Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Курганский педагогический колледж"
Конспект внеурочного занятия в инклюзивном образовании (обучающихся с категорией 7.2)
Студент: | Иванова А.Г. | ||
Группа: | 32 | ||
Методист: | Менщикова С.В. | ||
Класс: | 3 | ||
Оценка: |
Курган 2024
Тема занятия: «Рукотворный мир»
Класс:3
Форма занятия: индивидуальное занятие
Цель:формирование у учащихся представления о художественно-эстетической ценности изделий рукотворного мира.
Задачи:
Образовательные:
-определить предметы рукотворного мира как результат человеческого труда;
- выполнить сравнение игрушек (дымковской и филимоновской), и посуды гжельской росписи;
- заполнить таблицу особенностей предметов рукотворного мира;
- определить последовательность этапов изготовления филимоновской игрушки.
Развивающие:
-развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение на основе заполнения таблицы особенностей предметов рукотворного мира;
- развивать познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
Воспитательные:
-развивать навыки сотрудничества друг с другом;
-воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и уважение к историческому прошлому народа.
Коррекционно-развивающая задача:
- развитие творческого, продуктивного мышления в ходе раскрашивания игрушки.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Л1–побудить интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Л2 –формировать ценностно-смысловые установки обучающихся;
Л3 –формировать бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Р1– формировать умение действовать по инструкции учителя;
Р2 – принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
К1 – оформлять свои мысли в устной речи в учебной ситуации;
К2 –развивать диалогической формы речи;
К3–проявлять инициативу сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные
П1– формировать умение отвечать на простые вопросы учителя;
П2–участвовать в познавательной деятельности под руководством учителя, проявление интереса к развивающим занятиям и играм.
Оборудование:цветные карандаши, рабочий лист (мотивация, словарь, фото игрушек и посуды, этапы изготовления игрушки, раскраска игрушки), текст «Изготовление филимоновской игрушки»,презентация к занятию.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ОВЗ |
Вводный | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, меня зовут Анастасия Григорьевна. - Вспомните как правильно сидеть за партой. Не забываем держать наши спинки прямо, ведь от осанки зависит наше здоровье! - Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображены различные предметы. Внимательно рассмотрите их и определите на какие две группы вы можете их разделить. - Кто догадался, на какие две группы мы можем разделить эти предметы? По какому признаку вы делили предметы? - Верно, это предметы живой природы и предметы, созданные руками человека. - Как мы можем назвать эти предметы? Выберите правильный вариант: предметы природы/предметы рукотворного мира. Вторая группа – это предметы рукотворного мира. - Кто догадался о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии? - Отлично, мы определили с вами тему нашего занятия. - На экране рассмотрим, что предметов рукотворного мира очень много. А посмотрите о каких именно предметах мы будем говорить? - Но это не просто игрушки и посуда, они уникальные, украшенные красочным орнаментом. Поэтому сегодня мы будем говорить о предметах рукотворного мира. - Ребята, посмотрите на свои столы и найдите рабочий лист, на его обложке деревянная полка. На протяжении занятия за каждое верно выполненное задание вы будете приклеивать на полку одну глиняную игрушку, и к концу занятия у вас должна получиться красивая полка с изделиями филимоновских мастеров, надеюсь и верю, что это получится у каждого из вас! | Предметы: дерево, солнце, гора, филимоновская, дымковская игрушка, посуда гжель. - Предметы живой природы и предметы, созданные руками человека. Выбирают правильный вариант с экрана - Предметы рукотворного мира. - О предметах рукотворного мира. - На экране игрушки и посуда. Ознакомление с рабочим листом /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/ | Недоразвитие эмоциональной сферы – стимулирование познавательного интереса в виде полки, наполняемой игрушками в ходе занятия: за каждое верно выполненное задание дети получают изображение глиняной игрушки. Применениерабочего листа как плана урока, ребёнок видит сколько заданий нам нужно выполнить, что способствует концентрации внимания и стимулированию интереса к занятию. Готовые варианты названий предметов – нужно только выбрать верный -«предметы рукотворного мира». Таким образом, осуществляется подведение к теме занятия. |
