Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. студента: Таболина Елизавета Леонидовна
2. Класс: 3 Дата: 23.04.24 Предмет: математика.
3. Тема «Вычитание однозначного и двузначного числа из круглых десятков»
4. Цель:Закрепление навыков вычитания однозначного и двузначного числа из круглых десятков.
Задачи | Планируемые результаты | |
Закрепить способ вычитания однозначных и двузначных чисел из круглых десятков. | Пр1 | Умеют применять способ вычитания однозначных и двузначных чисел. |
Совершенствовать вычислительные навыки через нахождения значения выражения. | Пр2 | Умеют выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. |
Развивать навык сравнивать значения выражений. | П1 | Применяют базовое логическое универсальное действие – сравнение. |
Совершенствовать умение комментировать процесс решения задач. | К1 | Комментируют процесс решения задач. |
Развивать коммуникативные способности. | К2 | Умеют слушать собеседника и вести диалог. |
Формировать навык планирования этапов работы и своей деятельности. | Р1 | Планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность учебных действий. |
Прививать интерес к изучению математики. | Л1 | Осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека. |
7. Средства обучения: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Сост. Т.В. Алышева и др. М.: Просвещение, 2017. – 47с. Презентация, карточки для самостоятельной работы
Структура занятия | Этапы, дидактические средства | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР |
Актуализация знаний + оргмомент. | Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: отсутствуют | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! - Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, как умеете вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. - Садитесь, принимаемся за работу! | приветствуют учителя | Ф | Р1 |
Открытие новых знаний. | Мотивационный этап. ДС: презентация | Показать необходимость/значимость изучения материала. | - Прочитайте поговорку на слайде. «Математика-гимнастика ума».Почему матиматику называют гимнастикой ума? - Много дает математика для умственного развития человека - заставляет думать искать простые и красивые решения, помогает развить логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, формирует учебные навыки и умения, закаляет характер. - Но перед тем как начать работу, давайте мы ёё спланируем. Итак какой будет первый пункт плана? (Чтобы открыть новое, нам нужно что сделать?(повторить прошлый материал) - После повторения, у нас какой пункт плана будет?(Если у нас новая тема, значит что мы с вами откроем?( Что-то новое) - После открытия нового какой будет следующий пункт плана? ( Вот мы с вами познакомились с новым материалом, что нам нужно с ним сделать, чтобы вы его запомнили? (Закрепить) - А после закрепления, какой пункт плана будет?( Закрепили материал, урок уже подходит к концу, значит нам что нужно будет сделать? (Подвести итоги) | - математика тренирует наш мозг и каждый раз его развивает | Ф | Л1 Р1 |
Постановка учебной задачи. ДС: презентация | Сформулировать тему урока, поставить цель, спланировать деятельность. | - Наше занятие начнем с каллиграфической минутки. - Ребята, у вас на столах лежат карточки. Возьмите их. Ваша задача в парах найти самую короткую дорогу от домика к домику. На обсуждение и на решение этого задания у вас есть 3 минуты. 1 - Итак, время вышло. Давайте проверим. Какая же дорого самая короткая? И почему? Дидактическая игра «Волшебные бочонки» - на доске прикреплены магнитами рисунки 10 бочонков. Учитель задает вопросы, а ученики по очереди выходят к доске и снимают/прикрепляют бочонки, отвечая на вопрос. (Вопросов столько, сколько учеников в классе) - Сколько всего у нас бочонков? - Сколько нужно бочонков отнять, чтобы получить 7 бочонков? - Сколько нужно прибавить, чтобы получить 9? - Сколько нужно отнять, чтобы получить 1 бочонок? - Сколько нужно прибавить, чтобы получить 5? - Сколько нужно отнять, чтобы получить 3? - Сколько нужно прибавить, чтобы получить 8? - Сколько нужно отнять, чтобы получить 8? - Сколько нужно отнять, чтобы получить 4? - Посмотрите на пример: 42-15=, - Ребята, какие числа относятся к круглым десяткам? - Какую тему поставим на урок? - Какой знак обозначает действие вычитание? - Какую цель на урок вы для себя поставите? - Как из 42 вычесть 15? -Это решение можно записать столбиком: Алгоритм:
(инструкция на слайде) Решаем следующие примеры у доски: стр 72 уч, примеры под 1) - Молодцы! | 1 дорога: 11+6=17 2 дорога: 3+2+4+5=14 3 дорога: 7+3+5=15 - Вторая дорога самая короткая, так как если сложить все числа во всех трех дорожках, то мы получим 17 в первой дороге, 14 во второй и 15 в третий. Так как 14 наименьшее число значит это и будет самая короткая дорога. -10 -3 -2 -8 -4 -2 -5 -0 -4 - Те, которые оканчиваются на 0 - Вычитание двузначных чисел - Это знак минус - Научиться выполнять вычитание двузначных чисел | Ф П Ф | Пр1 Пр2К2 П1 |
Учебное действие. ДС: презентация | Познакомить с планом работы | Маршрутные листы, после каждого пункта плана будут закрашивать квадрат определённым цветом: зелёный- всё получилось, ничего не вызывало затруднения, красный- возникали трудности, не совсем разобрались. |
Повторение | |
Открытие нового | |
Закрепление | |
Итог | |
Рефлексия |
Ф
Р1
Применение знаний.
Действия контроля.
