Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Технологическая карта. Урок литературного чтения. 4 класс.В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»

Технологическая карта. Урок литературного чтения. 4 класс.В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»

Цель урока: Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство учащихся с особенностями лирического жанра в творчестве В.А. Жуковского посредством анализа стихотворений «Песня», «Ночь». Задачи урока: Дидактические: 1. Актуализировать знания о баснях и их авторах; 2. Формировать знание о содержании стихотворении В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»; 3. Формировать умение выполнять анализ стихотворений В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь» Развивающие: 1. Р: Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2. П: Развивать умение с помощью учителя формулировать цель; 3. К: Развивать умение признавать возможность существования разных точек зрения в процессе раскрытия смысла неизвестных слов Воспитательные: 1. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении задания в паре; 2. Воспитывать соблюдение правил здорового образа жизни через сохранение валеологического режима; 3. Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, через выразительное прочтение стихотворений

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Ф.И.О. участника: Тема урока: В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»

Класс:4

Цель урока: Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство учащихся с особенностями лирического жанра в творчестве В.А. Жуковского посредством анализа стихотворений «Песня», «Ночь».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Актуализировать знания о баснях и их авторах;

  2. Формировать знание о содержании стихотворении В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»;

  3. Формировать умение выполнять анализ стихотворений В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»

Развивающие:

  1. Р: Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  2. П: Развивать умение с помощью учителя формулировать цель;

  3. К: Развивать умение признавать возможность существования разных точек зрения в процессе раскрытия смысла неизвестных слов

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении задания в паре;

  2. Воспитывать соблюдение правил здорового образа жизни через сохранение валеологического режима;

  3. Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, через выразительное прочтение стихотворений

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

С: Беседа

Приветствует обучающихся.

-Добрый день, ребята!

-А сейчас повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошо поработать на уроке, открыть для себя что-то новое.

Приветствуют учителя.

-Здравствуйте!

Ф

ТСО

Самоконтроль

Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).

С: Беседа

П: Упражнение

С: Беседа

Актуализирует знания прошлых уроков.

- Ребята, с каким жанром вы познакомились на предыдущих уроках?

- Что такое басня?

- Сейчас мы выполним небольшое задание. У вас на столах карточки с заданием. Вам нужно соединить автора с произведением, которое он написал. Работать будете в парах. Как нужно работать в паре?

«Мартышка и очки» И. Хемницер

«Стрекоза и муравьи» И. Крылов

«Муха» Л. Толстой

«Кукушка» А. Измайлов

«Друзья» В.А. Жуковский

«Песня», «Ночь» И. Дмитриев

- Молодцы. А какое из этих произведений вы ещё не изучали?

- Да, верно. Значит тема нашего урока будет какая?

- Правильно. Какую для себя цель вы поставите на уроке?

-А теперь поставим задачи на урок с помощью слов-помощников: узнать, познакомиться, научиться, проверить

Вспоминают пройденный материал.

-Басня

-Басня – это небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей.

-Договариваться, слушать мнения друг друга.

«Мартышка и очки» И. Крылов

«Стрекоза и муравьи» Л. Толстой

«Муха» И. Дмитриев

«Кукушка» А. Измайлов

«Друзья» И. Хемницер

«Песня», «Ночь» В.А. Жуковский

-Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Изучить произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Узнать биографию В.А. Жуковского

Познакомиться с произведениями «Песня» и «Ночь»

Научиться анализировать произведения

Проверить умение анализировать произведение

Ф

ТСО

Карточки

ТСО

Самоконтроль

Контроль

Актуализируют знания о баснях

К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику

П: С помощью педагогического работника формулировать цель,

Р: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Договариваются и приходят к общему решению

Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.

С: Рассказ

С: Беседа

С: Рассказ

С: Беседа

С: Беседа

С: Рассказ

С: Беседа

Рассказывает биографию автора.

- Что вы знаете о В.А. Жуковском?

- Какие произведения В.А. Жуковского вы изучали?

-Верно. Молодцы. Сейчас немного напомним себе о биографии Василия Андреевича Жуковского.

В А. Жуковский (1783-1852) – русский поэт, академик, переводчик, друг А.С. Пушкина. 

Поэт рос и воспитывался в имении своего отца – помещика Бунина. Матерью В.А. Жуковского была турчанка Сальха. Фамилию и отчество поэт получил от крестного отца – Андрея Жуковского, бедного дворянина. Учился В.А. Жуковский в частном пансионате в Туле, а потом в Благородном пансионе при Московском университете, где он написал свои первые стихи. Жуковский любил свою Родину и В 1812 году он вступил в ряды ополчения и защищал Москву от войск Наполеона. Потом он был учителем русского престола Александра II.

