Технологическая карта урока
Учитель: Иняева Н.А.
Учебный предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: «Физика 7» Автор: И.М. Перышкин, А.И. Иванов
Тема урока:«Плотность вещества»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы:эвристический метод
Формы работы: групповые, индивидуальные
Оборудование для учеников: весы с разновесами, линейки, кубики сахара и картофеля
Цель урока | Содержательная: организовать деятельность учащихся по получению, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности: усвоение образца комплексного применение ЗУН; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. |
Задачи | Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность, составлять алгоритм предстоящей работы. Развивающие:Развивать умения отстаивать точку зрения, логически мыслить и оценивать деятельность другого учащего. Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности. Воспитательные:Создать условия для развития ценностно-смысловой сферы ребёнка: получение радости от труда, преодоления трудностей, от завершённости творческого процесса. Воспитывать чувство уважения к другому и его труду. Формирование деловой культуры общения. |
Планируемый результат | Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться:
|
Организационная структура урока
Этап урока | Длительность этапа | Задачи | Форма организации деятельности учащихся | Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Промежуточный контроль |
Этап 1 Организационный | 1 мин | Организация внимания учащихся | Приветствие | Организующая и направляющая | Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Этап 2 Мотивация учащихся к работе на основном этапе | 2 мин | Развитие мотивации к познавательной деятельности. Актуализация субъективного опыта | Постановка эвристического вопроса. Принятие субъектами занятия целей. | Направляющая. Формулировка целей вместе с субъектами занятия. Показ социальной и личностной значимости занятия. | Готовность присутствующих к активной деятельности |
Этап 3 Организация восприятия | 20 мин | Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Защита учащимися своих выводов, полученных в результате выполнения заданий | Обучающая. | Умение защищать свою точку зрения и отвечать на вопросы учителя |
Этап 4 Первичное закрепление | 10мин | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. | Транслируют результаты собственной деятельности. | Направляющая, корректирующая | Контроль собственного времени, правильности выполнения своих умственных действий в процессе работы |
Этап 5 Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | 5 мин | Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | Заполнение листа экспертной оценки | Направляющая | Заполненный и сданный лист |
Этап 6 Рефлексия учащихся | 2 мин | Инициатировать рефлексию по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности с учителем и одноклассниками | Самостоятельная работа учащихся. | Направляющая Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |
Этап 7 Подведение итогов урока | 5 мин | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Фронтальная. беседа | Контролирующая | Подведение итогов самими учащимися |
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный | 1.Поприветствовать детей 2.Проверить готовность учащихся к уроку 3.Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки Определить важность изучаемой темы | Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. - Искренне желаю вам успешно и плодотворно потрудиться! | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности . |
Мотивирование учащихся на учебную деятельность | Сформулировать проблему, связанную с изучаемым объектом, которая не имеет известного решения | На предыдущих уроках вы уже получили некоторые практические навыки в измерении величин. Например, скорости, массы тел, их объёма. Предложите мне способ измерения массы бруска с помощью линейки. | Предлагают варианты решения поставленной задачи, анализируют их | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Формулирование целей и задач | Сформулировать цели и задачи урока. | Решить поставленную задачу поможет физическая величина, с которой нам предстоит сегодня познакомиться-это плотность. Сформулируйте цели нашего урока | Определяют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока. - познакомится с новой физической величиной -выяснить, с какими величинами находится плотность во взаимосвязи - найти ответ на поставленную задачу | |
Организация восприятия материала | Создание условий для усвоения новых знаний | 1) Для начала, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Владимир Иванович Даль русский писатель, лексикограф и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» давал следующее толкование: «Плотный- сбитый, сжатый, густой…» -Толковый словарь подсказывает, что плотность является характеристикой вещества. -Что может густо располагаться в веществе? - Имеет ли значение то, как упакованы молекулы и атомы вещества? Дайте ответ, рассмотрев рисунок (три агрегатных состояния воды) Что общего на рисунках, чем они отличаются? | Отвечают на вопросы, анализируют рисунок Делают записи в тетради: 1. Плотность- характеристика вещества, связанная с его молекулярным строением 2. Обозначение: ρ | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий Формируют оценку и самооценку |
1)Сейчас вы будете работать в группах. Выполните задания в инструктивных карточках и поделитесь результатами с классом Учитель контролирует работу, при необходимости помогает. 2) Объединив полученные зависимости, мы получим формулу плотности ρ = m/V ρ — плотность вещества [кг/м3] m — масса вещества [кг] V — объем вещества [м3] 3) Сформулируйте определение плотности на основе полученной формулы | Дети реализуют намеченный план: проводят исследование, ведут необходимые записи, делают вывод. (на доске и в тетрадях делается запись зависимости плотности от объёма при постоянной массе, и зависимости плотности от массы при постоянном объёме) Делают запись в тетради Самостоятельно формулируют определение плотности |
1)Обратите внимание на единицу измерения плотности (специальной нет-производная) 2)Для многих веществ плотность веществ рассчитана. Обратимся к таблицам плотностей в учебнике. Рассмотрите их, какие выводы можно сделать? 3)Сможем ли мы ответить на поставленный в начале урока вопрос? | Отвечают на вопросы: 1)Плотность веществ в разных агрегатных состояниях различна 2)Плотность зависит от температуры вещества 3) Правильные варианты решения задачи | |||
Первичное закрепление | Развивать умения использовать полученные знания | Внимание! Черный ящик! (из черного ящика раздают предметы, спрятанные за фольгой) Используя знания, полученные на уроке, и все, что имеется на столе, отгадайте, что спрятано за фольгой (кусочки сахара, кусочки картофеля- по таблице плотности определяют вещество, зная массу и объём) В заключение нашего урока, я хотела бы сказать, что плотность играет огромную роль в жизни человека. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно с экологической и экономической точки зрения. Знание плотности почвы необходимо для её правильного использования в сельском хозяйстве. А лично вы теперь сможете определить свежее яйцо у вас в холодильнике или не очень! (Свежесть куриных яиц можно определить по их средней плотности. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в скорлупе и замещается воздухом. А как видно из таблицы плотность любого газа значительно меньше плотности жидкости. При равном объёме, плотность меньше и, соответственно, масса меньше-яйцо всплывает в воде, в отличие, от свежих яиц) | Самостоятельное решение задач. Применение изученных знаний. Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Оценивание: - Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Капитаны, оцените вклад каждого ученика в работу группы по 5-тибальной системе, выставьте оценки в таблицу. | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга | ||
Рефлексия | - Вспомните цель урока. Прокомментируйте поставленную вами цель и ваше мнение об уровне ее достижения. Достигнута ли цель? (Выслушиваются некоторые ученики) -Вы сами сегодня добывали знания. Вы довольны качеством своей работы? Выберите соответствующее высказывание: Я доволен полученными знаниями Я не совсем доволен полученными знаниями Молодцы, СПАСИБО за урок! | Дети выражают своё отношение к проведенному уроку. | Формируют умения рефлексивности, оценки и самооценки |
9