МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Методическая разработка
«Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Кашина С.И.
г. Комсомольск-на-Амуре
2024
Тема: «Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»
Цель: Расширение творческого потенциала, исследование чувств, снятие энергетических блокировок
Задачи:
снять мышечные зажимы;
развить творческое бесстрашие;
улучшить чувствование своего тела ;
расширить сферы осознания ощущений
Вводная часть:
Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей требует многостороннего подхода и поиска нетривиальных путей для ее решения. Упражнения, представленные в разработке, направлены именно на развитие творческого потенциала через снятие зажимов, свободу тела. Они используются в программе театра-студии «Бенефис»- «По ступеням театрального творчества», но с равным успехом могут применяться в школьном обучении, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.
В детском театре же, предлагаемый тренинг является своеобразной актерской терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие, реактивность организма, на обучение тела механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического.
I РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
МЫШЕЧНАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: мышечная релаксация отдельных групп мышц, снятие напряжений, осознание разделенности групп мышц.
Упражнение должно выполняться индивидуально, ежедневно; утром или перед сном. Как при напряжении, так и при расслаблении групп мышц должно сохраняться глубокое, брюшное дыхание.
1. Лицо: поднимите брови максимально и держите их в этом состоянии до полного изнеможения задействованных в этом движении мышц, остальные мышцы свободны. Далее сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. Рот: улыбка до ушей (время напряжения здесь и далее определяется полным изнурением мышц), губы целуют, нижняя челюсть максимально «брошена» вниз, циклы «напряжение — расслабление» делаются последовательно по каждому заданию.
2. Плечи: дотянитесь плечом до мочки уха, голова
не наклоняется. Расслабьтесь. То же самое — со вторым плечом. Появилось ощущение тяжести в плечах, плечи становятся все тяжелее.
3. Руки: обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны появиться теплота и покалывание в пальцах.
4. Бедра и живот: сидя на стуле, поднимите ноги перед собой. Напряжение в бедрах до изнеможения. Расслабьтесь. Противоположная группа мышц напрягается зарыванием ступней в землю. Зарывайте тверже! Расслабьтесь; расслабление чувствуется в верхней части ног, сосредоточьтесь на этом.
5. Ступни: ноги плотно стоят на полу, упражнение выполняется сидя. Поднимите пятки высоко вверх. Только пятки! Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки ног. Напряжение в ступне и передней части ног. Расслабьтесь. При выполнении всего упражнения, начиная с лица, необходимо держать внимание на ощущениях в мышцах.
Следующий этап: напрягать отдельные группы мышц, не совершая движений, а лежа, пользуясь памятью ощущений. Дыхание брюшное!
«ЛИЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА»
Цель: снятие мышечных напряжений, увеличение подвижности лицевых мышц. В упрощенном виде это упражнение используется в актерском тренинге: «Циферблат губами», «Вращение глазами» и т. д. Вне связи с дыханием упражнение не расслабляет мышц лица, а еще больше зажимает их. В полном виде упражнение используется при обучении актеров театра «Но».
Массаж глазных яблок: выбрать объект перед собой, расслабиться. Глубокое брюшное дыхание. Спустя 2 мин. после глубокого вдоха сделать резкий активный выдох, направив энергию выдоха в глаза; глазные яблоки, как от толчка, должны устремиться вперед на объект. Можно придумать внутреннее оправдание, но это нежелательно, так как в этом случае напрягаются мышцы век, а они должны оставаться расслабленными. Сделать 8— 10 таких выдохов. Затем выбрать объекты последовательно справа и слева от себя, а также под ногами. Сделать по 5 движений на каждый объект, чередуя их. Энергетический импульс движения глазных яблок начинается в брюшной полости вместе с выдохом.
Массаж губ: аналогичная процедура, может использоваться «циферблат», но обязательно с активным выдохом на каждое движение.
Общий массаж лица: дыхание такое же, как в предыдущих вариантах, но на выдохе все лицо, включая нос и рот, должно искривиться в маску гнева, неприязни или страха. Сделать 10 активных движений. Тело и шея должны оставаться расслабленными. Затем можно разрядиться криком, челюсть падает, рот открывается. Упражнение лучше проводить лежа.
Список литературы и электронных ресурсов
1.Степун Ф. А. Природа актерской души//Искусство. Журнал Российской Академии художественных наук, М., 2023, №1.
2.Топорков В. О. За передовую технику воплощения идей в сценическом искусстве// 1999
3.Эфрос А. В. Как я учил других // 2016
4.Актёрское мастерство. Учебник. М.: ГИТИС, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=57333&pg=2