Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Геометрия
  3. Технологическая карта урока по геометрии в 9 классе "Средняя линия трапеции"

Технологическая карта урока по геометрии в 9 классе "Средняя линия трапеции"

Технологическая карта урока по геометрии в 9 классе "Средняя линия трапеции" в строгом соответствии с новым ФГОС. Приведен урок открытия новых знаний. Цели урока: 1. Изучить понятие средней линии трапеции, доказательство свойства средней линии, научить применять теорему в нестандартных ситуациях при решении задач. 2. Формировать умение учащихся анализировать, обобщать, использовать элементы исследования, сравнения. 3. Развивать логическое мышление, воспитывать культуру математической речи, эстетический вкус.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Геометрия

Категория

Геометрия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта урока

Предмет: геометрия, класс: 9

Учебник (УМК): Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., - М.: Просвещение

Тема урока: Средняя линия трапеции

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

1. Изучить понятие средней линии трапеции, доказательство свойства средней линии, научить применять теорему в нестандартных ситуациях при решении задач.

2. Формировать умение учащихся анализировать, обобщать, использовать элементы исследования, сравнения.

3. Развивать логическое мышление, воспитывать культуру математической речи, эстетический вкус.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

умеют применять векторы при доказательстве теоремы о средней линии трапеции

умеют применять теорему при решении задач

Регулятивные

умеют осуществлять контроль по результату и способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные

умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения, выводы

Коммуникативные

умеют слушать и вступать в диалог; уважительное отношение к чужому мнению, умеют выстраивать аргументацию

Личностные

проявляют критичность мышления, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный момент урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний учащихся

Проведение теста (см. приложение 1).

Выполняют контролирующий тест (два варианта, время выполнения – 10 минут). По окончании выполнения учащиеся проверяют верность выполнения, сравнивая ответы на листах с ответами, записанными на доске.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока.

Определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Тема нашего урока: Средняя линия трапеции.

Наша цель на уроке - доказать теорему о средней линии трапеции и научиться ее применять при решении задач.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Изучение нового материала

1. Введём понятие средней линии трапеции:

Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины её боковых сторон.

(В тетрадях учащиеся выполняют построения)

1) Верно ли определение: отрезок, соединяющий середины двух сторон трапеции, является средней линией? (Нет, отсутствует слово боковых сторон).

2) А сколько средних линий можно построить в трапеции? (Только одну).

3) Каким свойством обладает средняя линия трапеции? Измерьте основания трапеции и длину средней линии. Чему равна средняя линия? (Половине суммы оснований).

Попробуем доказать это свойство.

2. Доказательство теоремы.

(На доске и в тетрадях учеников чертёж и запись условия теоремы).

Доказательство

1) Мы знаем свойство средней линии треугольника. Как можно этим воспользоваться? (Нужен треугольник). Как его получить? (Выполнить дополнительное построение: через С и М проведём прямую до пересечения с прямой AD).

2) Далее: Δ EMA = Δ CMB, т.к.

а) AM=MB (по условию MN-средняя линия)
б)  A =  B (накрест лежащие при BC||AD и секущей AB)
в)  AME =  BMC (вертикальные углы)

Следовательно, EM=MC и EA=BC.

3) В Δ ECD: MN- средняя линия по определению, тогда по свойству

a) MN || AD и BC  || AD (по условию). Следовательно, MN || BC.
b) MN = ½ ED = ½ (EA+AD) = ½ (BC+AD).

Следует повторить всё доказательство, учащимся сделать записи в тетрадях.

Повторяем план доказательства:

1) Проводим через одну из вершин верхнего основания трапеции и противолежащий конец средней линии прямую до пересечения с продолжением нижнего основания.

2) Доказываем равенство полученных треугольников с общей вершиной.

3) Доказываем, что MN является средней линией Δ ECD и используем свойство средней линии треугольника

3. Где уже встречалось выражение «полусумма оснований трапеции»?

1) В формуле Sтр=h*(a+b)/2. Как можно иначе прочитать эту формулу? (Sтр=MN*h, где MN – средняя линия трапеции).

2) В свойстве равнобедренной трапеции: B1D = (a+b)/2.

Высота в равнобедренной трапеции делит большее основание трапеции на отрезки, больший из которых равен полусумме оснований. Следовательно, в равнобедренной трапеции B1D=MN.

Учащиеся письменно выполняют доказательство теоремы в тетрадях, отвечают на вопросы.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Закрепление

1. Решить на доске и в тетрадях задачу № 793.

2. Решить задачу № 795.

3. Решить задачу № 799 на доске и в тетрадях

793.

Дано: ABCD - трапеция, АВ = 13 см, СВ = 15 см, РABCD = 48 см. М - середина АВ. N - середина CD. Найти: MN.

Решение:

1) PABCD = АВ + ВС + CD + AD, Р = 48 см, АВ = 13 см, СВ = 15 см, значит, ВС + AD + 13 + 15 = 48; ВС + AD = 48 - 28; ВС + AD = 20.