Основной | - Рукотворный мир – это всё, что человек создаёт своими руками или с помощью инструментов. -Часто предметы рукотворного мира очень красивы. Человек, который их делает вкладывает в них весь свой талант и всю душу. Такой человек называется мастером. И без мастеров окружающий нас рукотворный мир был бы не так прекрасен. - Ребята, как вы думаете для чего мастера украшают обычные бытовые предметы, расписывают игрушки и посуду? - Издавна наши предки занимались росписью бытовых предметов, в том числе посуды и игрушек. Делалось это для того, чтобы придать красоту обычным вещам, выразить своё творчество таким интересным путём. Наши прабабушки и прадедушки использовали различные техники и материалы, чтобы создавать уникальные и красивые узоры. Современные мастера продолжают расписывать игрушки и посуду так, как делали это наши предки. Это помогает сохранить и передать культурное наследие и традиции нашей страны. Рассматривание видов росписи посуды и игрушек - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с глиняными изделиями: посудой гжельской росписи и с игрушками: филимоновскими и дымковскими. - Давайте рассмотрим особенности каждого из этих предметов. Слушайте внимательно и запоминайте, в конце вы сами попробуете определить виды росписей с предметами. - А также найдите в рабочем листесловарик, после прослушивания особенностей росписей, вам нужно будет записать их название к себе в словарик, чтобы запомнить их для дальнейшей работы на занятии. - Название гжельской росписи пошло от названия села Гжель в Московской области, сейчас гжель – это традиционный русский промысел и особый вид росписи по керамике. Посуду делают из глины, керамики и фарфора. Для создания гжели используют белые и синие краски. Основные мотивы росписи – это растения, цветы, птицы, а любимый узор гжельских мастеров – это роза. - Ребята какие основные цвета используются для гжельской росписи? А какой самый любимы узор гжельских мастеров? - Запишите в словарь название Гжель. Мы с вами записываем только место, в котором появились эти изделия, далее вы должны понимать, что предметы будут называться «гжельскими». - Что мы рассмотрим далее? - Да, конкретно это филимоновские игрушки. Родина промысла – деревня Филимоново Тульской области. Игрушки делают из местной глины и обжигают в печах. Затем расписывают жёлтым, малиновым и зелёными цветами. Игрушки зачастую вытянутой формы, это могут быть петухи, павлины, коровы, лошади, а также люди – барыни, солдаты, мальчишки. Узор состоит из цветных полос, ёлочек и кругов. - Ребята, назовите основные признаки филимоновской игрушки? - Запишите в словарь «Филимоново». - Последнее что мы рассмотрим это дымковская игрушка. Появились они в слободе Дымково в городе Кирове. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают. Получаются барыни, кавалеры, животные и птицы, а также свистульки. После обжига глины мастера приступают к росписи и используют такие цвета как красный, жёлтый, зелёный, синий и чёрный. - Ребята, назовите особенности дымковской игрушки? Какая фигурка понравилась вам больше всего? - Запишите в словарь название Дымково. - Мы с вами познакомились и запомнили особенности разных росписей, давайте приклеим к нашей полке одну игрушку. Физминутка -Ребята, давайте встанем и разомнёмся. Повторяйте движения за мной. Раз поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – на месте пошагать, Шесть – за парту тихо сесть. Задание по видам росписей - Ребята, теперь давайте сыграем в игру: я показываю предметы, рукотворного мира, с