Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат № 67
Пушкинского района г. Санкт – Петербурга
Конспект
выступления на методическом объединении на тему:
«Социальное партнёрство
как средство успешной организации воспитательной работы»
Составила: воспитатель
Брума Ю.А.
Санкт-Петербург
2024 год
Цель:
- повышение теоретического, методического, профессионального мастерства воспитателей и педагогов;
- ознакомление эффективными методами, приемами и технологиями организации непрерывной непосредственно воспитательной деятельности детей;
- изучение основных основополагающих документов;
- изучение достижений положительного опыта и достижений педагогической науки и практики;
- формирование потребности воспитателей и педагогов в повышении своей профессиональной культуры;
- развитие положительной профессиональной мотивации воспитателей и педагогов в стремлении к профессиональному росту;
- организация работы воспитателей и педагогов по развитию индивидуальных умений воспитанников на всех этапах занятия;
- формирование культуры качественного использования информационных технологий на занятии;
- формирование культуры преемственности воспитателей и педагогов в учебно-воспитательном процессе;
- повышение эффективности занятия на всех этапах обучения и воспитания.
Задачи:
- организация систематической профессиональной подготовки воспитателей и педагогов;
- анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу;
- создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических и воспитательных технологий, реализации Программы развития школы;
- обобщение передового педагогического и воспитательного опыта воспитателей и педагогов.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Современная образовательная политика требует расширения связей, формирования новых партнерских отношений между сферой образования и другими сферами деятельности. Ввиду чего особую актуальность приобретает проблема социального партнёрства в системе образования. Социальное партнерство способствует обеспечению синергии всех секторов системы образования как между собой, так и между промышленностью и сферой услуг. В рамках сложившихся условий невозможно представить образовательную организацию, которая живет изолированно от взаимодействия с различными социальными структурами сферы образования, науки, культуры, бизнеса, родительской общественности.
II. Введение в тему
Социальное партнёрство в образовании – это система взаимоотношений образовательных учреждений с другими учреждениями и организациями, в том числе общественными, государственными и местными органами власти. Она основана на равноправном сотрудничестве участников для согласования их интересов.
Социальное партнёрство в воспитательной работе позволяет:
- сделать школы более открытыми;
- способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся и их успешной социализации;
- обеспечить непрерывность образования;
- осуществлять совместную коллективную деятельность;
- сотрудничать на взаимовыгодных условиях;
- строить систему адресной помощи.
III. Основная часть
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. За внешним поведением, установками, реакциями ребенка видны его родители, дедушки, бабушки, братья и сестры, связывающие их семейные отношения.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Поэтому для школьного психолога изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Единство деятельности семьи и школы, эффективность работы с родителями определяется через четко организованную систему работы школы. Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы представителей школы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. В своей работе приходится сталкиваться с «неблагополучными семьями, семьями, у которых есть «особый» ребенок. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, либо трудятся на нескольких работах, либо считают, что воспитанием и образованием их детей должна заниматься только школа.
В круговороте повседневной жизни мы забываем о том, что семья – главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и взрослые.
Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (воспитатели, педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст.58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами воспитателей и педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Исследования отечественных учёных показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи квалифицированных специалистов. Многие родители хотят научиться воспитывать своих детей грамотно. Одним из важнейших направлений в работе воспитателя (педагога) является повышение психолого – педагогических знаний родителей.
Основная цель моей работы с семьей заключается:
- в гармонизации детско-родительских отношений, в формировании активной позиции родителя;
- в углублении и разнообразии форм взаимодействия и сотрудничества лицея и родителей; - в повышении ответственности родителей за процесс воспитания своих детей;
- в повышения авторитета родителей в семье.
Были поставлены следующие задачи:
- создать атмосферу взаимопонимания между детьми, воспитателем (педагогом) и родителями в образовательной и воспитательной среде;
- изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
- установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
- способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитателем (педагогом) и родителями;
- обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;
- воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
- развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;
- изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг;
- повысить компетентность родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей;
- повысить культурный уровень семьи и формировать навыки бесконфликтного детско-родительского общения;
- оказывать своевременную психологической помощи семье.
При реализации социального партнёрства я сочетаю разные направления деятельности воспитателя (педагога): просветительское, тренинговое, консультативное и методическое. Родители и дети работают в тренинговом режиме вместе, сообща. При этом формы работы изменчивы.
Наши родители абсолютно не похожи друг на друга: у них разные характеры, разные взгляды на вопросы воспитания детей, но всех их объединяет одно – стремление понять и помочь своему ребенку в жизни. Совместные поездки с родителями, детьми на экскурсии, клубы по интересам, походы, классные часы, проектная деятельность – это уже стало нормой для всех, кто является ответственным родителем. В результате проведенной работы улучшились взаимоотношения в семьях. У некоторых родителей стало более сознательное отношение к проблемам воспитания. Наблюдается рост творческой активности в данных семьях. Они становились участниками всероссийских и региональных конкурсов, фестивалей и победителями. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
IV.Итоги занятия
Таким образом, социальное партнерство является особым типом совместной организованной деятельности образовательной организации с другими социальными структурами. Социальное партнерство направлено на реализацию общих социально-значимых, образовательных и воспитательных целей.
Источники:
-Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., Прозументик О.В. Социальное партнерство в подготовке педагогических кадров для системы образования: актуальные направления и формы // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 31-38.
-Курманбаева М.Ж. Социальное партнерство семьи и школы в процессе социализации личности // Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. сборник научных статей международной научно-практической конференции. 2019. С. 393-398.
- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Распоряжение Правительства РФ №996-р от 29.05.2015. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 13.05.2024)
- Хоменко И.А. Партнерство/Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь/ Под общ. ред. А.Г.Козловой. – СПб: Изд. «ООО НЕСТОР», 2005. – 366 с.