Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Театр
  3. Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение.Часть 2

Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение.Часть 2

0 подписчиков
Стеснительность, неуверенность, замкнутость — ощущения, знакомые каждому. Основная причина этих состояний — внутренняя зажатость. Именно она и является одним из главных препятствий к по-настоящему свободному проживанию себя

Предметы

Театр

Категория

Театр
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Методическая разработка

«Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Кашина С.И.

г. Комсомольск-на-Амуре

2024

Тема: «Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»

Цель: Расширение творческого потенциала, исследование чувств, снятие энергетических блокировок

Задачи:

  • снять мышечные зажимы;

  • развить творческое бесстрашие;

  • улучшить чувствование своего тела ;

  • расширить сферы осознания ощущений

Вводная часть:

Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей требует многостороннего подхода и поиска нетривиальных путей для ее решения. Упражнения, представленные в разработке, направлены именно на развитие творческого потенциала через снятие зажимов, свободу тела. Они используются в программе театра-студии «Бенефис»- «По ступеням театрального творчества», но с равным успехом могут применяться в школьном обучении, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

В детском театре же, предлагаемый тренинг является своеобразной актерской терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие, реактивность организма, на обучение тела механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического.

I РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

«РАЗМАТЫВАНИЕ КЛУБКА»

Цель: как и в предыдущем упражнении — достижение сильного релаксационного эффекта.

Сопутствующий эффект: снимаются остеохондрозные проявления.

Участники садятся на корточки, обхватывают колени руками, голова прячется в колени. Вы — клубок ниток, вас разматывают, кто-то тянет за нить и заставляет кувыркаться вперед и назад и в стороны, с разной скоростью и в различных направлениях Клубок становится все меньше и меньше (перекаты и кувырки не менее 3 мин.), пока не разматывается в нить: участники лежат на спине. Эта нить состоит из двух волокон (правая половина тела — одно волокно, левая — другое). Кто-то дергает за волокна в противоположном направлении, туда и обратно. Импульс движения задают ноги, колени прямые. Две половины тела как бы сдвигаются относительно друг друга (3-5 мин.). Естественное после кувырков головокружение и напряжение мышц в первой и второй фазах упражнения ведут к глубокому бессознательному расслаблению после прекращения движений.

«СОН»

Цель: осознание свободного потока видений, рассредоточение внимания, формирование установки на мгновенное расслабление без выполнения комплексов мышечной гимнастики на напряжение — расслабление.

После выполнения комплекса разогревающих упражнений (мышечная нагрузка) участникам дается команда «спать». Они резко «бросают» тела на пол и начинают глубоко дышать. Это может вызвать легкое головокружение. Быстрый ритм дыхания задает руководитель. Через 3—5 мин. может наступить легкое мышечное оцепенение, участники уменьшают ритм дыхания, оно становится легким, не требующим усилий.

Объект внимания — «внутренний экран», на нем появляются и исчезают свободные видения, не привязанные к личности участника (фигуры, комбинации, пейзажи и т. д.). У некоторых участников возможны слуховые и обонятельные ассоциации. Полученное физиологическое состояние достигается ускорением ритма дыхания; оно не связано с потерей сознания, так как участники могут слышать и видеть реальную обстановку, но более сильным раздражителем является внутреннее видение.

Далее можно переходить к упражнению «Путешествие по состояниям», представленному далее.

«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»

Цель: последовательное освобождение групп мышц от напряжения, энергетизация тела.

Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в

минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.

Участникам можно предложить иначе оправдать вибрации по собственному выбору (одни дрожат от холода, другие воображают себя каким-нибудь предметом и т. д.). Упражнение имеет ярко выраженный физиологический эффект: ощущение тепла, покалывание кожи, автоматическая концентрация внимания на внутренних ощущениях (если нет специального задания— другого объекта); снимаются

также и психические блокировки.

Продолжительность выполнения упражнения — не

менее 6

«КАЧАНИЕ»

Цель: та же, что в упражнении «Электрический ток». «Качание» может выполняться после этого упражнения или дополнять его.

Исходное положение такое же. Движение начинается также с пальцев рук и распространяется подобным образом, но вибрации в этом случае заменяются свободным качанием. Импульс движения исходит из верхней точки кисти, локтя, плеча, головы, соответственно.

Продолжительность — также не менее 6 мин. В результате возможно естественное головокружение. После выполнения упражнения нужно сделать 5—10 прыжков, почти не отрывая ступни от пола, на полусогнутых ногах — встряхивания тела. Это способствует интенсивной энергетизации.

Вообще нужно иметь в виду, что отсутствие напряжения в коленях — слегка согнутые ноги — всегда энергетизирует организм. Согласно биоэнергетической теории А. Лоуэна, в этом положении (колени чуть

согнуты, носки чуть повернуты внутрь) стопа имеет наибольший контакт с почвой, что увеличивает приток энергии.

«ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Цель: мышечное расслабление отдельных групп мышц (всех в определенной последовательности).

В отличие от других релаксационных упражнений, действующих по принципу «напряжение — расслабление», упражнение усложнено введением предлагаемых обстоятельств.

Участники сидят на корточках, голова в коленях, глаза закрыты. Представьте, что каждый из вас — ком пластилина, в котором «зародилась жизнь»; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала — пластилина.

Последовательность такая: вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост, это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах; теперь «лепите» руки от плеча, напряжение распространяется в

руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте пластилиновость пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами нужно вылепить лицо — глаза, нос, рот. Какое выражение лица полу­

чилось? Какой человек вылепился? Посмотрите вокруг. Куда это вы попали? Все тело остается напряженно-пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Куда и зачем вы пошли? Возможно взаимодействие участников: знакомство и т. д. В какой-то момент оказались лежащими на полу (оправдать), не можете отклеиться, стараетесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ноги,

они «тают», пластилин растекается в лужу, следующая волна доходит до паха, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело, все пластилиновое тело растеклось в лужу. Сильный эффект расслабления достигается длительным напряжением, предлагаемые обстоятельства помогают «занять» внимание, а следовательно, увеличить время напряжения, добавляют элемент всегда желанной игры во что-то.

Список литературы и электронных ресурсов

1.Степун Ф. А. Природа актерской души//Искусство. Журнал Российской Академии художественных наук, М., 2023, №1.

2.Топорков В. О. За передовую технику воплощения идей в сценическом искусстве// 1999

3.Эфрос А. В. Как я учил других // 2016

4.Актёрское мастерство. Учебник. М.: ГИТИС, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=57333&pg=2

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сценическая речь – одно из главных средств выразительности актера. Через речь актер доносит до аудитории характер своего героя или персонажа, воздействует на публику.Голос актера должен быть гибким, сильным и выразительным, а речь – четкой и понятной.
0 ₽
Сценическая речь – одно из главных средств выразительности актера. Через речь актер доносит до аудитории характер своего героя или персонажа, воздействует на публику.Голос актера должен быть гибким, сильным и выразительным, а речь – четкой и понятной.
0 ₽
Сценическая речь – одно из главных средств выразительности актера. Через речь актер доносит до аудитории характер своего героя или персонажа, воздействует на публику.Голос актера должен быть гибким, сильным и выразительным, а речь – четкой и понятной.
0 ₽