которыми мы познакомились, а вы, используя свой словарь, скажите мне названия этих предметов. - Если задание понятно, давайте приступим. Отвечаем по поднятой руке. - Теперь найдите на столе конверт с изображениями всех предметов. В рабочем листе вам нужно приклеить изображение изделия рядом с его названием. Можете приступать. - Давайте проверим, что у вас получилось. Какое изделие относится к гжели? Филимоновской, дымковской игрушке? - Отлично, вы большие молодцы запомнили особенности росписи изделий и можете верно их назвать. Теперь за правильно выполненное задание вы можете дополнить свою полку ещё одной игрушкой. Процесс создания изделий - Ребята, как вы думаете, как из обычного куска глины получаются красивые игрушки, а как из дерева аккуратная посуда? - Предметы рукотворного мира не зря считаются настоящим произведением искусства. Процесс их изготовления сложен и требует высокого мастерства. Давайте рассмотрим процесс создания на примере филимоновской игрушки. - У себя на столах найдите текст «Изготовление филимоновской игрушки». Внимательно прочитайте его про себя, потом мы составим план этапов работы над изделием. На прочтение даётся 2 минуты. Игрушки делали из мягкой глины и лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Все детали лепили отдельно, а затем соединяли воедино. Швы и неровности убирали мокрыми руками. Вылепленную игрушку оставляли сохнуть естественным путём. А после фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на белый, теперь нужно было её раскрасить. Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета, каждый из них имел символическое значение: желтый цвет олицетворял воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности: сначала желтили, потом расписывали малиновым и в конце зелёным цветом. После росписи каждую игрушку покрывали лаком, чтобы закрепить краску и придать глянцевый блеск изделию. У игрушек есть общие черты, определённые узоры и росписи – зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Основные герои – барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка – это свистулька. Таким образом получаются красивые и яркие игрушки. Работа в парах составление плана - Ребята, давайте определим основные этапы изготовления филимоновской игрушки. Для этого составим план. Эту работу вы выполните в парах, помните, что при работе с соседом по парте нужно уметь совещаться и договариваться, находить общее решение задания и разговаривать нужно шепотом, чтобы не мешать другим. - В рабочем листе вы видите фото поэтапного изготовления игрушек. Ваша задача, используя информацию из текста, дать название каждому этапу изготовления игрушки и подписать его под фото. Если задание понятно, можете приступать. На выполнение 2 минуты. 1. Лепка из глины 2. Обжиг в печи 3. Роспись игрушки 4. Покрытие лаком готового изделия - Давайте проверим, что у вас получилось, зачитайте ваш план действий. Отлично, вы молодцы, верно определили этапы изготовления игрушки, за это можете приклеить на свою полочку ещё одну игрушку. Раскрашивание игрушки - Ребята, мы с вами узнали виды росписей посуды и игрушек. Назовите те, с которыми мы сегодня познакомились. - Да, а также узнали процесс изготовления игрушки. Что делает каждую игрушку уникальной и неповторимой? Конечно узор, который расписывают мастера-художники. Теперь предлагаю и вам примерить на себя роль художника и расписать игрушку. На обратной стороне рабочего листа вы видите просто белое очертание игрушки. Ваша задача нанести на неё традиционные узоры и мотивы, используя принятые цвета. Примеры росписи можете видеть на экране. - Если задание понятно, можете приступать. На выполнение у вас есть 5 минут. - И так, покажите, что у вас получилось, 1 ряд выйдите к доске, чтобы показать свои работы. Второй, третий ряд. Прекрасно, вы красиво и правильно выполнили роспись игрушек, за это задание тоже можете дополнить свою полку игрушкой. | Предположения детей: для красоты, для того чтобы радовать других, выражать своё творчество. - Основные цвета: белый и синий. Любимый узор гжельских мастеров – роза. Записывают в словарь «Гжель» - Далее