ДС: учебник, документ-камера
Выявить уровень первичного усвоения учебного материала
- Сейчас я предлагаю вам поработать с учебником. - Итак ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с таблицей. Ваша задача вычислить значение разностей и заполнить таблицу. На это задание у вас есть 3 минуты
Уменьшаемое | 80 | 40 | 30 | 70 | 20 |
Вычитаемое | 22 | 27 | 23 | 15 | 18 |
Значение разности |
- Время вышло, возьмите зеленый карандаш и проверьте свою работу с образцом на слайде.
- Итак, теперь встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или более.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши)
Пять — руками помахать. (Движения руками)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте)
- Посмотрите на карточку номер 3, что вы на ней видите?
- Да, сейчас мы с вами решим задачу. Сначала прочитайте её про себе, а потом кто-то вслух.
- Что нам дано к задаче? (Краткая запись).
- Да, к задаче нам дана краткая запись. Что с ней не так? (Она не полная)
Приёмы - «моделирование ситуации, описанной в задаче» и «специальные вопросы»
- 16 кроликов, что означает давайте прочитаем начало задачи? (У фермера было 16 кроликов).
- Что запишем на строчку, где у нас 16 кроликов? (было).
- А что такое 4 кролика, давайте найдём в задаче. (Купил ещё 4 кролика).
- Хорошо, что запишем на строчке? (Купил).
- Что сказано в задаче про 8 кроликов? (Продал 8 кроликов).
- Что запишем на строчке? (Продал).
Приём – «пересказ условия задачи»
- Кто сможет пересказать условие задачи по краткой записи. (Было 16 кроликов, купил 8 кроликов, продал 4 кролика).
- Какой вопрос в задаче? (Сколько кроликов стало у фермера?)
- Посмотрим на поле для решение задачи, что мы видим, сколько должно быть действий? (2)
Приёмы – «рассуждения от данных к вопросу» и «запись решения задачи по действиям»
- Подумаем что можно найти первым действием. Мы знаем что сначала у фермера было 16 кроликов, а потом он купил еще 4 кролика, что можем узнать по этим данным? (Сколько стало кроликов после покупки).
- Значит что первым действием найдём? (Сколько кроликов стало после покупки)
- Какое выражение запишем? (16+4)
- Сколько стало кроликов у фермера после покупки? (20)
- Мы знаем что фермер купил 20 кроликов, а потом продал 8, что узнаем по этим данным. (Сколько кроликов у него осталось)
- Какое дальнейшее действие будет? (20-8)
- Что мы найдем данным действием? (Сколько кроликов осталось после продажи)
- Сколько кроликов осталось? (12)
- Мы ответили на вопрос в задаче? (Да)
- Итак, какой ответ в задаче? (12)
- Записываем ответ.
- В жизни мы можем столкнуться с этой ситуацией? (Да можем, если мы будем держать хозяйство)
Выполняют работу
Отвечают на вопросы
П
Ф
Пр1
Пр2 К1 К2
П1
Действие самоконтроля.
ДС: карточки, презентация
Развивать способности к оценочным действиям.
- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. В левом верхнем углу напишите свою фамилию и имя.
- На выполнение работы у вас есть 5 минут.
20 – 12 = 30 – 27 = 40 – 15 = |
- Время вышло. Обменяйтесь работами с соседом по парте и сверьте ответы с ответами на экране. Правильные ответы «+», неправильные «-».
- Теперь оцените работу. Если в работе нет ошибок, то поставьте оценку «5», если в работе допущена 1 ошибка – оценка «4», две ошибки – оценка «3».
- Передайте работы с последних парт.
Выполняют работу в карточках
Проверяют.
И
Р1
ПР1
Пр2 К2
Подведение итогов.
Действия оценки.
ДС: отсутствуют
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.
- Давайте вспомним тему урока
- А какой была цель урока?
Что мы с вами повторяли, чему учились?
- Вычитание двузначных чисел
- Научиться выполнять вычитание двузначных чисел
- Учились вычитать двузначные числа десятка,решали задачи, решали примеры.
Ф
Л1
Рефлексия.
Действия самооценки.
ДС: карточки для оценки своей деятельности
Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.
- Посмотрите на свои маршрутные листы, если у вас большинство зелёных кружочков, то на телефонах нарисуйте зелёный круг, значит тема была вами усвоена, вы с лёгкостью выполняли все задания. У кого жёлтых больше, то жёлтый круг нарисуйте, значит местами у вас возникали затруднения, но вы с ними справились. А если больше красных, то нарисуйте красный круг, значит вам было трудно работать на уроке, возникало много трудностей, с которыми вы справились, но не до конца поняли тему урока.
- Поднимите руку у кого зелёный круг, у кого жёлтый, красный.
- Ребята, посмотрите почти у всех зелёный круг, значит для вас тема была понятна, но есть и жёлтый круг, но не расстраиваемся ребята, у вас будут ещё уроки, где вы будете нарабатывать умения по данной теме.
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. На этом наш урок окончен.
- оценивают свою работу на уроке
И
Л1
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И- индивидуальная, Г- групповая, П- работа в паре, Ф- фронтальная).
Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента | Баллы |
1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока. | 0, 1 |
2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
5. Предусмотренные этапы урока отражают последовательность (логику) открытия и применения нового знания. | 0, 1 |
6. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся . | 0, 1 |
7. Предусмотрено применение интерактивного оборудования. | 0, 1 |
8. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока. | 0, 1 |
9. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки. | 0, 1 |
10. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических. | 0, 1 |
Итог: максимально 10 баллов. |
Учитель: __________ (Стрельникова Т.В) Методист: ___________ (Мурашко С.В) Отметка: ____