Воспитательное занятие «Учи своё сердце добру»
Цель: воспитание добрых чувств, человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся активную жизненную позицию;
- расширить знания о качествах человека как «доброта», "милосердие", "благотворительность";
- обучать умению вести дискуссию;
- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела на благо людям.
Формы организации деятельности детей: беседа, ситуативный практикум, игра ,обсуждение рассказа, устный журнал.
Оборудование и средства: презентация, педагогические ситуации, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, видеоролик «Цветик-самоцветик», «День добрых дел» , раздаточный материал к практической части. Компьютер, листы бумаги, карандаши, листочки.
Подготовка: учащиеся готовят стихи о добре, материал к устному журналу о благотворительности, загадки, пословицы.
Подготовила и провела Ковалева С.В.
Воспитатель
2024г.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
(Л.Н. Толстой)
Эпиграф написан на доске.
Ход занятия
Эпиграф написан на доске.
Вступительное слово
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе.
Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Наше занятие я хочу начать со слов Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому».
Воспитатель:Ребята, как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о том, без чего не может обойтись ни один человек в своей жизни. Что же это? Для этого вы должны прочитать слово, которое написано на доске и оно, нам необходимо в жизни. Доброта (Слайд).
Ребята, я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы свои улыбки и добрые взгляды подарили друг другу. Улыбнитесь своему соседу. А теперь посмотрите в окно: и неважно солнышко там светит или идет дождик. Ведь, у природы нет плохой погоды, так же как и у человека не должно быть плохого настроение, а если оно и есть, просто улыбнитесь и вспомните что-то хорошее. Сегодня мы поговорим о самом важном качестве, без которого человек не может называться человеком. А вот что это за качество, постарайтесь узнать, просмотрев видеоролик.(Просмотр видеоролика «Притча о добре»).
Воспитатель:Итак, тема нашего занятия «Научи своё сердце добру».
А эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого. Чтобы поверить в добро, надо его делать» (Слайд).
- Ребята, а что такое добро? (Ответы детей).
Обсуждение притчи (звучит спокойная музыка с показом иллюстраций).
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Вопросы к обсуждению.
Как вы относитесь к этому человеку?
Как бы вы ответили на месте завистника?
Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках»?
Воспитатель:Молодцы. Ребята, обратите внимание на экран. «Добрые дела красят человека».
Вопросы к обсуждению.
Воспитатель: Эта пословица подходит к нашей притче? Как вы понимаете эту пословицу?(Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле. Обратите внимание на экран. Задание: из перечня слов выберите качества доброго, хорошего, положительного человека.
Добрый и жалостливый
Завистливый
Честный
Благородный
Злой
Ответственный
Душевный и дружный
Добродушный
Умный
красивый
Достойный
Жадный.
Воспитатель:Качества, про которые вы сказали, не врождённые, их надо воспитывать.
Мы можем много называть положительных качеств человека, но на первое место мы ставим доброту. А вот почему на первое место мы ставим доброту? (Ответы детей).
Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, способностью к мастерству, искусству. Человек стал добывать пищу, добывать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек внутри, всё зависит лишь от его сердца и души. Если душа добрая, то и в жизни будет всё благополучно.
Ребята, а что значит добрый человек?(Ответы детей).
Физминутка. (Слайд).
Воспитатель:Ребята, сегодня, мы говорим доброте. Создаём хорошее настроение. Я предлагаю вам повернуться друг к другу и улыбнуться.
Работа с толковым словарём Ожегова. (Слайд)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.Вопросы к обсуждению.
Воспитатель:Ребята, доброта делает человека каким? Приведите примеры доброго отношения людей? Ответы детей).
Просмотр видеоролика «День добрых дел» с последующим обсуждением.
Ситуативный практикум.
Представьте себе, что ваш обидчик провалился в прорубь. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите в данной ситуации?
пройдете мимо
попытаетесь ему помочь?
Воспитатель: Можно ли принудить человека быть добрым? Если ты умеешь прощать, это может считаться началом добрых отношений? Что чаще побеждает, добро или зло. (Ответы детей).
В сказках всегда побеждает добро, но жизнь – не сказка. В жизни может случиться всякое…
Чтение притчи. «Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, змея выскользнула, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», – отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать». Так может и не надо делать добра? И жить по пословице «Не делай добра – не получишь зла» – Встретив на улице человека, можно сразу сказать добрый он или злой?
(Судить человека можно по его делам, можно много раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступить им место в автобусе; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора).
Коррекционно – развивающее упражнение «Собери пословицу»
Жизнь дана на ……(добрые дела)
Злой не верит, что есть….. (добрый
Доброму слову….. (добрый ответ)
Доброму везде…… (добро)
С добрым жить…….. (хорошо).
Практическая часть
Воспитатель:Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу нашего занятия
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.Н. Толстой.
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Задание: из перечня перепутанных слов, которые написаны на экране необходимо составить правила доброты.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Итог занятия.
В конце нашего занятия мне бы хотелось вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток, Женечка могла загадывать любое желание, и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она нашла нового друга, который к ее великому сожалению не мог играть с ней в салки, т.к. был хромой. И тогда Женя впервые загадала желание не для себя.
Воспитатель: Я предлагаю Вам написать на единственном у Вас на парте лепестке желание, исполнение которого помогло бы не только Вам лично, но и кому-то еще. Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами, мыслями и добрыми делами.