем добрый день»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Это знает всякий (из телефильма «Приключения Электроника»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Освоение программы внеурочной деятельности «В мире музыки» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования»1.
Личностные результаты освоения программы «В мире музыки» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного само-определения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыка- ми познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в раз- нообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «В мире музыки», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «В мире музыки» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «В мире музыки» реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. В мире музыки — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «В мире музыки» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В исполнении создавать убедительный музыкальный образ, под руководством педагога составлять исполнительский план песни, реализовывать его в пении;
чисто интонировать свою партию в удобном диапазоне, петь в академической манере, используя мягкую и твёрдую атаку звука; петь в динамическом диапазоне, сохранять подвижность, полётность звука, при усилении громкости, владеть навыками филировки звука, различными штрихами;
исполнять основные виды двухголосия, в том числе каноны на два голоса в приму и терцию, образцы гетерофонии, подголосочной полифонии, двухголосие с самостоятельными мелодическими линиями голосов;
уметь пропевать не только свою партию, но и партии других голосов в разучиваемом многоголосном произведении;
исполнять небольшую программу, разнообразную по характеру, образному строю, жанрам и направлениям, состоящую из музыкальных произведений различной сложности, в том числе несколько фрагментов из многочастных произведений (сюита, цикл);
с помощью педагога, старших товарищей уметь организовать собственное выступление, исполнение 2—3 произведений (соло, в небольшом ансамбле) перед обучающимися младших классов, родителями, сверстниками;
совершенствовать навыки певческого дыхания для формирования «опёртого» звука: небольшая задержка вдоха (сохранение вдыхательной установки), постепенный, экономно расходуемый выдох;
сознательно контролировать качество певческой дикции, сохранять позиционную ровность гласных в рабочем певческом диапазоне, соотносить применяемые в процессе пения правила орфоэпии с жанром исполняемого произведения, сохранять качество дикции в подвижном темпе (в том числе с пунктирным ритмом и сложными сочетаниями согласных звуков);
реализовывать в пении установку на сотрудничество и сотворчество с другими участниками хора, дирижёром, в том числе в условиях многоголосия, сознательно стремиться к выработке хорошего хорового строя;
во время исполнения слушать и слышать: свою и другие хоровые партии, аккомпанемент, гармонический и полифонический склад, фактуру музыкального произведения;
разучивать, исполнять свою партию по нотному тексту, выдерживая длительности, соблюдая паузы, контролируя чистоту интонации;
подбирать на доступных музыкальных инструментах ритмические аккомпанементы, простейшие гармонии к разучиваемым музыкальным произведениям, импровизировать,сочинять мелодические подголоски в гетерофонных музыкальных произведениях;
определять на слух: мажорный, минорный, переменныйлад, пентатонику; устойчивые, неустойчивые ступени лада; количество одновременно звучащих звуков (1—2—3—4), интервалы (консонансы и диссонансы, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава), гармонии (тоника, субдоминанта, доминанта);
понимать значение терминов и понятий: жанр, баркарола, серенада, скерцо, элегия, музыкальная форма, рондо, цикл, сюита, полифония, гомофония, имитация, гармония, тоника, доминанта, субдоминанта, консерватория, филармония, фестиваль;
сольфеджировать песни и попевки в процессе разучивания, в том числе с элементами многоголосия;
принимать участие в театрализации музыкальных произведений с ориентацией на их «прочтение» в различных интерпретациях, взаимодействовать с другими учащимися в процессе поиска различных вариантов сценического решения;
проявлять интерес к культурным событиям современности (просмотр музыкальных телепередач, посещение выставок, концертов, создание своей музыкальной коллекции и т. д.);
принимать участие в концертно-фестивальных выступлениях коллектива в школе и на выездных мероприятиях, иметь опыт небольших творческих турне;
количественные показатели для различной интенсивности учебной нагрузки:
При нагрузке (академических часов в неделю) | 0,5 ч |
Количество осваиваемых элементов учебного содержания (не менее) | |
Освоить упражнения, попевки (количество) | 15 |
Исполнять песни (количество произведений) | 12 |
в том числе a’capella не менее | 3 |
в том числе двухголосно не менее | 5 |
в том числе многочастных произведений | 1 |
Участвовать в концертных выступлениях коллектива (число раз, не менее) | 3 |
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.
