«Инновационные педагогические технологии»
Сергиенко Оксана Владимировна
Учитель начальных классов МБОУ ЖДЛ
(Выступление на педагогическом совете)
В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.
Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.
Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу - обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.
Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы; образовательные программы, планы и учебники; формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.
Безусловно, в современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то своё индивидуальное.
Однако, применять их все нереально и непродуктивно. Перечислим и кратко опишем технологии, используемые в нашей школе в начальных классах.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.
Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.
Её преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.
Её недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
Технология развивающего обучения
У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С.Выготский, Л.В.Занков и многие другие.
Они доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определённом этапе развития ребёнок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами.
К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией понимается осознание и осмысление учащимися собственных действий, приёмов, способов учебной деятельности.
Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении придаётся большое значение.
Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Так и в нашей школе практически все классы начального звена работают с применением технологии развивающего обучения.
Хочу заметить, что исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования, обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности, выполнимы не для всех учеников.
Технология коллективного взаимодействия
Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г.Ривиным и его учениками. Она включает в себя три компонента: а) подготовку учебного материала; б) ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия.
Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, необходимое для прохождения обучающего цикла. Под обучающим циклом понимается совокупность действий обучающего и учащегося, которые приводят последнего к усвоению определённого фрагмента содержания с заранее заданными показателями.
В условиях технологии коллективного взаимного обучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Технология разноуровневого обучения
Она предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счёт деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Используются 3 варианта дифференцированного обучения.
Оно предусматривает:
- создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
- добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала;
- организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;
- полное усвоение базового компонента содержания образования;
- парные, групповые и коллективные формы организации учебного процесса;
- текущий контроль за усвоением учебного материала;
- вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала;
- опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.
Подведение итогов занятия включает контрольное тестирование. После самопроверки и взаимопроверки учащиеся оценивают свою работу на уроке
Технология программированного обучения
Основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. В отечественной науке технологию разрабатывали П.Я.Гальперин, Л.Н.Ландау, А.М.Матюшкин, Н.Ф.Талызина и др.
Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Характерные черты технологии:
разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части;
проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самими учащимися, так и педагогу.
Основным компонентом программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы.
Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий, обогащающих объём их знаний.
Технология компьютерного обучения
Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определённую информацию, проверяют, усвоили ли её учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.
Эффективность технологии компьютерного обучения обуславливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники. С чем у нас есть определённые сложности. Однако, учителя стараются использовать те компьютерные возможности, которые возможны на данный момент.
Технология проблемного обучения
Она предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация возникает в том случае, если:
- для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;
- обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
- необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
-имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. С этим мы сталкиваемся часто, но это не значит, что применять этот вид технологии следует редко. Он очень прочные даёт знания.
Технология проектного (продуктивного) обучения
Она является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.
Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представления о мире. Каждый ребёнок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить её.
Технология дистанционного обучения
Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Возможности данной технологии могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счёт использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического усвоения обучаемым учебного материала.
Нам педагогам, представляется свобода выбора где, на каком уроке, на каком этапе , какую технологию использовать. При этом ключевой и обязательной технологией является ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому все уроки должны иметь единую структуру организации. Поэтому вне зависимости от применяемых технологий, на уроке должны быть пройдены все этапы:
Этапы | Предназначение уроков | Основные характеристики | Последовательность выполнения заданий |
п о н и м а н и е | введение | учитель обеспечивает преемственность ранее изученного материала с предъявляемым к изучению материалом | выполнение заданий на повторение |
осознание | учитель рассматривает только ключевые вопросы темы. Совместно с учениками раскрывает основное содержание понятий, которые предстоит изучить | ||
выполнение задания самим учителем по образцу и повторное пошаговое выполнение учениками совместно с учителем | осмысление | ||
учителем осуществляется конкретизация содержания ключевых вопросов темы, организуется работа учащихся с понятиями | самостоятельное выполнение школьниками задания по образцу | ||
у с в о е н и е | текущее повторение | учитель организует самостоятельную работу учащихся по теме, обучает их способам добывания знаний с помощью различных источников | самостоятельное выполнение заданий без образца |
тематическое повторение | учащиеся под руководством учителя тренируются в решении учебных задач по алгоритмам стандартного и творческого уровней | ||
демонстрация выполнения задания с измененными условиями и повторное пошаговое его выполнение учениками совместно с учителем | итоговое повторение | ||
п р и м е н е н и е | самоконтроль | учитель организует индивидуальные и групповые формы работы по выполнению ИОУП | индивидуальное выполнение заданий-ориентиров с самоконтролем |
контроль | Проводится уровневая контрольная или самостоятельная работа | ||
корректировка или совершенствование умений | учитель организует индивидуальную работу над ошибками. Для тех, кто выполнил работу на «отлично», предлагаются задания углубленного уровня изучаемого материала за дополнительную оценку | выполнение заданий по индивидуальным программ |
Учителя постоянно обмениваются опытом друг с другом. У нас организовано взаимное посещение уроков, на которых учителя демонстрируют те или иные методики и технологии. После серии таких уроков анализируются применённые технологии, учителя выбирают оптимальные для себя, своего предмета и классов, в которых они работают , планируют свои инновационные уроки. Такие уроки можно увидеть в начальной школе не только во время открытого урока, но и в каждодневной работе.
Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:
демонстрировать доверие;
не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;
не критиковать за ошибки;
собеседование вести в виде уточнения деталей;
определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;
установить временные рамки для выполнения работы;
создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности;
определять критерии выполнения самостоятельной работы;
разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.