Технологическая карта урока алгебры в 7 классе
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Тип учебного занятия: комбинированный урок (контроль знаний по предыдущей теме; изучение и первичное закрепление нового материала).
Цель урока: сформулировать правило умножения многочлена на многочлен и научиться применять его на практике.
Задачи урока:
Актуализация имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
Вывод способа умножения многочлена на многочлен через сценирование ситуации учения – обучения;
Развитие аналитического мышления, познавательных умений, развитие умений учебного труда.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Формы деятельности учащихся:
индивидуальная;
коллективная (фронтальная);
работа парами.
Оборудование и средства обучения:
Учебник Макарычева Ю.Н. и др. «Алгебра, 7 класс», 2014 г.
Ноутбук, проектор, экран
Презентация
Доска
Раздаточные материалы: карточки с заданиями, полоски «Радуга» с ответами на задания, карточки с «изображениями настроения»
Этапы урока
1. Организационный момент (3 мин)
2. Актуализация знаний. Ситуация успеха (5+4 мин)
3. Учебная ситуация (задание–«ловушка») (3 мин)
4. Постановка учебной цели и задач (2 мин)
5. Этап открытия учащимися нового знания (2 мин)
6. Порождение нового способа и формулировка правила умножения многочлена на многочлен (5 мин)
7. Работа с учебником (6 мин)
8. Этап первичного закрепления (10 мин)
9. Подведение итога урока, рефлексия, домашнее задание (5 мин)
Ход занятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах |
Организационный момент (3мин) Слайд №1 Актуализация опорных знаний. Ситуация успеха (5мин) | Здравствуйте, ребята. У вас на столе лежат карточки с графиками. Кто скажет графики каких функций изображены? Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение параболы с ветвями направленными вверх)! А какое у вас настроение? Покажите карточку. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать вас весь урок, и поможет добиться хороших результатов. (2мин) Итак, сегодня продолжим изучение многочленов, и я уверена, что вы будете также активны и много интересных идей прозвучит на уроке. Начнем наш урок. Открываем тетради, пишем «Классная работа» и сегодняшнее число. (1мин) Хочу заметить, что у каждого из вас на столе лежит лист самооценки, в течении урока заполняйте его и в конце занятия у каждого будет оценка за урок. I. Для начала проведем «Мозговой штурм», то есть повторим наши знания по этой главе в устной форме. Вопросы:
| Проверяют готовность своего рабочего места. Приветствуют учителя. Отвечают на заданные учителем вопросы Поднимают руку и отвечают. 1)Выражение в виде произведения числа, переменных и их степени. 2)Упрощенный вид. 3)Числовой множитель в станд.виде. 4)Сумма одночленов. 5)Привести подобные слагаемые. 6) Если перед скобкой стоит знак плюс, то скобка просто снимается, выражение в ней при этом остается неизменным. Если перед скобкой стоит знак минус, то при снятии скобки каждый член выражения внутри нее меняет знак на противоположный. 7)Проговаривают правило: Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить. | – внутренняя позиция школьника (Л); |
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 (4мин) | II. Теперь я попрошу 2х желающих выйти к доске и записать данные многочлены в стандартном виде. Остальные выполняют задание в тетрадях. (ответы проверяются, находим-исправляем ошибки, если имеются). III. Найдите площадь прямоугольника с данными сторонами, поднимаем руку и отвечает один ученик.
IV. Найдите площадь большого многоугольника. (Таким образом, учитель развивает ситуацию успеха, предлагая учащимся самостоятельно выполнить в тетрадях следующие задания) | 2 ученика выходят, работают у доски. Отвечает 1 ученик. Отвечают. | – построение речевых высказываний (П); – анализ, сравнение (П); - взаимоопрос в парах (К) | |||||||||||||||
Учебная ситуация (задание –«ловушка») (3мин) Слайд №5 Слайд №6 | V. Итак, следующее слайд и новые задания: упрощаем выражения в тетрадях.
