Конспект урока в рамках элективного курса на тему «Степень числа и свойства степени числа на уроках математики и физики»
Цели урока:
1.Обучающая:
формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности при выявлении связей физики и математики;
научить применять свойства при решении физических задач
2. Воспитательная:
привитие интереса к предмету;
сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания.
3. Развивающая:
развивать умение использовать теоретические знания при решении практических задач;
развивать познавательный интерес к физике и математики;
расширить метапредметный кругозор обучающихся;
Планируемые результаты:
Знать:
степень числа, пропорции, свойства степеней, используемые при решении физических задач;
правила оформления задач.
Уметь:
применять свойства степеней на практике;
решать задачи физического содержания.
Тип урока: интегрированный урок
Материально – техническое обеспечение:
Телевизор (экран + проектор)
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 минута)
Здравствуйте, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие по физико-математической галактике. Вы разделены на экипажи и каждому экипажу нужно выбрать командира, который назначает отвечающих на вопросы, обеспечивает своевременную сдачу карточек, следит за дисциплиной в группе.
2. Постановка цели урока. (1 минута)
Сегодня мы вспомним тему по математике, посвященную степени числа, а также покажем применение этих свойств при решении различного рода задач, посмотрим на этапы решения задач.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (работа в группах)
Задание 1: Найди ошибку (2 минуты письменно + 2 минуты разбор заданий)
- Ученик, выполняя преобразования выражений, допустил ошибки. Исправьте ошибки и объясните, какие определения, свойства и правила не знает ученик. На данное задание вам отводится 2 минуты. По истечении времени один представитель от группы (1 поднявшая руку группа) объясняет решение всех примеров. Если группа отвечает неправильно, то ход переходит к другой группе.
5 • 5 • 5 • 5 = 4 5; 10 3 • 10 7 = ?;
71= 1; 2 30 : 2 10 = ?;
40 = 4;
Задание 2: Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся.
(работа по карточкам4 минуты+ 1 минута разбор)
Решили задание: теперь проверяем ответы на доске, цветными карандашами вы должны аккуратно зачеркнуть неверное решение и сверху подписать правильное. Те, у кого были ошибки поднимают руки и объясняют в чем была ошибка. Ответственный от группы собирает карточки и сдает учителю на проверку.
Задание 3: (1 минута)
Что такое пропорция? Пропорция — это равенство двух отношения.
Если выразить определение формулой, то выглядеть оно будет так:
a : b = c : d
Или вот так:
Найдите неизвестный член пропорции:
Давайте вспомним, какие знания нам могут понадобиться при решении задач. С чего мы начинаем решение задачи?
Проанализировать, составить «Дано» по условию задачи (2 минуты)
4. Изучение нового материала.
Задание 4. Давайте научимся переводить скорость из км/ч в м/с
72 км/ч=20м/с
120 км/ч=33м/с
А теперь давайте, переведем единицы измерения, а затем приведем к выражению, содержащему степень.
8 г =... кг (8*10-3 кг) (должны возникнуть трудности)
30кН = …Н (3*103Н)
Объяснение свойств степеней.
3) Выражение компонентов из формул (2 минуты)
Задание: Выразить компоненты из формул с помощью пропорции:
ρ=m/V (плотность)
P=m∙g (вес тела)
Ответ:
m=pV V=m/p
m=P/g. g=P/m (g=9.8 Н/кг)
Итак, мы с вами изучили некоторые этапы, которые могут понадобиться при решении задач. А теперь давайте решим задачу: (Каждой группе раздается карточка с задачей. На решение задач отводится 3 минуты. В это время у доски оформляет задачу представитель экипажа. По истечении 3-х минут, каждый экипаж сверяет с доской решение задачи и, если есть исправляют ошибки. Оценивается правильное и аккуратное оформление задачи и решение.)
Первичное закрепление знаний
Задача:(3 минуты письменно+ 2 минуты исправление и проверка на доске)
№1. Скорость первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР в 1975 г., составляла примерно 28 080 км/ч. Определите путь, пройденный этим спутником за 5 минут. (вызываются по одному участнику от команды, первый – составляет дано, второй – переводит в систему СИ (мы ее пока не называем, просто переводим в математический вид), третий – выражает компонент с помощью пропорции из нужной формулы и решает задачу).
№2
За какое время солнечный свет достигает Земли, если расстояние от Земли до Солнца составляет примерно 150∙106км?
№3
К 17 ч 12 сентября 1959 г. Вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101 000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152 000 км от Земли. Определите среднюю скорость удаления ракеты от Земли.
Молодцы!
Вывод: наш урок является некоторым “мостом” между такими предметами как математика и физика.
Теперь вы можете посмотреть на физику и математику совсем другими глазами. А теперь скажите почему Физика без математики невозможна?
(Математика при изучении физики вооружает нас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока:
Вычисления
Перевод единиц
Выражение компонентов)
Подведение итогов урока (рефлексия)
1.На занятии я работал 2. На занятии мне было 3. Материал занятия мне показался | активно / неактивно интересно / неинтересно доступным / сложным |
ДЗ. Решение задачи
№1. Скорость первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР в 1975 г., составляла примерно 28 080 км/ч. Определите путь, пройденный этим спутником за 10 минут.
Дано: | Си: | Решение: |
Оценочный лист
Задания | 1 экипаж | 2 экипаж | 3 экипаж |
Найди ошибку | |||
Работа по карточкам | |||
Перевод в систему (1 балл за каждый прав. ответ) | |||
Выражение компонентов из формул (1 балл за каждый прав. ответ) | |||
Решение задачи (1 балл за каждый прав. ответ) | |||
ИТОГО: |