Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классный час
  3. Рукотворный мир

Рукотворный мир

Разработан конспект "Рукотворный мир" для обучающихся 3 класса и для ребёнка с категорией 7.2.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классный час

Категория

Классный час
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Курганский педагогический колледж"

Конспект внеурочного занятия в инклюзивном образовании (обучающихся с категорией 7.2)

Студент:

Иванова А.Г.

Группа:

32

Методист:

Менщикова С.В.

Класс:

3

Оценка:

Курган 2024

Тема занятия: «Рукотворный мир»

Класс:3

Форма занятия: индивидуальное занятие

Цель:формирование у учащихся представления о художественно-эстетической ценности изделий рукотворного мира.

Задачи:

Образовательные:

-определить предметы рукотворного мира как результат человеческого труда;

- выполнить сравнение игрушек (дымковской и филимоновской), и посуды гжельской росписи;

- заполнить таблицу особенностей предметов рукотворного мира;

- определить последовательность этапов изготовления филимоновской игрушки.

Развивающие:

-развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение на основе заполнения таблицы особенностей предметов рукотворного мира;

- развивать познавательный интерес к предметам рукотворного мира.

Воспитательные:

-развивать навыки сотрудничества друг с другом;

-воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и уважение к историческому прошлому народа.

Коррекционно-развивающая задача:

- развитие творческого, продуктивного мышления в ходе раскрашивания игрушки.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Л1–побудить интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Л2 –формировать ценностно-смысловые установки обучающихся;

Л3 –формировать бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Р1– формировать умение действовать по инструкции учителя;

Р2 – принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

К1 – оформлять свои мысли в устной речи в учебной ситуации;

К2 –развивать диалогической формы речи;

К3–проявлять инициативу сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

П1– формировать умение отвечать на простые вопросы учителя;

П2–участвовать в познавательной деятельности под руководством учителя, проявление интереса к развивающим занятиям и играм.

Оборудование:цветные карандаши, рабочий лист (мотивация, словарь, фото игрушек и посуды, этапы изготовления игрушки, раскраска игрушки), текст «Изготовление филимоновской игрушки»,презентация к занятию.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ОВЗ

Вводный

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, меня зовут Анастасия Григорьевна.

- Вспомните как правильно сидеть за партой. Не забываем держать наши спинки прямо, ведь от осанки зависит наше здоровье!

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображены различные предметы. Внимательно рассмотрите их и определите на какие две группы вы можете их разделить.

- Кто догадался, на какие две группы мы можем разделить эти предметы? По какому признаку вы делили предметы?

- Верно, это предметы живой природы и предметы, созданные руками человека.

- Как мы можем назвать эти предметы? Выберите правильный вариант: предметы природы/предметы рукотворного мира.

Вторая группа – это предметы рукотворного мира.

- Кто догадался о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

- Отлично, мы определили с вами тему нашего занятия.

- На экране рассмотрим, что предметов рукотворного мира очень много. А посмотрите о каких именно предметах мы будем говорить?

- Но это не просто игрушки и посуда, они уникальные, украшенные красочным орнаментом. Поэтому сегодня мы будем говорить о предметах рукотворного мира.

- Ребята, посмотрите на свои столы и найдите рабочий лист, на его обложке деревянная полка. На протяжении занятия за каждое верно выполненное задание вы будете приклеивать на полку одну глиняную игрушку, и к концу занятия у вас должна получиться красивая полка с изделиями филимоновских мастеров, надеюсь и верю, что это получится у каждого из вас!

Предметы: дерево, солнце, гора, филимоновская, дымковская игрушка, посуда гжель.

- Предметы живой природы и предметы, созданные руками человека.

Выбирают правильный вариант с экрана

- Предметы рукотворного мира.

- О предметах рукотворного мира.

- На экране игрушки и посуда.

Ознакомление с рабочим листом

/ПРИЛОЖЕНИЕ 1/

Недоразвитие эмоциональной сферы – стимулирование познавательного интереса в виде полки, наполняемой игрушками в ходе занятия: за каждое верно выполненное задание дети получают изображение глиняной игрушки.

