Сценарий театрализованной программы
«Шахматный Дебют»
Звучат фанфары. На экране- слайд с названием мероприятия.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас настоящее шахматное событие! Мы приветствуем юных любителей Шахмат!
Ведущий 2: В нашем зале присутствуют лучшие юные шахматисты города и ребята, которые только собираются изучать шахматное искусство! Которые сделали только первые шаги на поле шахматных баталий!
Ведущий 1: В энциклопедии можно прочитать, что шахматы- это старинная настольная логическая игра. Но каждый из нас знает, что это уникальная игра в век высоких технологий, как ничто другое, учит мыслить, находить решения, преодолевать препятствия, воспитывает выдержку и уважительное отношение к сопернику.
Ведущий 2: А еще формирует сильный волевой характер, развивает фантазию, изобретательность, математическое и логическое мышление, приобщает к мировой культуре.И мы надеемся, чтоиз наших юных шахматистов скоро вырастут настоящие мастера шахматного искусства!
Ведущий 1: На нашем празднике присутствуют гости.
(Представление гостей. Приветственное слово гостей).
Ведущий 2: Наш праздник продолжается!
Выход Королевы Шахмат
Королева: Это кто же здесь шумит?
Сейчас корона вот слетит! (поправляет шахматную корону на голове)
Вы откуда здесь взялись?
Вы чего тут собрались?!
Ведущий 1: Это что еще за чудо?
Извините вы откуда?
Что- то я на вас смотрю
И никак не знаю!
Королева: Королева я лесная-
Вот гламурная какая!
Люблю я в шахматы играть
И в турнирах побеждать!
Ведущий 2: Но мы тебя сюда не звали,
В гости к нм не приглашали!
Королева: Вы не звали- я пришла!
Эта партия- моя!
Не могла я пропустить-
Научу я вас ходить! (переставляет фигуры на шахматной доске)
Буду с пешек начинать…
Зачем этюды изучать?
Е 2- Е 4.. И в дамках!
Я как Карпов и Корчной-
Без кубка не уйду домой!
Сам Алёхин говорил-
«Пришел, увидел, победил!»
Ведущий 2: Нет, так дело не пойдет!
Шахматы- это искусство!
Шахматы- это наука!
Королева: Ой, какая с вами скука!
Шахматы- это тяжелый вид спорта!
Не верите- тогда смотрите
Репортаж с нашей лесной шахматной школы!
(На экране демонстрируется фрагмент мультфильма
«Шахматы для детей. Волшебные холмы»)
Королева: Вот такая у нас супер-школа!
В нашем шахматном лесу
Я дебютам всех учу!
Скоро я Дворец построю-
Федерацию открою!
Ведущий 1: И правильно! Потому что:
Шахматы- это интересно!
Шахматы- это очень полезно!
Шахматы- это обученье!
Но иногда и развлеченье!
Это множество друзей!
С ними в жизни веселей!
(выступление ансамбля современной хореографии )
Королева: Я тоже хочу вас со своими друзьями познакомить!
Ау, Маруся, Мишка, вы где? Идите скорее сюда!
(На экране демонстрируются фрагменты мультфильма «Маша и Медведь». Королева и ведущий ведут диалог с «экранной» Машей, «нарезка» фраз из мультфильма):
Маша: А чего это вы тут делаете?
Королева: Да с шахматистами беседуем…
Хотим тебя с ребятами познакомить!
Маша: Да не могу идти я, звери не пускают!
Ведущий 1: Не хочешь с нашими ребятами партию сыграть?
Маша: Что? Опять играть? Может уже поспим уже?
Ведущий 2: Нет- нет- нет! Не время спать!
Надо с нами поиграть!
Маша: Ну и как тут ходят, чтобы победить?
Ведущий 1: Чтобы в шахматы играть-
Надо все законы знать!
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям…
Маша: Надо коником ходить! Тыг-дыг, тыг- дыг…Тыг-дыг, тыг- дыг…
Скачи, скачи, мой коник…
Да, игры- это не игрушки!
(Выход Маши и Медведя. Маша выезжает на сцену на детском велосипеде)
Королева: А вот и моя чемпионка!
Давай с ребятами знакомится!
Маша: Давайте!
