Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Игровая деятельность
  3. Дидактическая игра на липучках «Сказочный герой-добрый или злой».

Дидактическая игра на липучках «Сказочный герой-добрый или злой».

Пояснительная записка: Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Игровая деятельность

Категория

Игровая деятельность
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Дидактическая игра на липучках «Сказочный герой-добрый или злой».

Пояснительная записка:

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и во ФГОС и ФОП ДО, которые выдвигают одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства».

Действенным средством нравственного воспитания детей служит художественная литература. Через общение с книгой ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. К тому же, художественное слово намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.

Важнейшей задачей педагогов становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию нравственных качеств. При этом немаловажно проведение грамотной этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах. Но зачастую мы, педагоги, сталкиваемся со следующими проблемами:

- дети характеризуют героя скупо, общими фразами (Он «хороший» или он «плохой»);

- не умеют оценивать поступки героев, их мотивы.

Эффективную помощь в их решении могут оказать игры-беседы, как продолжение обсуждений произведений.

Актуальность:

Работая воспитателем в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Нам, педагогам часто приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий. Удачной формой для этого является использование игровых пособий многофункционального назначения – развивающие игры на липучках.

Апробация:

Предлагаю вам познакомиться с дидактической игрой «Сказочный герой-добрый или злой», последовательно развивающейся и усложняющейся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям, и оценить ее значимость в процессе формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Данная игра разработана мною на основе дидактической игры «Угадай по описанию» и предназначена для совместной деятельности педагога с детьми. Игра представляет собой 5 полей с изображением эмоций, а также набор фишек с изображением героев сказок и различные варианты заданий и упражнений к ним.

Дидактическая игра «Сказочный герой-добрый или злой»:

- помогает усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и т.д.);

- формирует умение анализировать и выделять наиболее яркие черты характеров героев сказок;

- учит видеть поступки героев и правильно оценивать их;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи;

- развивает внимание, память, образное и логическое мышление;

- воспитывает в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Игра отвечает следующим требованиям:

- каждое задание построено на хорошо знакомых детям произведениях, соответствующих их возрасту;

- в зависимости от задания игра может быть, как индивидуальной, так и коллективной, при этом нельзя допускать, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали;

- задания к игре должны быть подчинены поставленным задачам и не сводиться к обычному отгадыванию силуэтов героев сказок;

- проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но начинать играть в нее можно уже со средней группы, создав, например, следующую игровую мотивацию: «Злой волшебник заколдовал сказочных героев. Расколдуем их, угадав, кто это?».

Хочется отметить, что данная игра является вариативной и многофункциональной. Для получения различных вариаций достаточно, например, заменить литературное произведение или подобрать другой набор силуэтов сказочных героев.

В ходе систематической работы у большинства детей складываются устойчивые представления о нравственных категориях, дети учатся анализировать и выделять наиболее яркие черты характеров литературных героев, оценивать их поступки, чаще использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, проявлять дружеские чувства, отзывчивость, сочувствие, заботу, доброту, сострадание.

Варианты заданий

1) «Найди героя по черте его характера» (для старшего возраста).

Задачи:

– упражнять детей в определении сказочного героя по основной черте его характера;

– развивать способность анализировать поступки сказочных героев;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание и образную память.

Материал и оборудование: фишки с изображением героев сказок и игровые поля.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, обсуждение черт характеров героев, их поступков, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор фишек сказочных героев. Воспитатель называет черты характеров героев, дети находят персонажей и называют сказки, в которых они встречаются и прикрепляют к нужному игровому полю.

Например:

– Найдите доброго (злого, храброго и т.д.) героя.

– Почему его (ее) считают трудолюбивым (хитрым, ленивым и т.д.)?

2) «Сказочный герой – добрый или злой?» (можно использовать со среднего дошкольного возраста).

Задачи:

– расширять представления детей о добре и зле; поступках и их значении в жизни литературных героев;

– продолжать формировать у детей эмоциональное отношение к поступкам героев, умение адекватно их оценивать;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление;

– воспитывать в детях стремление к справедливости, веру в силу добра над злом.

Материал и оборудование: фишки с изображениями героев сказок, игровые поля.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, анализ поступков героев, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Воспитатель предлагает набор силуэтов сказочных героев и просит разделить их на две группы – положительные и отрицательные. Дети отгадывают сказочного героя, определяют, добрый он или злой, называют сказку и прикрепляют к игровому полю.

Как вариант, для усложнения игры для старшего дошкольного возраста, можно использовать пословицы, поговорки.

Например:

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнешь.

За добро – добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела славят человека.

Без добрых дел, нет доброго имени. И другие.

3) Д/и «Найди пару сказочному герою» (по противоположным чертам характера)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выявлять противоположные черты характеров героев сказок;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: фишки героев сказок, игровое поле.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Нужно назвать сказочных героев, сказку, определить черты их характера и найти пару каждому из них по противоположным качествам. По ходу игры обсуждается, какие герои и их поступки детям более симпатичны, и как им удалось победить зло.

4) «Найди пару сказочному герою» (по схожим чертам характера)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выявлять схожие черты характеров героев сказок;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор фишек со сказочными героями, игровые поля. Нужно отгадать сказочных героев, определить черты их характера и найти пару каждому из них по схожим качествам.

5)«Отгадай загадку и найди героя сказки» (для старшего дошкольного возраста).

Задачи:

– формировать умение отгадывать загадки, содержащие описание характерных черт характера сказочных героев, их поступков;

– учить детей соотносить персонажа с загадкой;

– закреплять названия сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок, игровые поля, предварительно подобранные загадки.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и находят соответствующего героя, прикрепляют его к нужному полю.

Например:

Фруктово-огородная страна –

В одной из сказок есть она,

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

 

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок, р.н.с. «Петушок – золотой гребешок», «Кот, петух и лиса»)

 

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино, А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино) и др.

Дидактическая игра на липучках «Сказочный герой-добрый или злой», на мой взгляд, обладает большим потенциалом для развития навыков систематизации, анализа, классификации и других логических мыслительных операций у детей.

Она помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, способствуют комплексному познавательному развитию, а их применение доказало свою эффективность.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ. Для педагога – это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие.
0 ₽
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Детям трудно представить себе, что такое "это было давно", "недавно", "год назад" или "через 2 недели". «Лента времени» - прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.
0 ₽
Цель: через познавательно-исследовательскую деятельность дать представление о здоровом образе жизни. Образовательные задачи: - Формировать представления о составляющих здорового образа жизни (питании, режиме, физических упражнениях, о необходимости здорового питания. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». -Закреплять навыки здоровьесберегающего поведения. -Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивающие задачи: -Развивать навыки классификации и группировки предметов по различным признакам их принадлежности. -Способствовать развития умение согласовывать слова в предложении, образовывать определении по аналоги (сок из моркови- морковный и т. п.). Воспитательные задачи: - Воспитывать потребность быть здоровым. -Воспитывать навыки совместной деятельности со сверстниками. Конспект предназначен для использования педагогами ДОУ.
0 ₽