По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.
Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива.
Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик. В соответствии с модульной структурой программы по «Музыке» рекомендуется постоянно включать в репертуар, выдерживать содержательный баланс между следующими пластами музыкальных произведений:
—музыка русских и зарубежных композиторов-классиков;
—обработки народных песен (русских; своей республики, края; других народов России и мира);
—песни современных композиторов (в том числе песни из популярных мультфильмов, кинофильмов, мюзиклов).
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано примерное количество часов, отводимое на знакомство с основными вокально-хоровыми навыками, изучение сопутствующих теоретических знаний, разучивание репертуара. Порядок и конкретная формулировка тем может варьироваться по усмотрению учителя.
На практике подготовка к освоению конкретного навыка, усвоению тех или иных терминов и понятий может начинаться заранее — ещё до того, как данная тема появляется в графе
«Тематический блок/раздел». Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования. Указанное разделение по часам является условным и призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессе несколько тематических блоков могут и должны присутствовать на каждом занятии, позволяя обучающимся осваивать ритмические, мелодические, выразительные и иные стороны музыки в неразрывном единстве.
В календарно-тематическом планировании представлено 4 варианта распределения учебного времени в зависимости от количества часов, выделяемого на внеурочную деятельность по
В сетке часов предусмотрены регулярные концертные выступления различного уровня в соответствии с наиболее вероятными культурно-массовыми мероприятиями в рамках образовательного учреждения и ближайшего социума. Циклограмма данных мероприятий также может варьироваться с учётом традиций конкретного региона, населённого пункта, образовательного учреждения, возможностями и потребностями обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для ступени основного общего образования приводится только тематическое планирование, которое показывает пропорции распределения учебного времени, отводимого на освоение основных элементов содержания. Учитель самостоятельно определяет очерёдность и точные календарные сроки их изучения. Ориентиром могут служить предполагаемые выступления хорового коллектива на праздниках, концертах, районных смотрах-конкурсах, фестивалях и т. д. Тематика данных мероприятий в значительной степени влияет на выбор репертуара и тем самым определяет пропорции сочетания базовых тематических модулей. Выбранный репертуар является материалом, который, в свою очередь, определяет конкретику и глубину освоения теоретических знаний, интонационные, ритмические и иные технические задачи, решаемые в процессе дыхательных, дикционных, вокально-хоровых упражнений и распеваний.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5А
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | ||
Всего | План | Факт | ||
1 | Распевания, упражнения для | 1 | 06.09 | |
2 | Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. | 1 | 20.09 | |
3 | Работа над репертуаром. | 1 | 04.10 | |
4 | Народная музыка. | 1 | 18.10 | |
5 | Зарубежная классическая музыка. | 1 | 15.11 | |
6 | Русская классическая музыка. | 1 | 29.11 | |
7 | Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты. | 1 | 13.12 | |
8 | Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4. | 1 | 27.12 | |
9 | Репетиции к концертам и другим выступлениям. | 1 | 10.01 | 17.01 |
10 | Выступления. | 1 | 24.01 | |
11 | Концерт. | 1 | 07.02 | 31.01 |
12 | Выступления в своем образовательном учреждении и за его пределами. | 1 | 21.02 | 14.02 |
13 | Посещения театров, концертов, кинозалов. | 1 | 06.03 | 28.02 |
14 | Культурная жизнь нашего края. | 1 | 20.03 | 13.03 |
15 | Музыка современных композиторов. | 1 | 03.04 | 24.04 |
16 | Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 17.04 | 08.05 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 | 15.05 | 22.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5Б
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | ||
Всего | План | Факт | ||
1 | Распевания, упражнения для | 1 | 13.09 | |
2 | Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. | 1 | 27.09 | |
3 | Работа над репертуаром. | 1 | 11.10 |
4 | Народная музыка. | 1 | 25.10 | |