Жуковский – автор множества стихотворений, поэм, баллад, сказок и переводов.

- Итак, что вы узнали нового, что уже знали?

Читает выразительно стихотворение.

-Сегодня мы с вами познакомимся с лирическими произведениями В.А. Жуковского. Что значит лирическими произведениями?

-Верно. Наши сегодняшние произведения будут именно такими. И первое произведение называется «Песня»

- Сейчас я вам его прочитаю. Закройте глаза сядьте правильно, слушайте внимательно.

-Какие вы представили картины, слушая стихотворение?

-А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение.

Организует деятельность по анализу стихотворения.

- Сейчас мы будем читать по строфам. Кто знает, а это как?

- Ребята, строфа – это определенное сочетание стихов, которое потом повторяется на протяжении всего стиха.

- Итак, читаем первую строфу. Какие слова непонятны?

-Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое благодатны дни?

- Читаем вторую строфу. Как вы понимаете словосочетание ненастная зима?

- Читаем третью строфу. Какое слово тут неясно?

-Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое уповать?

- И читаем последнюю, четвертую строфу. Скажите, что обозначает слово «иная»?

-Отлично, а что такое рай?

-Ребята, рай — это место, где души умерших пребывают в вечном блаженстве. То есть это место успокоения души человека.

- Читаем первые две строфы. Почему скоро наступят благодатные дни?

- С чем сравнивается счастье? Прочитайте.

- Получается, что роза у поэта – это символ счастья.

- Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт?

- А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным?

- Прочитаем 3 и 4 строфу. Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему?

- Итак, на что должен человек всегда надеяться?

- Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении?

-Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение.

Организует физкультминутку.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево)

-Ребята, кто помнит, как называется второе стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся?

Читает выразительно стихотворение.

-Внимательно послушайте выразительное чтение данного стихотворения.

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение.

Организует деятельность по анализу стихотворения.

- Ребята, посмотрите на стихотворение. А сколько же в нем строф? Напоминаю, что для того чтобы определить, сколько строф в стихотворении, необходимо проследить за рифмой, ритмом и смысловым единством. Прочитайте стихотворение самостоятельно и предположите, сколько в нем строф.

-Хорошо, давайте прочитаем первую. Какие слова непонятны?

Утомившийся – усталый

Багряный – насыщенный красный цвет

Лазурный – светло-синий

Свод – видимая с Земли часть неба

- Какую картину описывает автор в этой строфе?

- Читаем вторую строфу. Какие слова непонятны?

Эфир – в древнегреческой мифологии: верхний слой воздуха, местопребывание богов.

Геспер – божество вечерней звезды

- О чем говорится в этой строфе?

- Читаем следующую строфу. Какие слова непонятны?

Забвенье – утрата памяти о чем-либо

Фиал – целебный успокоительный напиток

- В этой строфе мы видим обращение лирического героя к ночи, как к живому существу. Какая просьба звучит в словах лирического героя?

- Читаем последнюю строфу. Какие слова непонятны?

Миротворный – успокоительный, несущий с собой мир

Усыпительное (пенье) – пение, которое усыпляет

Томимый – подвергающийся мукам

- С кем поэт сравнивает ночь?

- Что хотел сказать автор в этой строфе?

- Из этого мы можем сделать вывод, что ночь особенным образом влияет на людей, так у лирического героя Жуковского она вызывала такие чувства, как: покой, умиротворение, исцеление.

-Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение.

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение.

- «Жаворонок», «Птичка»

Высказывают свое мнение.

Слушают учителя.

-Произведения, в котором автор выражает свое душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Высказывают свое мнение.

Читают стихотворение.

Анализируют стихотворение.

Высказывают свое мнение.

-Благодатны дни.

-Это радостные дни.

-Была плохая погода. Не было ясных деньков.

-Уповай

-Верить во что-то

-Другая

Высказывают свое мнение.

-Так как скоро наступит весна

-Розою прекрасной сердце расцветет.

-Сердце отдыхает, ждет весны.

-Оно становится ясным с приходом весны.

-Нужно верить в то, что есть где-то край, где всегда весна.

-На лучшее, верить только в хорошее.

-В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее.

Читают выразительно стихотворения.

Повторяют движения за учителем.

- «Ночь»

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение.

Читают стихотворение.

Анализируют стихотворение.

-Четыре

-Утомившийся, багряный, лазурный, свод.

-Закат. Солнце уходит, наступает темнота.

-Эфир, Геспер

-Наступила ночь, появляются звезды на небе.

-Забвенье, фиал

-Сойти к людям и дать мира.

