Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Тип урока | Комбинированный урок | ||||||
Цели деятельности учителя | учить выполнять дизайн среды интерьера | ||||||
Задачи | Задачи: Образовательные: Сформировать представления об интерьере, выборе и значении цвета при его создании. Дать понятие цветовой гармонии. Получить понятие о стилевом единстве. Развивающие: Способствовать развитию умений работать в технике аппликации. Развивать умения и навыки работы с цветовыми сочетаниями. Формировать умения определять цветовые гармонии. Воспитательные: Способствовать воспитанию эстетического отношения к окружающему. Способствовать расширению кругозора. Воспитывать терпение и взаимопонимание в работе в парах. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные ууд | Метапредметные ууд | Личностные ууд | |||||
- познакомить учащихся с дизайном как средством создания пространственно – вещной среды интерьера. • самостоятельно использовать фактическую информацию об историчности и социальности интерьеров; • осваивать роль интерьера и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой; • создавать практически е творческие работы в технике коллажей и дизайн-проектов; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности | Познавательные: • обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге. Регулятивные: • воспринимать информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: • составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об интерьере; • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) | • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; • осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов; • проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности | |||||
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый, беседа, объяснительно-иллюстративный формы: групповая, фронтальная, индивидуальная | ||||||
Образовательные ресурсы | Учебник А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Изобразительное искусство, Дизайн и архитектура в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: ватман формата А3, карандаш, ножницы, бумага, краски, маркеры , распечатки мебели и вещей (шаблоны). | ||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентации «Интерьер и вещь в доме» | ||||||
Основные понятия и термины | Интерьер , Эргономика,Синквейн | ||||||
Организационная структура (сценарий урока) | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляе-мая деятельность учащихся | Формы органи-зации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Организационный момент | Беседа. Подготовка учащихся к изучению нового материала | - Здравствуйте ребята. Проверка отсутствующих. Мы с вами на прошлом уроке начали говорить об интерьере. Как вы понимаете словосочетание «вещи в образно-стилевом решении интерьера»? - Правильно, это вещи в соответствии со средой интерьера определенной эпохи. А как вы думаете, о чём должен подумать и что предусмотреть архитектор, планируя интерьер - Правильно, вещи должны быть удобны для людей! - Как вы думаете, существует ли наука, которая изучает деятельность человека в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда? Кто знает, как эта наука называется? Я расскажу вам об этой науке. Слушайте! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель | Фронтальная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели | ||
II. Изучение нового материала | Частично-поисковый | Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — отрасль науки, которая изучает деятельность человека в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Выработанные эргономикой принципы очень важны для дизайнера, ведь они определяют особенности предметной среды, размеры мебели как в производственных помещениях, так и в квартирах. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т.е. интерьера,определяется его архитектурным решением. Замысел здания не сводится лишь к созданию его внешнего вида — экстерьера, не менее значимо конструирование внутреннего пространства. Поэтомуинтерьер и стиль наполняющих его вещей во многом диктуется архитектурой (например, форма дверного проема, придуманная архитектором, определяет вид и стиль двери и, соответственно, дизайн дверной ручки; потолок с его лепниной определяет облик светильников и т.д.). Интерьер — синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды. Назначение помещенияопределяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нем. Поэтому интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и стадионов, не говоря уже о жилых помещениях, столь непохожи друг на друга. Не стоит забывать о том, что назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей. В понятие дизайн интерьера входятоформление и декорирование (а именное цветовое и фактурное) стен, потолка, пола, оконных и дверных проемов с помощью обоев, штор, жалюзи, а также организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и бытовых нужд. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует свое понимание красоты и устройства интерьера. Вспомните стили Барокко, Модерн, Классицизм и т.д. , которые тоже влияли на дизайн интерьера. Стиль помещения и его пространственное решение также зависят от расстановки в нем мебели. Сейчас даже первоклашке известно, что вся мебель имет свой дизайн, начиная от обычных деревянных прямоугольных столов на четырех ножках, прогрессируя в моде, где сыграло воображение и фантазия. Многие хоть раз, но смотреи передачи квартирный вопрос- дачный ответ, где при создании интерьера помещения используют не предусмотренную рынками мебель и другие предметы декора, а сами создают. Согласны?Мебель (от лат. mobil, означающего «двигать», «подвижный») — это меняющаяся, мобильная часть интерьера. Все многообразие предметов мебели можно разделить на два основных вида: во-первых, это мебель для хранения чего-либо — так называемая корпусная мебель; во-вторых, мебель, находящаяся в более частом контакте с человеком, — мебель для сидения и отдыха. Корпусная мебель стационарна, она скорее принадлежит архитектуре и повторяет ее в своем декоре и конструкции. | Знакомятся с новой информацией. Запоминают особенности интерьера и его влияние на человека. Отвечают на вопросы. Слушают учителя, и смотрят пре- зентацию, обмениваются мнениями, при водят примеры из своего жизненного опыта | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осмысливают учебную информацию; осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; воспринимают информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; составляют произвольное речевое высказывание в устной форме о цвете в городском пространстве; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: осваивают особенности дизайна объектов городской среды, осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
ПI. Творческая практическая деятельность | Создание творческих композиций | Сегодня я предлагаю вам самим попробовать себя в роли дизайнеров. И у нас будет непростая задача: Сделать образно-коллажную композицию на тему стилевого единства интерьера комнаты. | Выполняют задание. Делятся на команды-пары. Создают дизайн-проект. Смотрят презентацию, обмениваются впечатлениями | Фронталь-ная, групповая | Познавательные: создают практические творческие работы втехнике коллажей и дизайн-проектов. Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства достижения цели. Коммуникативные: организуют работу в группе, адекватно выражают и контролируют свои эмоции; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процесс е работы | ||
IV. Итоги урока. Рефлек-сия | Выставка работ. Беседа | - Представьте свои работы! Перед вами интерьер комнаты. - Какие вещи вы использовали в своей композиции и почему? - Как бы вы хотели, чтобы окружающие воспринимали цвета, которые вы использовали в своей композиции? Чтобы подвести итоговый анализ стилей, предлагаю воспользоваться знакомым нам приемом Синквейн. (Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). ИНТЕРЬЕР светлый, просторный успокаивает, украшает, концентрирует «душа дома» пространство | Организуют выставку своих работ. Составляют устные сообщения для презентации своих работ. | Фронталь-ная, индивиду-альная | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Личностные: осознают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой |
8