Сценарий внеклассного мероприятия «БлокадаЛенинграда»
Этоимя—какгромикакград:Петербург,
Петроград, Ленинград. Ученик:
Былавойна,прошлавойна, Над полем боя тишина.
Нопостране,потишине, Идут легенды о войне.
Июнь! Клонился к вечеру закат. Ибелойночьюразливалосьморе. Ираздавалсязвонкийсмехребят. НЕ знающих, не ведающих горя Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая. Чтозавтрабудетпервыйденьвойны, А кончится лишь в 45-м в мае.
Ипеснянадрекойлилась Невой,
Мышлинавстречуутруисмеялись, НЕ знали мы еще тогда с тобой,
Чтосдетствоммыи с юностью прощались.
Библиотекарь:Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград еѐ душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий,1000танков,полторытысячисамолетов. Нофашистыглубокопросчитались.Все жители мужественно обороняли свой город.
Ученик: Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Библиотекарь:Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Началась Блокада- самая трагическая страница в истории Ленинграда. Вней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всѐ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.
8сентября,обычныйденьнедели, Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьскийветерок,иголубилетели, И лес к себе манил людей подарками,И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычнозанималосьутрораннее…
Такбылодо тогоили потом,
Новэтот годбедастучаласьвдом.
Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,мымчалиськсолдатамвокопы.Они,конечно,ругалинас,ночаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ- палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».
Звучатсирены,метронома звук
Тревожитпамятьдеточекблокадных, Им выпало без счѐта адских мук,
Трудадляфронтабезречейпарадных, Им выпало, но люди не сдались,
Несдался город, взрослыеи дети!
Библиотекарь:Вконце ноября 41 года ударили морозы (вночь на 31 декабря было около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
«Поводу»
Явгорусаночкитолкаю. Ещѐнемного–иконец. Вода, в дороге замерзая,
Тяжѐлой стала, как свинец. Какхорошо,чтотызамѐрзла,Святая невская вода!
Когдаяпоскользнусьподгоркой, На той тропинке ледяной,
Тынепрольѐшьсяизведѐрка,Я привезу тебя домой.
ИзвоспоминанийВладимираСорокина:
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки,смеялись.Непонимали,чтонасждет.Сгореловсе:мука, масло,сахар.Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ученик:Наразвороченномпути Стоит мальчишка лет пяти.
Вглазахрасширенныхистома, И щеки белые, как мел.
Гдетвоямама,мальчик?
Дома.
Агдетвой дом,сынок?
Сгорел.
Онсел.Егоснежкомзаносит. В его глазах мутится свет.
Ондажехлебанепопросит. Он тоже знает: хлеба нет.
Библиотекарь:Солдаты оборонялигород, не моглипозволить фашистам его захватить, помнили о семьях, в минуты затишья писали письма.
Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
Ученица:
Вместосупа—бурдаизстолярногоклея, Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всѐ ничего, только руки немеют Только ноги становятся вдруг не твои. Толькосердцевнезапносожмѐтся,какѐжик,И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце!Надостучать, еслидаженеможешь.
Несмолкай!Ведьнанашихсердцах—Ленинград. Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь:городклянѐтся,чтоврагнепройдѐт!
…Сотыйденьдогорал.Какпотомоказалось, Впереди оставалось ещѐ восемьсот.
Библиотекарь:Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели впальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
В комнате – двенадцать человек, Спим,кпечуркесдвинулисьпоближе. Если рядом – стужа, холод, снег,
Поселившисьвместе–легчевыжить. И с утра, когда метель опять
Шторучерез щельвокнеколышет,
Я,проснувшисьпередтем,каквстать, Вслушиваюсь – все ли дышат.
Библиотекарь:В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.
Звучитотрывокиз7симфонииД.Шостаковича («Ленинградской»)
Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.
«Лениградскаяпоэма»
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогойдружбымногихкмногим. Еще не знают на земле
Страшнейирадостнейдороги. Казалось, что конец земле… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли.