рассмотрим игрушки. - Филимоновская игрушка вытянутой формы, это люди и животные, с узором из полосок, используются жёлтый, малиновый и зелёные цвета. Записывают в словарь «Филимоново» - Дымковские игрушки – это барыни, животные, расписанные красными, жёлтыми, зелёными цветами. Записывают в словарь «Дымково» Приклеивают на лист игрушку Выполнение физминутки Смотрят на слайд и называют предметы рукотворного мира по поднятой руке Из конверта приклеивают фотографии изделий в рабочий лист соответственно их названиям Проверка фронтально с помощью экрана Приклеивают игрушку к полке Затруднение/предположения о том, как делают игрушки, посуду Чтение текста про себя Работа в парах по составлению плана процесса изготовления игрушки Под фото подписать этапы создания филимоновской игрушки Проверка фронтально с помощью экрана, слайда Приклеивают на лист игрушку - Дымковские, филимоновские игрушки, посуда гжельская и хохломская роспись. - Каждую игрушку расписывают узорами. Раскрашивание игрушки филимоново или дымка на выбор Поднимают готовые росписи вверх, смотрят Приклеивают на лист игрушку | Перед выполнением задания постановка учебной задачи Обогащение словарного запаса, запись новых слов в рабочий лист, в словарик (гжель, филимоново, дымково). Наглядный материал (презентация) для удержания внимания при восприятии новой информации. Для лиц с ОВЗ составление таблицы особенностей рукотворных изделий /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/ Использование наводящих вопросов для выделения из новой информации основных особенностей посуды и игрушек. Динамическая пауза, выполнение физминутки Контролировать, чтобы отвечали по поднятой руке. Обращение к ребёнку по имени при повторении задания. Приклеивают в рабочий лист фото игрушек и посуды. Картинки на заготовленном двустороннем скотче. Приклеивают в рамочки. Проверить лично выполнение задания. Карточка с текстом. Чтение текста про себя. Текст сокращён. Выделить главные слова жирным шрифтом. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/ Дополнение текста наглядным материалом (фото поэтапного изготовления филимоновской игрушки). Обучающийся с ОВЗ сидит и работает в паре с нормотипичным ребёнком. Просьба повторить задание для понимания вопроса обучающимся с ОВЗ. Для обучающегося с ОВЗ приготовить готовые этапы на карточке, задача только соотнести фото этапов с их названием и приклеить каждое название под фото в рабочем листе. Проверка учителем выполнение задания Развитие творческого, продуктивного мышления в ходе раскрашивания игрушки на рабочем листе. Дать образец основных мотивов узора филимоново и дымки и образец расписанных игрушек. Увеличить время выполнения задания за счёт организации выставки работ других учеников |
Заключительный | - Ребята, сегодня мы с вами окунулись в мир рукотворного мастерства, узнали виды росписей предметов рукотворного мира, определили этапы изготовления филимоновской игрушки, сами попробовали расписать игрушку. И теперь можем переходить к заключительной части. -Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего занятия. -Что вы узнали на сегодняшнем занятии? - С какими видами росписи изделий мы познакомились? - Помните, что к предметам рукотворного мира нужно относиться бережно и с уважением, ведь их создавали ещё наши предки и передали до сегодняшних дней. - А ещё сегодня вы наполняли полку глиняными игрушками. Сейчас оценим вашу работу на занятии. Поднимите руку у кого на полке есть 2игрушки, 3, 4. Отлично, это значит, что вы плодотворно работали на занятии и освоили тему. Надеюсь, ваша жизнь, в том числе и учебная, будет наполнена яркими цветами и весёлыми моментами. - Наше занятие окончено. Всем спасибо. Мне было приятно и интересно с вами работать! | - Рукотворный мир. - Узнали виды росписей, процесс создания изделия. - Дымково, Филимоново, Гжель. Самооценивание продуктивности на занятии с помощью полки с игрушками. Поднимают руки у кого 2, 3, 4 игрушки на полке | Обобщение, подведение итогов прошедшего занятия Тема, основные моменты занятия на слайде Количество игрушек на полке – отметка за занятие/поощрение/похвала |