Бурлакова Ирина Васильевна,
методист МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."
города Красноярска
"Включение обновленных форм, методов, приемов и средств обучения в разработку циклов занятий и методические материалы по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам профориентационного сопровождения"
консультация для ПДО
и февр 24.jpg" />
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р одной из проблем ставится обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
В соответствии с выявленной проблемой целевое предназначение дополнительного образования определяется в обновлении содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал общего и профессионального образования с вовлечением профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
Профориентационное сопровождение обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам может включать в себя следующие компоненты, направленные на их предпрофессиональное обучение:
-целевой (принятие обучающимися целей и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения: для 1-4 классов -формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям; для 5-8 классов - формирование профессиональной направленности на какую-либо профессию или группу профессий; 9-11 класс - формирование профессионального самосознания с выбором своих предпрофессиональных предпочтений и соотнесением их со своими возможностями и требованиями рынка труда);
-информационно-ознакомительный (психолого-педагогическое сопровождение при ознакомлении с основами выбора профессии, информировании о профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, где можно получить профессии, связанные с выбранной дополнительной общеобразовательной программой);
-организационно-развивающий(организация профессиональных проб по выбранной профессии и развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для реализации в выбранной сфере труда);
-адаптационно-результативный (овладение определенными знаниями и умениями в выбранной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям, составление личного профессионального плана по результатам деятельности в выбранной профессии.
Процесс обучения по дополнительным общеобразовательным программам по предпрофессиональному сопровождению обучающихся - это комплексный психолого-педагогический процесс, включающий различные формы, методы, приемы и средства обучения.
Формы обучения - это организация целенаправленной познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия.
Очная форма обучения– непосредственное дневное или вечернее обучение по расписанию дополнительной общеобразовательной программы в учреждении.
Дистанционная форма обучения—обучение при использовании интернет-технологий с изучением дополнительной общеобразовательной программы удалённо, не посещая учреждения.
Примеры очной формы обучения в дополнительном образовании:
-занятие— это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения)
-мастер-класс - это занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме;
-деловая игра - это условный формат воспроизведения, имитации, моделирования реальной деятельности, которую совместно осваивают участники образовательного процесса;
-экскурсия — форма организации детской деятельности, позволяющая познакомиться с изучаемыми объектами непосредственно в естественных условиях.
При организации дистанционной формы обучения используются телеконференции; вебинары, видеоконференции.
Методы обучения - это поэтапные и взаимосвязанные способы работы педагога и обучающихся, направленная на решение определённых дидактических задач.
Методы практической работы: упражнения (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция); письменные работы—составление тезисов (доклада), рефератов, письменные ответы на вопрос, графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, составление структурнологических схем, заполнение матриц).
Исследовательские методы (лабораторные и экспериментальные занятия: опыты, их постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами, эксперименты).
Методы программированного обучения (объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно).
Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ; построение гипотез, моделирование ситуации, создание новых способов решения задачи, создание моделей, конструкций, конструирование игр; конструирование из бумаги, художественное конструирование, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел).
Метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра, настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы).
Наглядный метод обучения (наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы).
Современные методы обучения: тренинги, проектный метод, Кейс-стади, ролевые игры, работа в парах, мозговой штурм, интеллект-карта, образовательные тренажеры, метод «ротаций», метод «Лидер-ведомый».
Приемы в обучении - это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия педагога и обучающихся в образовательном процессе.
Интеллектуальный поединок—прием, демонстрирующий, насколько хорошо усвоен учебный материал. Также он показывает, умеют ли дети мыслить логически, выделять закономерности, различия и противоречия нового материала с уже изученным.
Коллекционер—эффективный прием для интерактивного обучения, когда предполагается активное включение обучающихся в образовательный процесс (сбор коллекции- подбор обучающимися различных предметов, которые связаны с темой занятия; практическая работа с коллекцией для обобщения и повторения учебного материала и т.д.)
Ассоциации—этот прием обучения относится к активным методам, благодаря которому систематизируются уже имеющиеся знания посредством сравнения их с новой информацией.
Диаграмма, или Кольца Венна—графический прием, используемый в технологии развития критического мышления, когда нужно сравнить несколько понятий, явлений, предметов.
Цветные поля—прием подходит для интерактивного образования и способствует развитию навыков самоорганизации, индивидуальной работы с текстом и самопроверки.
Средства обучения - приемы, способы действия для достижения чего-либо; орудия (предметы, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности, которые делятся на:
-визуальные (зрительные или наглядные) -объемные предметы (муляжи, макеты), изобразительные (карты, фотографии, картины), символические (рисунки, иллюстрации), графические (графики, схемы, чертежи); механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп, эпипроектор)
-аудиальные (слуховые) - проигрыватель, магнитофон и т.д.;
-аудиовизуальные(зрительно-слуховые) - кинотехника, видеотехника, компьютер.
Профориентационное сопровождение обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам диктует необходимость включения обновленных форм, методов, приемов и средств обучения в разработку циклов занятий и методических материалов по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам профориентационного сопровождения, поэтому педагогам важно своевременно изучать данные вопросы через использование методических материалов консультаций, видеоконференций, вебинаров по обозначенной теме.
Используемые Интернет-ресурсы
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/08/30/obuchenie-po-dopolnitelnym-predprofessionalnym
https://infourok.ru/proforientaciya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-5514172.html
4.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475246-metody-obuchenija-po-programmam-dopolnitelnog
5.https://propostuplenie.ru/article/chto-takoe-dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-i-gde-ego-poluchit/propostuplenie.ru/navigator-092022/
6.https://gb.ru/blog/priemy-obucheniya-detej/
7.https://elib.bspu.by/bitstream/doc/18092/1/