Онживеще.Онрядомгде
НаЛенинград!НаЛенинград! Тамнадвадняосталосьхлеба, Тамматериподтемнымнебом Толпой у булочных стоят.
Ибылотак–навсемходу Машина задняя осела.
Шофервскочил,шофернальду. – Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонтна5минут,пустяк,– Поломка эта не угроза,
Дарукнеразогнуть никак:
Ихнарулесвеломорозом. И вот в бензине руки он
Смочил,поджегихотмотора, И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри. Примерзликварежкамладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарням до зари.
Шестнадцатьтысячматерей Пайки получат на заре
–Стодвадцатьпятьблокадныхграмм С огнем и кровью пополам.
Библиотекарь:Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.Она сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей и когда читаешь это, цепенеешь…
Девятьстраничек.Страшныестрочки. Нет запятых, только черные точки.
Пустоитиховпромерзшейквартире. Кажется, радости нет больше в мире. Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может,корочедневникбылнастрочку.
«Мамуибабушкуголодунес.
Нетбольшесилинетбольшеслез. Умерли дядя, сестренка и брат
Смертьюголодной…»ПустелЛенинград. Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голодуноситлюдей Ленинграда.
Тихо вквартире. Вживых только Таня. Вмаленькомсердцестолькостраданья! Умерли все! Никого больше нет.
ДевочкеТане11лет.
Ярасскажувам,чтобылопотом: Эвакуация, хлеб и детдом.
Гдепослеголода,всехиспытаний Выжили все, умерла только Таня. Девочки нет, но остался дневник, Детского сердца слезы и крик.
Детимечталиокорочкехлеба… дети боялись военного неба.
ЭтотдневникнапроцессеНюрнбергском Был документом страшным и веским
Плакалилюди,строчкичитая.
Плакалилюди,фашизмпроклиная.
Таниндневник—этобольЛенинграда, Но прочитать его каждому надо.
Словнокричитзастраницей страница:
«Вновьнедолжноэтовсеповториться!
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
- Стоит у дороги из камня цветок, Онсимволтрагедии,символпечали,
Непрожитыхжизней,надеждитревог. Тела истощались, глаза потухали,
Исмехоборвалсяиголосумолк…
Он–памятьпогибшим,он–гимнпережившим Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердцазамираливнадеждеи страхе:
Недетскиегорестивыпалиим–
Итем,ктоневыжил,итем,ктоостался; И памятник мертвым, и память живым. Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошлосемьдесятилетий,асердцеболит. И памятник этот, на постаменте,
Живымобушедшихзабытьневелит.
Ученик:
Мы чашугоря выпилидо дна.
Новрагневзялнасникакимизмором. И жизнью смерть была побеждена,
Ипобедили человекигород!
Ипамять тех,кого таксвято чтим,
Давайте,люди,встанемнамгновенье, И в скорби постоим и помолчим.
Библиотекарь:14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ленинградскийсалют
В холода, когда бушуют снегопады, ВПетербургеэтотденьособочтут,–
ГородпразднуетДеньснятияблокады, И гремит в морозном воздухе салют.
ЭтозалпывчестьсвободыЛенинграда!
Вчестьбессмертияневыжившихдетей… Беспощадная фашистская осада
Продолжаласьдевятьсотголодныхдней.
Замужествоигероизм,проявленныежителямиблокадногогорода, ЛенинградполучилзваниеГород-Герой,награждѐнорденомЛенинаи медалью «Золотая Звезда».
Будемжесблагодарностьюпомнитьподвиг Ленинграда!
«ЗалпыПобеды»
Улицы,ограды,парапеты,
Толпы...Толпы...Шпильнадголовой, Северным сиянием победы
ОзарилосьнебонадНевой.
Гром орудий, но не грохот боя. Лица... Лица... Выраженье глаз. Счастье...Радость...Пережитьтакое Сердце в состоянье только раз.
Слававам,которыевсраженьях Отстояли берега Невы.
Ленинград,незнавшийпораженья, Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город, Слившийвоединофронтитыл.
Внебывалыхтрудностяхкоторый Выстоял! Сражался! Победил!