Ставит проблему: Перед нами выражение: (y+4)(x+3). Как вы начали его решать? (раскрываем скобки). Какое действие надо сделать, чтобы раскрыть скобки? (умножить многочлены). Значит, какова тема нашего урока? (Умножение многочленов) Формулируют тему урока. «Умножение многочлена на многочлен». (Записываем тему на доске и в тетрадях). | Учащиеся легко справляются с заданиями №1,2, а задание №3 вызывает у учащихся затруднение. = 3х+10,5 =xy + 3y =? Выполняя данное задание, учащиеся или ошибочно выполняют его, или получают «явный сбой» (т.е. у учащихся не хватает средств для решения данной задачи). Учащиеся делают предположения. Учащиеся записывают тему урока. | учебно-познавательный интерес (Л); – построение логической цепи рассуждений (П); | |||||||||||||||
Постановка учебной цели и задач(2мин) Слайд №7 Этап открытия учащимися нового знания(2мин) Порождение нового способа и формулировка правила умножения многочлена на многочлен(5мин) | Чему мы должны научиться сегодня? (Мы должны научиться умножать многочлены). Формулирует цель урока: сформулировать правило умножения многочлена на многочлен и научиться применять его на практике. Предлагает задание частично-поискового характера: «Как выполнить умножение (y+4)(x+3) опираясь на свои знания? Я предлагаю вам наше выражение рассмотреть иначе, Слайд №8: имеется прямоугольник со сторонами (y+4) и (x+3), чтоб найти площадь большого прямоугольника нам нужно умножить стороны, то есть тем самым прийти к решению нашего выражения. На этом этапе происходит выработка такого способа, который позволял бы выполнить задание. Итак, ребята, давайте попробуем проговорить правило умножения многочлена на многочлен. (1 ученик рассказывает и после этого открывается Слайд №9). Правило:Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные результаты сложить. | Отвечают. Учащиеся делают предположения. Проговаривают правило (работа парами). Делают записи в тетрадях. В ходе совместного рассуждения учащимися были выдвинуты разные варианты решения. На последнем этапе учащиеся должны предложить найти площадь прямоугольника, как сумму площадей входящих в него прямоугольников. | – учебно-познавательный интерес (Л); – построение логической цепи рассуждений (П); -прогнозирование (Р); - взаимоопрос (К) |
Работа с учебником (6мин) | Ребята, давайте, поработаем с учебником, открываем страницу 147, и решаем самостоятельно в тетрадях №678(а, в, д). Через 2 минуты решения, зовет к доске желающего. Производим общую проверку – смотрим слайд №10. Упростите выражение: а) (x + 6)(х + 5) в) (2 – y)(y – 8) д)(2y – 1)(3y + 2) Поднимаем руки те, у кого все ответы верны или один недочет – вам 3 балла, теперь поднимаем те у кого 2 или 3 недочета – вам ставлю 1 балл. | Выполняют упражнения, 1-3 ученика выходят к доске решать. Проверяют ответы. = х2 + 11x + 30 = – y2 + 10y – 16 = 6y2 + y – 2 Поднимают руки. | - рефлексия(Л) |
Этап первичного закрепления(10мин) | Теперь мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу и вы ребята в этот раз будете работать парами.Слайд №11. Раздает карточки (приложение), в 2 варианта, решают разноуровневые задания. Тем временем учитель раздает «полоски Радуга» с правильными ответами их нужно расположить в правильном распорядке в соответствии с заданиями. После того как учащиеся заканчивают решать, я их прошу перевернуть эти полоски с ответами, в результате должен получится правильный распорядок цветов радуги. 2 балла – если все верно, 1 балл – с недочетами. | Решают упражнения. Более успешные ученики работают с опережением | - контроль (Р); |
Подведение итога урока, рефлексия, домашнее задание(5мин) | Предлагает вспомнить цель, которая была поставлена.Слайд №12. Предлагает сформулировать правило. Просит учащихся оценить свою работу в конце урока. Оценивает работу класса. Записываем домашнее задание. Слайд №13. п. 29 (до примера 2),
№677, №679(а, в, д);
№684. Выберете из предложенных графиков тот, который соответствует вашему настроению после урока. Слайд №14. Спасибо за урок! | Вспоминают цели. Проговаривают правило. Оценивают работу. Записывают домашнее задание. | – внутренняя позиция школьника (Л); |
Дидактический материал к уроку /Приложение/
Самостоятельная парная работа:
Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида:
Вариант 1
(х+1)(х+2)
(а–3)(а+8)
(х–5)(9 –х)
(1–2a)(3a+1)
(–8–а)( b +2)
(а2+ b)(а+ b)
(х2+y)(x+y2)
Вариант 2
(b +10)( b–4)
(у–5)(у–9)
(у–10)( –у+6)
(3b–1)(2–2b)
(–7–b)(а–4)
(у2+5)(у–6)
(b2–a)(b2+2a2)
Проверить верность выполнения умножения по ключу:
Вариант 1
х2+3х+2
а2+5а–24
–х2+14х–45
–6a2+a+1
–аb–2а–8 b–16
а3+а2b+аb+ b 2
x3+x2y2+xy+y3
Вариант 2
b2+6b–40
у2–14у+45
–у2+16у–60
–6b2+8b–2
–аb–7а+4b +28
у3–6у2+5у–30
b4+2a2b2–ab2–2a3