Областное государственное казённое учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»
Занятие для детей 5 – 6 лет по этикету
тема"Волшебная сила слов"
подготовила Декина Елена Сергеевна - методист
Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.
Задачи:
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных формул..
- воспитывать коммуникативные навыки.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Оборудование занятия: свеча, спички, накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка и сюрпризы в ней.
Демонстрационный материал:
- иллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций;
- поезд с вагончиками;
- цветик - семицветик.
Раздаточный материал:
- бумага для рисования, цветные карандаши (мелки);
- смайлики.
Оформление доски происходит в ходе занятия.
Цветик – семицветик.
Изображение поезда с вагончиками.
«Весёлое личико».
Ход занятия
1.Организационный этап
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
2 Введение в тему. Постановка целей.
Воспитатель:Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит…( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(«спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме… («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим…(«простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Воспитатель:Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. д.?
Дети: Вежливые слова.
Воспитатель:Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они волшебные?
Дети: ……………..
Воспитатель:Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Дети: ……………….
Воспитатель: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"
3 Основной этап
Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да)
- Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку)
Воспитатель – фея: Здравствуйте, я – добрая Фея.
- Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видели?
(Сюрпризный момент – в группу входит Фея зла.)
Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам задания. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданиями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданиями, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Воспитатель - фея: Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей)
— Давайте покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать!
- И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но прежде нам нужно найти цветок с заданиями.
Воспитатель - фея: У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой!
Зрительная гимнастика.
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
- Посмотрите (воспитатель открывает занавес на мольберте и дети видят цветок)
- Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3,4, 5. (индивидуальные и хоровые ответы).
- Ребята под каждым лепестком злая волшебница приготовила задание.
Воспитатель – фея: (имя девочки) подай мне, пожалуйста, желтый лепесток:
1 задание: Игра «Антонимы».
Цель игры: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Воспитатель - фея: Злая волшебница подготовила вам неприятные слова и она уверена, что вы не сможете превратить их в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Дети: Да!
Воспитатель: Злой — …..(добрый) жадный —…..(щедрый) грубый — …(нежный)ненавижу — …(люблю) глупый — …(умный) страшный — …(красивый) грязный — …(чистый) враг — …(друг)жёсткий — …(мягкий)обман — …(честность)побить — …(пожалеть) война — …(мир) ложь — …(правда)
Воспитатель - фея: Итак, друзья, вы прошли испытание Злой волшебницы.
Воспитатель - фея: (имя мальчика) принеси, пожалуйста, зелёный лепесток
2 задание - тренинг «Свечечка»
Воспитатель - фея: Для следующего задания нам пригодится свеча. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее. А поможет нам в этом свечечка! Она — как доброе солнышко в нашем сердце: от неё исходят свет и тепло, она подскажет вам нужные слова.
- Но прежде давайте вспомним правила безопасности при использовании свечи.
1 Не подносить близко к лицу.
2 Не бросать свечу.
3 Передавать аккуратно из рук в руки.
4 Не делать резких движений.
Тренинг «Свечечка». Дети передают свечу по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг...)
Воспитатель - фея:Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще перестанет делать плохие поступки.
Физминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево – оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело потянулось, (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось. (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!(садятся на стульчики)
3 задание - Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
Воспитатель - фея: (имя девочки) принеси, пожалуйста красный лепесток.
Воспитатель - фея: Злая волшебница нам предлагает выполнить третье задание.
Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других. видеть положительные и отрицательные качества людей
Звучит песня «Дорогою добра»Всем ребятам раздаются картинки, изображающие плохие и хорошие поступки детей. Они должны разложить их в 2 папки: в красную – плохие, в зелёную – добрые.
Затем объяснить, почему распределили именно так, а не иначе.
4 задание – «Ласковое словечко»
Воспитатель - фея: (имя мальчика) принеси оранжевый лепесток.
Воспитатель – фея: Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг)
- Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному (называет имена детей). Можно еще называть ласково (называет ласковые имена детей). Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово, и кидать одному из вас мяч, а вы, говорите в ответ ласковое слово и, возвращаете мне мяч.
Воспитатель – фея: Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Воспитатель – фея: Бабушка.
Ребенок: бабулечка, бабуля, бабуленька.
Воспитатель – фея: Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Воспитатель – фея: Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Воспитатель - фея: Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) - Да, ласковые слова душу согревают.
Воспитатель – фея: Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям ребята справились!
5 задание – «Волшебный рисунок»
Воспитатель - фея: Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. (называет имя девочки) подай мне, пожалуйста, синий лепесток.
Воспитатель – фея: Злая волшебница уверена, что мы не сможем разгадать символ доброты и нарисовать его.
- Что же это за символ?
Дети: Сердечко.
Воспитатель - фея: Да, верно. Попробуйте нарисовать его, чтобы окончательно победить Злую волшебницу.(дети рисуют)
Воспитатель – фея: С этим заданием вы тоже справились, молодцы.
Злая Волшебница:
Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая - не злая!
Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!
Воспитатель - фея: Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая волшебница стала доброй!
- 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (достает из-под салфетки шкатулочку). Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и вернула шкатулку с сюрпризом. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в Центр, а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги,
В наш Центр нас перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку.)
4 этап. Подведение итогов занятия
Воспитатель:
- Ребята, ну вот мы снова оказались в нашей группе, вам наше путешествие понравилось?
- Как вы думаете, в чём же волшебная сила слов?
- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?
- Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?
5 Рефлексия«Поезд»
На доске поезд с вагончиками. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который соответствует итогу всего занятия:
Зелёный - дело прошло полезно, плодотворно;
Жёлтый – довольно неплохо;
Красный – не совсем удовлетворён занятием.
Воспитатель: А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.
Спасибо за работу!