Применениерабочего листа как плана урока, ребёнок видит сколько заданий нам нужно выполнить, что способствует концентрации внимания и стимулированию интереса к занятию.

Готовые варианты названий предметов – нужно только выбрать верный -«предметы рукотворного мира». Таким образом, осуществляется подведение к теме занятия.

Основной

- Рукотворный мир – это всё, что человек создаёт своими руками или с помощью инструментов.

-Часто предметы рукотворного мира очень красивы. Человек, который их делает вкладывает в них весь свой талант и всю душу. Такой человек называется мастером. И без мастеров окружающий нас рукотворный мир был бы не так прекрасен.

- Ребята, как вы думаете для чего мастера украшают обычные бытовые предметы, расписывают игрушки и посуду?

- Издавна наши предки занимались росписью бытовых предметов, в том числе посуды и игрушек. Делалось это для того, чтобы придать красоту обычным вещам, выразить своё творчество таким интересным путём. Наши прабабушки и прадедушки использовали различные техники и материалы, чтобы создавать уникальные и красивые узоры.

Современные мастера продолжают расписывать игрушки и посуду так, как делали это наши предки. Это помогает сохранить и передать культурное наследие и традиции нашей страны.

Рассматривание видов росписи посуды и игрушек

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с глиняными изделиями: посудой гжельской росписи и с игрушками: филимоновскими и дымковскими.

- Давайте рассмотрим особенности каждого из этих предметов. Слушайте внимательно и запоминайте, в конце вы сами попробуете определить виды росписей с предметами.

- А также найдите в рабочем листесловарик, после прослушивания особенностей росписей, вам нужно будет записать их название к себе в словарик, чтобы запомнить их для дальнейшей работы на занятии.

- Название гжельской росписи пошло от названия села Гжель в Московской области, сейчас гжель – это традиционный русский промысел и особый вид росписи по керамике. Посуду делают из глины, керамики и фарфора. Для создания гжели используют белые и синие краски. Основные мотивы росписи – это растения, цветы, птицы, а любимый узор гжельских мастеров – это роза.

- Ребята какие основные цвета используются для гжельской росписи? А какой самый любимы узор гжельских мастеров?

- Запишите в словарь название Гжель. Мы с вами записываем только место, в котором появились эти изделия, далее вы должны понимать, что предметы будут называться «гжельскими».

- Что мы рассмотрим далее?

- Да, конкретно это филимоновские игрушки. Родина промысла – деревня Филимоново Тульской области. Игрушки делают из местной глины и обжигают в печах. Затем расписывают жёлтым, малиновым и зелёными цветами. Игрушки зачастую вытянутой формы, это могут быть петухи, павлины, коровы, лошади, а также люди – барыни, солдаты, мальчишки. Узор состоит из цветных полос, ёлочек и кругов.

- Ребята, назовите основные признаки филимоновской игрушки?

- Запишите в словарь «Филимоново».

- Последнее что мы рассмотрим это дымковская игрушка. Появились они в слободе Дымково в городе Кирове. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают. Получаются барыни, кавалеры, животные и птицы, а также свистульки. После обжига глины мастера приступают к росписи и используют такие цвета как красный, жёлтый, зелёный, синий и чёрный.

- Ребята, назовите особенности дымковской игрушки? Какая фигурка понравилась вам больше всего?

- Запишите в словарь название Дымково.

- Мы с вами познакомились и запомнили особенности разных росписей, давайте приклеим к нашей полке одну игрушку.

Физминутка

-Ребята, давайте встанем и разомнёмся. Повторяйте движения за мной.

Раз поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – на месте пошагать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Задание по видам росписей

- Ребята, теперь давайте сыграем в игру: я показываю предметы, рукотворного мира, с которыми мы познакомились, а вы, используя свой словарь, скажите мне названия этих предметов.

- Если задание понятно, давайте приступим. Отвечаем по поднятой руке.

- Теперь найдите на столе конверт с изображениями всех предметов. В рабочем листе вам нужно приклеить изображение изделия рядом с его названием. Можете приступать.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Какое изделие относится к гжели? Филимоновской, дымковской игрушке?

