МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Методическая разработка
«Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Кашина С.И.
г. Комсомольск-на-Амуре
2024
Тема: «Творческая свобода. Тренинг на раскрепощение»
Цель: Расширение творческого потенциала, исследование чувств, снятие энергетических блокировок
Задачи:
снять мышечные зажимы;
развить творческое бесстрашие;
улучшить чувствование своего тела ;
расширить сферы осознания ощущений
Вводная часть:
Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей требует многостороннего подхода и поиска нетривиальных путей для ее решения. Упражнения, представленные в разработке, направлены именно на развитие творческого потенциала через снятие зажимов, свободу тела. Они используются в программе театра-студии «Бенефис»- «По ступеням театрального творчества», но с равным успехом могут применяться в школьном обучении, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.
В детском театре же, предлагаемый тренинг является своеобразной актерской терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие, реактивность организма, на обучение тела механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического.
I РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
НАПРЯЖЕНИЕ ПОЗЫ»
Цель: высвобождение мышечного напряжения через дрожь и непроизвольные движения.
Вообще, напряженные позы составляют основу биоэнергетического тренинга, помогая избавиться от мышечных зажимов. Тело в позах максимально сбалансировано. «Динамически наклон выражает готовность к действию, энергетически — тело заряжается от ног к голове»
Арка: встаньте, расставив ноги на расстояние примерно 45 см, носки повернуты вовнутрь, колени согнуты. Кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад так, чтобы линия, соединяющая точку между лопатками на позвоночнике и середину расстояния между ногами, была перпендикулярна полу. Отметьте области напряжения в теле (в пояснице, передней части бедер, шее и т. д.). Дышите животом, удерживайте паузу 2—3 мин., тело максимально расслаблено. Если
поза правильна, то ноги начинают дрожать. Вибрации — это выход и ослабление хронических мышечных напряжений.
Кольцо: расставьте ноги приблизительно на 25 см, носки слегка повернуты вовнутрь, тело брошено вперед. Коснитесь пальцами рук пола перед собой, не опираясь на них. Перенесите вес тела на пальцы ног. Нужно получить состояние неустойчивого равновесия. Глубокое дыхание через рот. Удерживайте позу 2-3 мин., ноги начинают дрожать, теплота и вибрации распространяются по всему телу. Дрожь — естественная реакция тела на напряжение, показатель энергетизации мышц. По окончании поднимайтесь как можно медленнее.
Обратное кольцо: лягте на ковер. Согните колени и расставьте ноги на расстояние 30 см. Прогните спину, притягивая себя к лодыжкам руками. Только макушка, плечи и ступни касаются пола. Положите кулаки подпитки, колени выдвигаются вперед. Глубокое дыхание, максимально расслабьте ягодицы. Таз начинает дрожать. Для усиления ощущения качните таз вверх-вниз несколько раз. Прогиб назад с опорой: наклонитесь назад и для баланса слегка обопритесь руками на стоящий позади стул, разведите колени. Дышите глубоко, покачайтесь на пятках. Через 2—3 мин. таз начнет двигаться вверх
и вниз. Упражнение необходимо для снятия тазовых
напряжений.
Стойка на одной ноге: стойте на одной ноге до полного утомления мышц, изнеможения. Внимание можно сосредоточить на любом воображаемом объекте, например, совершите весь путь из дома в институт, вспоминая возникавшие по пути мысли и чувства. Это отвлечение удлиняет процесс. В таком состоянии мышцы не могут удерживать имеющиеся в них напряжения, происходит их ослабление, что ощущается через вибрации мышц.
Падение: предлагаемые падения не разучиваются. В качестве страховки используется спортивный мат. Надо встать перед ним, закрыть глаза и резко ослабить все мышцы. В следующий раз это можно проделать с открытыми глазами. Упражнение полезно для тех, кто имеет навык расслабления. После падения — перевернуться на спину и полежать 2—3 мин. в расслабленном состоянии. Затем можно сделать упражнение «Крик». Засыпание и падение имеют общий динамический механизм — выход возбуждения. Падения, разучиваемые на уроках сценического движения, имеют совсем другую цель: они освобождают от страха при помощи разума: «Я не разобьюсь, потому что знаю прием».
«ДОВЕРАЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ»
Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнером, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью вообще (так как при падении на пол нельзя
разбиться или ушибиться сильно, то страх падения ничем не оправдан — это «страх вообще»).
Участники делятся на пары: один падает, другой ловит. «Ловец» должен присесть, чтобы прервать падение почти у поверхности пола. Тот, кто падает, должен расслабиться, закрыть глаза и падать назад. Да
лее участники меняются ролями.
Условие: во время выполнения нельзя разговаривать, внимание — на ощущениях в своем теле. После того как все участники выполнят упражнение, можно поделиться ощущениями в группе. Преодоление страха «бросанием» тела часто вызывает крик, вибрации в теле.
«ОЖИВЛЕНИЕ ТЕЛА»
Цель: полное расслабление, достижение состояния равновесия сознания, снятие хронических мышечных напряжений. Это медитативное упражнение, выполнение его в течение 15 мин. является более качественным отдыхом, чем продолжительный сон. Хронические мышечные напряжения снимаются благодаря освобождению сознания.
Первый этап: после расслабления (мышечная гимнастика) участники лежат на полу, дыхание глубокое, на «внутреннем экране» — черное ночное небо без звезд и просветов, полная темнота. С каждым вдохом чернота и холод ночи втягиваются в легкие, а с выдохом распространяются по телу, начиная с ног (холод доходит до щиколоток, колен, паха и т. д.).
Критерием правильности выполнения упражнения является дрожь, которую можно ощутить, если слегка прикоснуться к телу в любом месте. Руководитель должен внимательно следить, чтобы мелкая дрожь не превратилась в сотрясающий озноб: в этом случае участнику нужно помочь перейти к выполнению следующего этапа.
Второй этап: черное небо на «внутреннем экране» начинает светлеть. Участникам нужно сказать, что начинается рассвет. Чем светлее и голубое небо, тем больше тепла втягивается в легкие с воздухом и распространяется по телу, начиная с пальцев ног. Тело согревается, при этом наступает полное расслабление, теплота и легкость (или, наоборот, тяжесть — это индивидуальные проявления расслабления) в мышцах. Участник, выполнивший упражнение успешно, может уснуть. Этому можно препятствовать переходом к следующему упражнению, например «Зоны звучания», «Звучащее тело» или «Резонанс».
«МУХА В ПЛЕНУ»
Цель: достижение сильного релаксационного эффекта за относительно короткое время. Участники лежат на полу. Им нужно представить себя мухой, приклеившейся к полу. Руки, ноги, плечи и голова стремятся вверх. Нужно оторваться от пола, для этого руки и ноги совершают мелкие вибрационные движения, импульс движения исходит из ступней и кистей, колени прямые. «Отклеиваться» нужно не менее 3 мин.
В результате упражнения сильно напрягаются все мышцы одновременно, прекращение движения ведет к сильнейшему (пропорционально напряжению) расслаблению. Тело «растекается» на полу подобно медузе. Чтобы увеличить время напряжения мышц, можно предложить участникам другой (не муха) объект внимания, другую цель, например путешествие по Литейному проспекту с рассматриванием домов и вспоминанием их последовательности. Это до определенного момента отвлечет внимание от изнуренных
мышц, но главное, что при этом наступает и «изнурение» сознания. Поэтому состояние расслабления будет сопровождаться безмыслием. Это и есть полная релаксация, ведущая к снятию хронических мышечных напряжений.
Список литературы и электронных ресурсов
1.Степун Ф. А. Природа актерской души//Искусство. Журнал Российской Академии художественных наук, М., 2023, №1.
2.Топорков В. О. За передовую технику воплощения идей в сценическом искусстве// 1999
3.Эфрос А. В. Как я учил других // 2016
4.Актёрское мастерство. Учебник. М.: ГИТИС, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=57333&pg=2