5 | Зарубежная классическая музыка. | 1 | 08.11 | |
6 | Русская классическая музыка. | 1 | 22.11 | |
7 | Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты. | 1 | 06.12 | |
8 | Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4. | 1 | 20.12 | |
9 | Репетиции к концертам и другим выступлениям. | 1 | 17.01 | 10.01 |
10 | Выступления. | 1 | 31.01 | 24.01 |
11 | Концерт. | 1 | 14.02 | 07.02 |
12 | Выступления в своем образовательном учреждении и за его пределами. | 1 | 28.02 | 21.02 |
13 | Посещения театров, концертов, кинозалов. | 1 | 13.03 | 06.03 |
14 | Культурная жизнь нашего края. | 1 | 10.04 | 20.03 |
15 | Музыка современных композиторов. | 1 | 24.04 | 3.04 |
16 | Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 08.05 | 17.04 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 | 22.05 | 15.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5В
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | ||
Всего | План | Факт | ||
1 | Распевания, упражнения для развития певческого аппарата. | 1 | 08.09 | |
2 | Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. | 1 | 22.09 | |
3 | Работа над репертуаром. | 1 | 06.10 | |
4 | Народная музыка. | 1 | 20.10 | |
5 | Зарубежная классическая музыка. | 1 | 17.11 | |
6 | Русская классическая музыка. | 1 | 01.12 | |
7 | Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты. | 1 | 15.12 | |
8 | Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4. | 1 | 29.12 | |
9 | Репетиции к концертам и другим выступлениям. | 1 | 12.01 | 19.01 |
10 | Выступления. | 1 | 26.01 | |
11 | Концерт. | 1 | 09.02 | 02.02 |
12 | Выступления в своем образовательном учреждении и за его пределами. | 1 | 23.02 | 16.02 |
13 | Посещения театров, концертов, кинозалов. | 1 | 22.03 | 01.03 |
14 | Культурная жизнь нашего края. | 1 | 05.04 | |
15 | Музыка современных композиторов. | 1 | 19.04 | 12.040 |
16 | Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 03.05 | 26.04 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 | 17.05 | 24.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5Г
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | ||
Всего | План | Факт | ||
1 | Распевания, упражнения для развития певческого аппарата. | 1 | 01.09 | |
2 | Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. | 1 | 15.09 | |
3 | Работа над репертуаром. | 1 | 29.09 | |
4 | Народная музыка. | 1 | 13.10 | |
5 | Зарубежная классическая музыка. | 1 | 27.10 | |
6 | Русская классическая музыка. | 1 | 10.11 | |
7 | Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты. | 1 | 24.11 | |
8 | Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4. | 1 | 08.12 | |
9 | Репетиции к концертам и другим выступлениям. | 1 | 22.12 | |
10 | Выступления. | 1 | 19.01 | 12.01 |
11 | Концерт. | 1 | 02.02 | 26.01 |
12 | Выступления в своем образовательном учреждении и за его пределами. | 1 | 16.02 | 09.02 |
13 | Посещения театров, концертов, кинозалов. | 1 | 01.03 | 22.03 |
14 | Культурная жизнь нашего края. | 1 | 15.03 | |
15 | Музыка современных композиторов. | 1 | 12.04 | 5.04 |
16 | Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 26.04 | 19.04 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 | 24.05 | 03.05 |
18 | Закрепление пройденного материала за кура 5 класса. | 1 | 17.05 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5Д
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | ||
Всего | План | Факт | ||
1 | Распевания, упражнения для развития певческого аппарата. | 1 | 05.09 | |
2 | Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. | 1 | 19.09 | |
3 | Работа над репертуаром. | 1 | 03.10 | |
4 | Народная музыка. | 1 | 17.10 | |
5 | Зарубежная классическая музыка. | 1 | 14.11 | |
6 | Русская классическая музыка. | 1 | 28.11 | |
7 | Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты. | 1 | 12.12 | |
8 | Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4. | 1 | 26.12 | |
9 | Репетиции к концертам и другим выступлениям. | 1 | 16.01 | |
10 | Выступления. | 1 | 30.01 | |
11 | Концерт. | 1 | 13.02 | |
12 | Выступления в своем образовательном учреждении и за его пределами. | 1 | 27.02 | |
13 | Посещения театров, концертов, кинозалов. | 1 | 12.03 | |
14 | Культурная жизнь нашего края. | 1 | 09.04 | |
15 | Музыка современных композиторов. | 1 | 23.04 | |
16 | Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 07.05 | |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 | 21.05 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру
Skysmart
resh.edu.ru