- Отлично, вы большие молодцы запомнили особенности росписи изделий и можете верно их назвать. Теперь за правильно выполненное задание вы можете дополнить свою полку ещё одной игрушкой.

Процесс создания изделий

- Ребята, как вы думаете, как из обычного куска глины получаются красивые игрушки, а как из дерева аккуратная посуда?

- Предметы рукотворного мира не зря считаются настоящим произведением искусства. Процесс их изготовления сложен и требует высокого мастерства. Давайте рассмотрим процесс создания на примере филимоновской игрушки.

- У себя на столах найдите текст «Изготовление филимоновской игрушки». Внимательно прочитайте его про себя, потом мы составим план этапов работы над изделием. На прочтение даётся 2 минуты.

Игрушки делали из мягкой глины и лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Все детали лепили отдельно, а затем соединяли воедино. Швы и неровности убирали мокрыми руками.

Вылепленную игрушку оставляли сохнуть естественным путём. А после фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на белый, теперь нужно было её раскрасить.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета, каждый из них имел символическое значение: желтый цвет олицетворял воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности: сначала желтили, потом расписывали малиновым и в конце зелёным цветом.

После росписи каждую игрушку покрывали лаком, чтобы закрепить краску и придать глянцевый блеск изделию.

У игрушек есть общие черты, определённые узоры и росписи – зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Основные герои – барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка – это свистулька.

Таким образом получаются красивые и яркие игрушки.

Работа в парах составление плана

- Ребята, давайте определим основные этапы изготовления филимоновской игрушки. Для этого составим план. Эту работу вы выполните в парах, помните, что при работе с соседом по парте нужно уметь совещаться и договариваться, находить общее решение задания и разговаривать нужно шепотом, чтобы не мешать другим.

- В рабочем листе вы видите фото поэтапного изготовления игрушек. Ваша задача, используя информацию из текста, дать название каждому этапу изготовления игрушки и подписать его под фото. Если задание понятно, можете приступать. На выполнение 2 минуты.

1. Лепка из глины

2. Обжиг в печи

3. Роспись игрушки

4. Покрытие лаком готового изделия

- Давайте проверим, что у вас получилось, зачитайте ваш план действий. Отлично, вы молодцы, верно определили этапы изготовления игрушки, за это можете приклеить на свою полочку ещё одну игрушку.

Раскрашивание игрушки

- Ребята, мы с вами узнали виды росписей посуды и игрушек. Назовите те, с которыми мы сегодня познакомились.

- Да, а также узнали процесс изготовления игрушки. Что делает каждую игрушку уникальной и неповторимой? Конечно узор, который расписывают мастера-художники. Теперь предлагаю и вам примерить на себя роль художника и расписать игрушку. На обратной стороне рабочего листа вы видите просто белое очертание игрушки. Ваша задача нанести на неё традиционные узоры и мотивы, используя принятые цвета. Примеры росписи можете видеть на экране.

- Если задание понятно, можете приступать. На выполнение у вас есть 5 минут.

- И так, покажите, что у вас получилось, 1 ряд выйдите к доске, чтобы показать свои работы. Второй, третий ряд. Прекрасно, вы красиво и правильно выполнили роспись игрушек, за это задание тоже можете дополнить свою полку игрушкой.

Предположения детей: для красоты, для того чтобы радовать других, выражать своё творчество.

- Основные цвета: белый и синий. Любимый узор гжельских мастеров – роза.

Записывают в словарь «Гжель»

- Далее рассмотрим игрушки.

- Филимоновская игрушка вытянутой формы, это люди и животные, с узором из полосок, используются жёлтый, малиновый и зелёные цвета.

Записывают в словарь «Филимоново»

- Дымковские игрушки – это барыни, животные, расписанные красными, жёлтыми, зелёными цветами.

Записывают в словарь «Дымково»

Приклеивают на лист игрушку

Выполнение физминутки

Смотрят на слайд и называют предметы рукотворного мира по поднятой руке

Из конверта приклеивают фотографии изделий в рабочий лист соответственно их названиям

Проверка фронтально с помощью экрана

Приклеивают игрушку к полке

Затруднение/предположения о том, как делают игрушки, посуду

Чтение текста про себя

Работа в парах по составлению плана процесса изготовления игрушки

Под фото подписать этапы создания филимоновской игрушки

Проверка фронтально с помощью экрана, слайда

Приклеивают на лист игрушку

- Дымковские, филимоновские игрушки, посуда гжельская и хохломская роспись.

