Тема. Слово.
Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование. Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед объясняет цель логопедических занятий.
II. Работа с предложением.
Логопед называет предложение из двух слов
Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. Из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.
III. Работа со словом.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания.
Различение слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания.
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д.
Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)
Вопросы ученикам:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?)
Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)
Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)
К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)
К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?
К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?
Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую —неживые, и поставить соответствующие вопросы.
IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.
Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)
V. Итог занятия.
Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.
Затем задает вопросы ученикам: Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-предметам ставим вопрос кто? К каким — что? Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.