(коммуникативная игра с залом)
Королева: Как вас, мальчики, зовут? (мальчики хором отвечают)
А как вас, девочки, зовут? (девочки хором отвечают)
Маша: Я поняла.. Мальчишек зовут бу- бу- бу, а девчонок сю- сю- сю
Королева: А теперь все вместе.. Как вас зовут? (дети отвечают)
Молодцы!
Я признаюсь от души-
И девчонки, и мальчишки,
Все вы были хороши!
А теперь дружно отвечайте на мои вопросы:
-Коньки на льду чертили стрелочки
В хоккей играют только… ( мальчики)
-Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у… ( мальчишек)
-Болтают час без передышки
В цветастых платьицах…( девчонки)
-При всех померится силенкой
Не прочь всегда одни…( мальчишки)
-Бояться темноты трусишки
Конечно только лишь… ( девчонки)
Молодцы, ребята!
Ведущий 2: Да! Эти ребята умеют мыслить! Эти ребята- лучшие юные шахматисты!
Ведущий 1: Победители и будущие победители соревнований по шахматам!
Королева: Да ну! А вот сейчас и проверим!
Скажите, а умненькие ребята здесь? (ответы детей)
А плаксы и капризули здесь?
А драчуны и грязнули?
А спортсмены и физкультурники?
Тогда повторяйте все движения за мной! Маша, Мишка, помогайте!
(Игра- зарядка)
Ведущий 1: Молодцы, ребята!
Мы не будем здесь скучать,
Будем вместе танцевать!
(Танцевальная анимация)
Маша: А теперь для вас, ребятки,
Загадаем мы загадки.
1. Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(Мат)
2.Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…(Ладье)
3.Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах)
4. Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(Конем)
5. Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешка)
6. Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный...(Пат)
7. Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)
8. Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра....(Шахматный король)
Ведущий 1: Какие сообразительные! А теперь проверим, какие вы ловкие!
Королева: Сейчас Смешарики придут,
Это будет их дебют!
Они мне будут помогать
Чемпионов выбирать!
Эй, Смешарики, сюда!
Заждалась вас детвора!
(Выход Смешариков)
Ведущий 1: Предлагаю разделить зал на 2 команды. Слева от меня- команда Нюши. Справа- команда Карыча. Первое задание: чья команда быстрее передаст мяч с первого ряда до последнего и обратно. Готовы? Начали!
(игра повторяется 2 раза)
Ведущий 1: А теперь приглашаем на сцену самых смелых. Кто хотел бы принять участи в конкурсе?
(На сцену вызывается 8 человек для формирования каждой команды. Раздаются карточки с обозначениями цифр, букв, шахматных фигур и т.д.)
Задания:
-построиться по порядку цифр: от 1 до 8;
-построиться по порядку букв на шахматной доске: от A до H;
-построиться так, как стоят фигуры на щахматной доске в начале партии;
-построиться по сравнительной ценности шахматных фигур (2 человека из команды в роли капитана и судьи);
(для информации: пешка- 1 единица. слон- 3 единицы, конь- 3 единицы, ладья- 5 единиц. ферзь- 9 единиц, король- бесценная фигура);
-выстроиться, чтобы получилось слово «Шахматы!».(Карточки прикреплены на спине участников).
Ведущий 2: Победила шахматная дружба! Для всех участников- этот танцевальный подарок!
(выступление ансамбля современной хореографии)
Ведущий 1: Наши участники доказали, что они настоящие шахматисты- они талантливые во всем!
Ведущий 2: Эндшпиль получился просто класс!
Как мы рады все за вас!
Королева: Я бы ребят к себе в школу взяла!
Рокировку б провела!
Ведущий 2: Дорогие ребята! Вы – большие молодцы! И мы хотим пожелать вам вдохновения и творчества за шахматной доской, красивых партий и ярких побед!
(Вокальный номер)
Ведущий 1: Любите шахматы, играйте в шахматы! До свидания и до новых встреч!
Литература
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 2016.
Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 2012;
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2014. – Вып. 2.
4. Мультфильм «Шахматы для детей. Волшебные холмы»
https://youtu.be/o2t6k651pl8
5. Мультфильм «Маша и медведь. Шахматы» https://www.youtube.com/watch?v=oUfnNs152CQ
https://www.youtube.com/watch?v=I1t8-QjiJ4U
7