2) Средняя линия трапеции равна полусумме оснований, значит, 

Ответ: 10 см.

795.

Дано: окружность с центром в точке О, АВ - диаметр, а - касательная к окружности (касается в точке Е), BD ⊥ а, АС ⊥ а, АС = 18 см, BD = 12 см.

Найти: АВ.

Решение:

1) Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания, поэтому ОЕ ⊥ a.

2) АС ⊥ a и В ⊥ a, значит, АС ll BD, то есть ABCD - трапеция.

3) ОЕ ⊥ а, АС ⊥ a, BD ⊥ а, значит, ОЕ ll АС ll BD и АО = ОВ (как радиусы), значит, по теореме Фалеса СЕ = ED, а это означает, что ОЕ - средняя линия трапеции ABCD.

4) Средняя линия трапеции ABCD равна полусумме оснований, поэтому 

5) ОЕ = 15 см и ОЕ - радиус, значит, диаметр АВ = 2 ∙ ОЕ = 2 ∙ 15 = 30 (см).

Ответ: 30 см.

799.

Дано: ABCD - равнобедренная трапеция, AB = CD, BK ⊥ AD, KD = 7.

Найти: среднюю линию.

Решение:

1) EF - средняя линия трапеции, EF ∩ ВК = Р, EF ∩ СМ = S (СМ ⊥ AD).

2) Пусть КМ = а, тогда ВС = а (так как КВСМ - прямоугольник). Пусть АК = b, тогда MD = b (тогда ∆АВК = ∆DCM по гипотенузе АВ = CD и острому углу ∠A = ∠D).

3) В ∆АВК ЕР - средняя линия, значит, ЕР = 1/2b.

4) В ∆DCM FS - средняя линия, значит, FS = 1/2b. EF ll ВС, значит, PS ⊥ ВК, PBCS - прямоугольник, PS = ВС = а.

5) 

Ответ: 7

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные:

умение выстраивать аргументацию,

участие в диалоге.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Подведение итогов. Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию. Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: решить задачи № 794, 796.

Учащиеся записывают в дневники задание.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Составьте синквейн к уроку:

1 строка– одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка– два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка– три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение к теме;

5 строка– одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Учащиеся анализируют свою работу, составляю все вместе синвейн.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Приложение 1

Вариант 1.

Задание: установите, истинны или ложны высказывания:

Высказывания

+/-

1

Из величин скорость и масса векторной величиной является скорость.

2

Если векторы совпадают со сторонами квадрата , то векторы равны.

3

Векторы коллинеарны, если они противоположно направлены.

4

Для векторов, изображенных на рисунке, справедливо равенство

5

На рисунке изображен параллелограмм . Если , , то

6

В треугольнике АВС ВС=3 см, АВ=5 см, . Тогда 4см.

7

Из условия следует, что .

8

Верно ли равенство ?

9

В прямоугольнике диагонали пересекаются в точке М. Если то .

10*

В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С проведена медиана СМ к стороне АВ. Если то

Вариант 2.

Задание: установите, истинны или ложны высказывания:

Высказывания

+/-

1

Из величин сила и вес векторной величиной является сила.

2

Если векторы совпадают со сторонами параллелограмма , то векторы коллинеарны.

3

Векторы называются равными, если они имеют равные длины.

4

Для векторов, изображенных на рисунке, справедливо равенство

5

На рисунке изображен прямоугольник . Если , , то

6

В треугольнике АВС АС=3 см, ВС=4 см, . Тогда 5см.

7

Из условия следует, что .

8

Верно ли равенство ?

9

В параллелограмме диагонали пересекаются в точке О. Если

то .

10*

В равнобедренном треугольнике АВС проведена медиана АМ к стороне ВС. Если то

Ответы

В.1

В.2

1

+

-

2

+

+

3

-

-

4

+

+

5

+

+

6

+

+

7

+

+

8

-

+

9

+

+

10

-

+

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта урока по геометрии в 9 классе "Средняя линия трапеции" в строгом соответствии с новым ФГОС. Приведен урок открытия новых знаний. Цели урока: 1. Изучить понятие средней линии трапеции, доказательство свойства средней линии, научить применять теорему в нестандартных ситуациях при решении задач. 2. Формировать умение учащихся анализировать, обобщать, использовать элементы исследования, сравнения. 3. Развивать логическое мышление, воспитывать культуру математической речи, эстетический вкус.
0 ₽
Технологическая карта урока по геометрии в 9 классе "Поворот" в строгом соответствии с новым ФГОС. Тип урока: урок изучения нового материала и промежуточного контроля усвоения учащимися пройденного на этом уроке и изученного ранее материала.
0 ₽
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по тема: «Умножение многочлена на многочлен». Цель урока: сформулировать правило умножения многочлена на многочлен и научиться применять его на практике.
0 ₽