Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Урок русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессозном сложном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессозном сложном предложении".

Автор Павлова
0 подписчиков
Это один из уроков раздела «Бессоюзные сложные предложения», где отрабатываются умения постановки знаков препинания в БСП. Разнотипные задания позволяют отрабатывать навыки грамотного письма и запоминать пунктуационные правила, которые необходимы для выполнения заданий на ОГЭ и ЕГЭ.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.

Тема.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель:

- помочь учащимся усвоить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

- формировать пунктуационные навыки;

- развивать грамотность, воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник «Русский язык 9 класс» под ред. Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2022 г.; дидактический материал, таблица «Бессоюзные сложные предложения» (если есть).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос.

- Что называется сложным предложением?

- Чем отличается простое предложение от сложного?

- Что называется бессоюзным сложным предложением?

- Назовите правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Тренировочное упражнение. Объяснительный диктант.

  • Запишите предложения под диктовку, подчеркните главные члены; постройте схемы (задание № 2 ОГЭ).

  1. Скоро кончится белая вьюга, потекут голубые ручьи. 2. Плавно у ночи с чела мягкая падает мга; с поля широкого тень жмётся под ближнюю сень; жаждою света горя, выйти стыдится заря. 3. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом; опять весна душистая повеяла крылом. 4. Ветви сочною дугою перегнулись над водою как зелёный водопад; как живые, как иглою, будто споря меж собою, листья воду бороздят. (А.А. Фет).

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя. Часто в поэзии и в прозе мы встречаем строчки, представляющие собой бессоюзные сложные предложения; кроме запятой и точки с запятой, в таких предложениях могут использоваться двоеточие и тире.

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Восприятие учащимися учебного материала.

  1. Работа с учебником. (Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом: п. 29, стр. 161, 162, 163, 164.

  2. Тренировочное упражнение.

  • Прочитайте записанные на доске предложения. Что изменится, если вы опустите союзы? Определите смысловые отношения между частями предложения. Запишите предложения как бессоюзные сложные, употребив вместо опущенных союзов нужный знак препинания.

  1. Сегодня, выйдя в сад, я увидел, что последние цветы уничтожил мороз. 2. Долго пришлось звать товарищей, потому что за ночь навалило много снега. 3. Летом скворцов трудно увидеть, так как они живут в густых лесах.

  1. Работа с таблицей «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

  1. Практическая работа.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схемы предложений.

1) 1. Есть в светлости осе..их вечеров умильная таинстве..ая прелесть зловещий блеск и пестрота дерев б..гряных листьев томный лёгкий шелест тума..ая и тихая лазурь над грус..но-с..ротеющей землёю. (Ф. Тютчев). 2. Жадно весело он дыш..т свежим воздухом полей сизый пар кипит и пыш..т из пылающих ноздрей. (Н. Языков). 3. Даль ра..кинулась пред нами над зелёными горами блещ..т снежных гор хребты. (К. Павлова). 4. На з..ре тума..ой юности всей душой любил я милую был у ней в глазах небесный свет на лице г..рел любви огонь. (А. Кольцов). 5. Мне немного было жутковато сорват..ся (в)низ плохая шутка! (А. Толстой). 6.Учись мой сын науки сокращают нам опыты (быстро)т..кущей жизни. (А. Пушкин). 7. Вижу я (во)сне к..чает няня колыбель мою и тихонько запевает. (Я. Полонский).8. Полно степь моя стать бе..пробудно (зимы)матушкицарство прошло. Полюбуйся весна наступает журавли к..раваном летят в ярком золоте день ут..пает и ручьи по оврагам шумят. (И. Никитин).

2) Перестройте сложноподчинённые предложения в бессоюзные сложные. Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Постройте схемы предложений.

1. Весной все рады цветам, потому что за долгую белую зиму ист..сковались глаза по яркому и цветному. 2. Мне взгрус..нулось, так как сквозь (не)веселую улыбку октябрьского пол)дня я почувствовала унылый страх (не)далёкой зимы. 3. Я оборачиваюсь и вижу, что на душистых соцветиях таволги спят золотисто(зелёные) (жуки)бронзовики. 4. Я видела, что на широких листьях ландыша подрагивают крупные будто шарики ртути капли вечерней р..сы.

3) Восстановите пословицы, соединив их части. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, постройте их схемы.

Бережливый, что стыдливый… то на сосну он то на ель.

Берегись болтунов весна говорит зёрна в пашню вложу.

Перелётный соловей чужого не возьмёт.

Старый ворон не каркает даром вперёд наука.

Отказ не обух болтун для завистников хороший улов.

Осень говорит к снегу зябь либо было что либо будет что.

подниму

Ошибся, что ушибся шишек на лбу не будет.

  1. Работа с учебником. (Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение

№ 288. Списать, объясняя расстановку знаков препинания. Над двоеточием надпишите союз или глагол, который можно подставить для проверки.

  1. Подведение итогов урока.

Заключительная беседа.

- Каковы смысловые отношения между частями бессоюзного ложного предложения в случае постановки двоеточия?

- Определите на слух, какое из предложений простое, а какое – сложное. Докажите.

Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин).

Я люблю свою землю: и шум её зелёных лесов, и гул прибоя, и бесконечные поля, порой наводящие уныние.

  1. Домашнее задание. П. 29. Выучить теоретический материал. Упр. 289. Списать предложения, сгруппировав предложения в зависимости от употребления в них двоеточия, объяснить знаки препинания.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок даёт возможность учащимся в процессе размышления над главным героем Хлестаковым понять такое общественное явление как «хлестаковщина». Что может быть смешнее, когда сам герой речью, игрой и самолюбованием выражает все черты, присущие чиновникам города, каждый из которых олицетворение взяточника, казнокрада, приспособленца только с разной хваткой и положением.
0 ₽
«Береги честь смолоду» - таков жизненный путь Петра Гринёва, который пришлось пройти герою, чтобы быть похожим на своих родителей. Петр Гринёв не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и мог судить «о свойствах борзого кобеля». Но заветы отца о чести и долге запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца (перенял прямоту и честность), сказалось влияние любящей и заботливой матери. Так простые дворянские семьи растили обычных детей, не избалованных светом. Может, повторяется история, которая ещё раз доказывает, что независимо от социального положения и эпохи в семьях, где присутствует любовь и взаимопонимание, растёт будущее поколение, которое продолжит хранить семейные ценности и будет воспитывать достойных детей, чтобы жизнь продолжалась вечно.
0 ₽
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» учит ребят мыслить и выявлять проблему, что немаловажно в работе с текстом. Казалось бы, всего лишь рассказ, но в нём можно увидеть и синтаксические приёмы (повтор и параллельное строение фраз), и роль детали (замшевая перчатка, связывающая части рассказа), и цвет (белый и контрастный чёрный и красный) – всё это помогает ученикам разобраться в особенностях композиции рассказа и понять авторскую позицию, которая заключается в том, «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…».
0 ₽