Технологическая карта урока.
Математика 4 класс.
Тема: | Задачи на движение в одном направлении | |||||
Тип урока: | Урок открытия новых знаний | |||||
Цели: | Совершенствование умения устанавливать связь между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью решения задач, формирование навыков работы в малых группах, побуждение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни | |||||
Задачи: | Образовательные: Формировать представление о скорости сближения и скорости удаления при движении в одном направлении, понимания того, что происходит с объектами при данном движении. Формировать умение решать задачи движение в одном направлении. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти , произвольного внимания , наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать: -Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . – Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ; высказывать своё предположение. –Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме ; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. –Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ; добывать новые знания : находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . | |||||
Планируемые результаты | Предметные: Понимать, как найти скорость сближения и скорость удаления при решении задач на движение в одном направлении . Знать способ решения задач данного вида . Уметь решать задачи на движение в одном направлении . Личностные : Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности . Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ; высказывать своё предположение( Регулятивные УУД ) . Уметь оформлять свои мысли в устной форме ; слушать и понимать речь других ; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им ( Коммуникативные УУД ) Уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
Этапы урока | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | ууд | ||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Математику друзья, Не любить никак нельзя Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука- Это математика. - Что же можно сказать про науку математику? Математика – это наука *точная *полезная *интересная *красивая *увлекательная *весёлая | Слушают стихотворение- Объясняют, что Можно сказать про математику как науку. Проговаривают девиз урока. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь формировать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | ||||||||||||||||||
2. Устный счет | Организует задания устного характера. Повторяет названия компонентов действий. | Арифметический диктант – работа в паре. 320 уменьшить в 8 раз. (40) Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500) частное чисел 900 и 9?(100) Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400) Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90) Найдите разность чисел 500 и 8.(492) Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890) 70 увеличить в 8 раз.(560) -Распредели в таблице ответы по возрастанию. На слайде: Таблица с ответами и буквами
- Какое слово у вас получилось? - Что такое движение? | Решают заданные примеры. Распределяют ответы по возрастанию. Находят зашифрованное слово – движение Отвечают на вопрос. Движение - это перемещение какого либо объекта на определенное расстояние | Уметь осуществлять работу в паре. Оценивать правильность выполнения действий. | ||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | Задает вопросы, связанные с жизненными ситуациями. Дает информацию о роли автомобиля в нашей жизни. Показывает приборы для измерения скорости, времени, расстояния. Задает вопрос о единицах измерения данных величин. | - Подумайте, ребята! Нужны ли нам умения решать задачи на движение? Зачем они нам необходимы? - Мы живём в эпоху технического прогресса. Доминирующую роль сейчас играют автомобили. Есть автомобили для личного пользования,,, гоночные, «скорой помощи», МЧС. -В чём помогают автомобили человеку? (На слайде - картинки с изображением приборов: спидометр, секундомер, рулетка) - Выберите название приборов, с помощью которых измеряют: скорость, время, расстояние. -На слайде: Кг2, км2, т, с, км/ч, см, сут, м2, ц, ч, м/мин, км/с, м/с. - Выберите из предложенных наименований единицы измерения скорости. | Отвечают на поставленные вопросы: - Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д. Отвечают на поставленный вопрос, самостоятельно приводят примеры. Называют приборы для измерения данных величин. Вспоминают и называют единицы измерения | Уметь формировать свои мысли в устной форме. Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания. Уметь высказывать своё предположение . |
4. Постановка проблемы, темы урока, цели урока. 4а) разминка | С помощью вопросов подводит к новой теме урока Предлагает решить занимательную задачу. Организует актуализацию умений решать задачи на движение. Организует фронтальную работу. | На слайде: (фрагмент мультфильма «Остров ошибок») -Фрагмент из какого мультфильма вы видите? - Почему произошла беда? - Это мультфильм. А что могло случиться в реальной жизни - Подумайте, ребята! Зачем вам нужны умения решать задачи на движение? - Какова тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим на уроке? Задача: " Проснулся однажды Коля Сорокин, смотрит на часы: "Ох, на поезд опаздываю!" Через 4 часа отправляется поезд, а до вокзала 300 км. Решил Николай ехать на вокзал на мотоцикле, скорость которого 60 км/ч. Успеет ли он на поезд, если отправится немедленно на вокзал". - Какие знания вам помогут решить задачу? -Умение находить t; V; S. - Ответьте на вопрос данной задачи. - Успеет ли Николай на поезд, если поедет на мотоцикле? -Какой же вид транспорта тогда нужно ему выбрать? -Какие знания вам помогли решить задачу? - Что мы повторили? - Можно ли вычислить задачу быстрее? -Вычисления можно проводить с помощью калькулятора. В каком случае это можно делать? -Знания соответствующих формул и помогут нам решать различные задачи. | Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Отвечают на вопросы: -Герой мультфильма Коля Сорокин неправильно решил задачи, но сумел исправить положение. ? -В реальной жизни не всегда можно исправить допущенные ошибки, поэтому необходимо уметь решать, продумывать, осмысливать различные жизненные ситуации. -Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий. По наводящим вопросам проговаривают тему урока, цель урока. Выполняют задание. Подробно объясняют, как решили задачу. Записывают решение в тетрадях. 