- Каждую игрушку расписывают узорами.

Раскрашивание игрушки филимоново или дымка на выбор

Поднимают готовые росписи вверх, смотрят

Приклеивают на лист игрушку

Перед выполнением задания постановка учебной задачи

Обогащение словарного запаса, запись новых слов в рабочий лист, в словарик (гжель, филимоново, дымково).

Наглядный материал (презентация) для удержания внимания при восприятии новой информации.

Для лиц с ОВЗ составление таблицы особенностей рукотворных изделий /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/

Использование наводящих вопросов для выделения из новой информации основных особенностей посуды и игрушек.

Динамическая пауза, выполнение физминутки

Контролировать, чтобы отвечали по поднятой руке.

Обращение к ребёнку по имени при повторении задания.

Приклеивают в рабочий лист фото игрушек и посуды. Картинки на заготовленном двустороннем скотче. Приклеивают в рамочки.

Проверить лично выполнение задания.

Карточка с текстом. Чтение текста про себя. Текст сокращён. Выделить главные слова жирным шрифтом.

/ПРИЛОЖЕНИЕ 3/

Дополнение текста наглядным материалом (фото поэтапного изготовления филимоновской игрушки).

Обучающийся с ОВЗ сидит и работает в паре с нормотипичным ребёнком.

Просьба повторить задание для понимания вопроса обучающимся с ОВЗ.

Для обучающегося с ОВЗ приготовить готовые этапы на карточке, задача только соотнести фото этапов с их названием и приклеить каждое название под фото в рабочем листе.

Проверка учителем выполнение задания

Развитие творческого, продуктивного мышления в ходе раскрашивания игрушки на рабочем листе.

Дать образец основных мотивов узора филимоново и дымки и образец расписанных игрушек.

Увеличить время выполнения задания за счёт организации выставки работ других учеников

Заключительный

- Ребята, сегодня мы с вами окунулись в мир рукотворного мастерства, узнали виды росписей предметов рукотворного мира, определили этапы изготовления филимоновской игрушки, сами попробовали расписать игрушку. И теперь можем переходить к заключительной части.

-Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего занятия.

-Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

- С какими видами росписи изделий мы познакомились?

- Помните, что к предметам рукотворного мира нужно относиться бережно и с уважением, ведь их создавали ещё наши предки и передали до сегодняшних дней.

- А ещё сегодня вы наполняли полку глиняными игрушками. Сейчас оценим вашу работу на занятии. Поднимите руку у кого на полке есть 2игрушки, 3, 4. Отлично, это значит, что вы плодотворно работали на занятии и освоили тему. Надеюсь, ваша жизнь, в том числе и учебная, будет наполнена яркими цветами и весёлыми моментами.

- Наше занятие окончено. Всем спасибо. Мне было приятно и интересно с вами работать!

- Рукотворный мир.

- Узнали виды росписей, процесс создания изделия.

- Дымково, Филимоново, Гжель.

Самооценивание продуктивности на занятии с помощью полки с игрушками.

Поднимают руки у кого 2, 3, 4 игрушки на полке

Обобщение, подведение итогов прошедшего занятия

Тема, основные моменты занятия на слайде

Количество игрушек на полке – отметка за занятие/поощрение/похвала

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный конспект, вам поможет по ближе познакомить детей с городом Тюмень. Этот конспект так же разработан для слабослышащих детей. В конспекте говорится об истории возникновения города Тюмень. А так же ребята познакомятся с достопримечательностями. (путешествуют по карте)
0 ₽
Конспект "Движение - есть жизнь" разработан для 3 класса, а так же для детей с категорией 1.2.
0 ₽
Конспект интеллектуальный марафон "Заповедники России" разработан для 4 класса , а так же для детей с категорией 2.2.(слабослышащие и позднооглохшие).
0 ₽