-Миротворный, усыпительный, томимый.

-С мамой

-Чтобы ночь наступила, усыпила и успокоила людей.

Читают выразительно стихотворение.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

ТСО

Учебник

ТСО

Учебник

ТСО

Учебник

ТСО

Учебник

ТСО

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н

Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей

Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н

Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей

К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику,

П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

К: Признавать возможность существования разных точек зрения;

П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

К: Признавать возможность существования разных точек зрения;

Приобретение эстетического опыта слушания

Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

Соблюдение правил здорового образа жизни

Приобретение эстетического опыта слушания,

Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

П: Упражнение

С: Беседа

Организует проверку усвоения знаний.

-Итак, ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задания на карточках. Внимательно читайте задания и их выполняйте.

1 задание.

Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Песня»?

2 задание.

С чем В.А. Жуковский сравнивает счастье в стихотворении «Песня»?

3 задание.

Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Ночь»?

4 задание.

С чем В.А. Жуковский сравнивает ночь в стихотворении «Ночь»?

Организует взаимопроверку по эталону.

-Сейчас обменяйтесь карточками с соседом. На экране правильные ответы. Если ваш сосед ответил верно или правильно размышлял, то ставим «+», если неправильно, то «-». Если все 4 – «+», то ставим отметку 5, если 3 – «+», то 4, если 2 – «+», то 3 и если 1 – «+», то 2.

-У кого 5, 4, 3, 2?

-Молодцы. Что можем посоветовать ребятам, которые получили отметки 3 и 2?

Выполняют задание.

1 задание.

В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее.

2 задание.

С сердцем

3 задание.

Ночь по-разному влияет на человека. Она может успокаивать, исцелять, умиротворять человека.

4 задание.

-С мамой

Проверяют работы друг друга по эталону.

Высказывают свое мнение.

И

П

Ф

Карточки

ТСО

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Контроль

Закрепляют знания о произведениях В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»

Р: Устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;

Действиеоценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания

С: Беседа

Подводит итоги урока.

- Что мы делали на сегодняшнем уроке?

-О чем были данные произведения?

-Большое спасибо всем за урок. Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. До свидания!

Подводят итоги урока.

-Повторили биографию В.А. Жуковского и изучили его произведения «Песня» и «Ночь»

Высказывают свое мнение.

Ф

ТСО

Контроль

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: организация деятельности, направленной на понимание идейной проблематики сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Задачи урока: Дидактические: 1. Актуализировать знания по теме «В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»»; 2. Способствовать формированию умения читать произведение выразительно и громко; 3. Способствовать формированию умения анализировать содержание сказки, находить в тексте сказки информацию, представленную в явном виде. Развивающие: 1. Развивать умение оценивать правильность выполнения работы через взаимооценку; 2. Развивать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению через постановку учебной задачи; 3. Развивать умение воспроизводить учебную задачу в ходе уроке Воспитательные: 1. Содействовать формированию умения оценивать поведение и поступки персонажей; 2. Содействовать формированию умения правильно вести диалог через работу в течение урока; Содействовать формированию умения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
0 ₽
Цель урока: организация деятельности, направленной на формирование знаний о зрении Задачи урока: Дидактические: 1. Актуализировать знания по теме «выделительная система»; 2. Формировать умение называть части глаза; 3. Формировать умение формулировать правила ухода за глазами. Развивающие: 1. Развивать умение оценивать правильность выполнения работы через взаимопроверку, самопроверку; 2. Развивать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению через фронтальную работу на этапе постановки учебной задачи; 3. Развивать умение воспроизводить учебную задачу в ходе урока. Воспитательные: 1. Содействовать формированию бережного отношения к зрению через составление памятки «Вредно/полезно» 2. Содействовать формированию умения строить высказывания о роли зрения; 3. Содействовать формированию умения правильно вести диалог через парную, групповую и фронтальную работу.
0 ₽
Задачи урока: Дидактические: 1. Актуализировать знания о признаках и свойствах имён прилагательных через блиц-опрос. 2. Формировать представление об притяжательном разряде имен прилагательных через изучение отличительных признаков разряда. 3. Формировать умения отличать притяжательный разряд от других через практические задания. Развивающие: 1. Способствовать развитию умения устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности 2. Способствовать развитию умения корректно и аргументировано высказывать свое мнение. 3. Способствовать формированию умения определять цель и задачи учебой деятельности. Воспитательные: 1. Пробудить интерес к самостоятельности, решению задач через взаимодействие со сверстниками, соблюдая нормы современного русского языка и речевого этикета. 2. Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу, через совместную учебную деятельность. 3. Воспитывать умения производить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
0 ₽