300 : 4 = 75 (км/ч) скорость должна быть. Отвечают на вопрос, что с такой скоростью может двигаться автомобиль. Фронтальная работа. Умение находить V;t;S. S=V*tV=S:tt=S:V Отвечают на вопрос, что более быстрые вычисления выполняются с помощью калькулятора. Отвечают на вопрос, что правильными будут вычисления тогда, когда правильно подобраны формулы. | Уметь формировать свои мысли в устной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь слушать и понимать других. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
4а) поиск решения - решение задачи | Организует чтение задачи, составление плана решения, запись решения. Организуется проверка решения | Решение задачи - (работа в паре)– (задача записана на карточке). Разбор задачи – фронтально, составление плана решения – в паре, запись решения – индивидуально. ***Из одного пункта в одном направлении одновременно выехал велосипедист со скоростью 18 км/ч и выехал автомобиль со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа? - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Как движутся объекты? - Кто движется быстрее? - Как будет изменяться расстояние? -за 1 час -за 2 часа -за 3 часа На слайде: Чертёжи на разные виды движения. - Выберите чертеж к данной задаче: На слайде: Движение разных объектов в одном направлении. -Наметим план действий при решении данной задачи. 1. Найти расстояние одного объекта. 2.Найти расстояние второго объекта. 3.Найти разницу в расстояниях данных объектов. - Запишите решение задачи в тетрадях. Проверка решения – по образцу На слайде – решение задачи: 18 х 4 = 72 (км)- расстояние велосипедиста 60 х 4 = 240 (км) – расстояние автомобиля 240 – 72 = 168 (км) – разница в расстоянии | Читают задачу. Отвечают на вопросы. Находят соответствующий чертёж к данной задаче. Выстраивают ход решения. Осуществляют решение задачи. Выполняют самопроверку по образцу. | Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
4 в) выводы | Подводит итог на данном этапе. Делает выводы. | - Как находили разницу в расстоянии? - Какие знания помогли решить задачу на движение в одном направлении? - В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале движения объектов полезно использовать понятия»Скорость сближения», и «скорость удаления». | Делают выводы, с помощью каких формул решаются задачи на движение. | |||
6. Физминутка | Проговариваются правила движения пешеходов. | • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. | Отмечают хлопками правильные высказывания |
7.Первичное закрепление | Организует работу в группе. Организует проверку. | (На карточках (листах) - краткая запись задачи на движение) - Составить условие задачу по краткой записи (по таблице), записать решение. 1. (Таблица – приложение)
5 0м\м 4 мин 80 м/мин АВ 10 мин км-?
2. Поезд прошёл 352 км. 3 ч он шёл со скоростью 48 км/ч. Остальную часть пути прошёл за 3 ч 48 км/ч4 ч ? км/ч А В
3.С города А в город В нужно плыть 5 часов со скоростью 62 км/ч и 3 часа со скоростью 32 км /ч. Какое расстояние между городами? (При возникновении трудностей – дается подсказка – о ком и о чём пойдет речь в задаче) (Решение задачи с пояснениями, записывается на отдельных листах. Лист с выполненной работой прикрепляется к доске.) (Каждый представитель группы рассказывает ход решения задачи) -У кого похожая задача? - Кто выбрал другой способ решения? - Как называются задачи данного вида? | Составляют самостоятельно задачи на движение, составляют план решения, решают их в группе. Анализируют выполненную работу. Находят несколько способов решения. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. | ||
8. Самостоятельная работа | Организует проверку знаний по теме «Движение» | Тест 1. В чем измеряется скорость? 2. Какое слово пропущено? Чтобы найти скорость, надо расстояние… на время А) разделить Б) умножить В) увеличить 3. Какое слово пропущено? Чтобы найти время, надо расстояние… на скорость. 4. Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход? А) 4 км Б) 4 км/ч В) 12 км 5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа? На слайде Самооценка: Ответы: Самооценка (в тетради +, - ) | Самостоятельно выполняют тест. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие его завершение на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
9. Итоги урока | Задает вопросы по теме урока | -Какие виды работ выполняли на уроке? - Какую цель ставили на уроке? - Была ли достигнута цель урока? - Какое задание было для вас интересным? - Почему нужно быть внимательными при движении на дорогах? Пригодятся ли наши знания вам при расчете пути, времени, скорости движения? | Дают ответы на поставленные вопросы | |||
10. Рефлексия деятельности – обратная связь | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Оцените свою деятельность на уроке, используя зелёный, синий и красный цвета. - Напомните, что обозначает каждый цвет На слайде: Зелёный – я участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой. Синий – Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой. Красный – Задания на уроке оказались трудными. Мне нужна помощь. | Делают самооценку своей деятельности. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
11. Д/з | Д.з - по тетради на печатной основе | Стр.33, № 61 (а,б)– по вариантам |