Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр компетенций «Ориентир» муниципального образования Усть-Лабинский район
Содержание
Введение | 3 | |
Нормативно-правовая база | 3 | |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» | 5 | |
1.1. Пояснительная записка | 5 | |
1.2. Цель и задачи | 6 | |
1.3 Содержание программы | 7 | |
1.4. Планируемые результаты | 8 | |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» | 10 | |
2.1. Календарный учебный график программы | 10 | |
2.2. Условия реализации программы | 10 | |
2.3. Формы аттестации. | 11 | |
2.4. Оценочные материалы | 11 | |
2.5. Методические материалы | 13 | |
2.6. Рабочая программа воспитания | 15 | |
2.7. Список литературы | 19 | |
Приложение 1. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося | 20 | |
Приложение 2. Календарный учебный график | 24 | |
Введение
Шахматы – это игра, которая является «королевским» инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя. Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи. Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.
Ранний старт оправдан. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров - в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский - в 6, А. Алехин и М. Таль - в 7.
Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций".
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. №16)
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019г. №467)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» 15.07.2021г.
Стратегия цифровой трансформации образования. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021г. № 3427 – р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242.
Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
Устав МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир»
Раздел 1.
«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» является модифицированной.
Направленность программы
Направленность программы – социально-гуманитарная. При её реализации создаются условия для развития мышления, внимания, памяти, воспитываются такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Программа направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования и региона в целом.
Новизна программы состоит в том, что впервые в учреждении реализуется программа ознакомительного уровня, которая предназначена для обучения детей, не имеющих навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по фигурам и шахматной доске.
Актуальность программы продиктована требованиями времени, запросами родителей. Так как формирование развитой личности – сложная задача. Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию учащегося.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволяет учащимся познакомиться с шахматными фигурами, целью игры и попробовать применить полученные знания на практике. В процессе её реализации у учащихся формируется устойчивый интерес к шахматной игре, как к увлекательному и содержательному средству досуга.
Отличительная особенность данной программы
Проведя анализ программ, размещенных в открытом доступе сети Интернет и программ, реализуемых в учреждении, можно сделать вывод, что программа «Шахматы» отличается от программ «Юный чемпион» следующим:
Объемом программы (данная - 40 часов, «Юный чемпион» - 144 часа);
Уровнем программы (у данной программы ознакомительный уровень, у программы «Юный чемпион» - базовый)
освоение программы возможно для учащихся с особыми образовательными потребностями: талантливых (одаренных, мотивированных) детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
для талантливых (одаренных, мотивированных) детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации возможны занятия по индивидуальной образовательной траектории (Приложение № 1)
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана для детей от 6 до 8 лет. В этом возрасте закрепляются и развиваются характеристики познавательных процессов: память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа Условие набора детей в коллектив - принимаются все желающие.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Наполняемость групп до 15 человек.
Уровень программы: ознакомительный. Продолжить обучение можно по программе базового уровня «Шах и мат».
Объем программы: 40 часов
Срок реализации: 20 недель
Форма обучения – очная (при необходимости, с возможностью электронного обучения с применением дистанционных технологий через ИКТ «Сферум»)
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия для детей 6 лет – 30 минут, 7-8 лет – 40 минут. Между занятиями организованы перерывы по 10 минут.
При использовании электронного обучения с применение дистанционных технологий ежедневное количество и продолжительность онлайн занятий регулируется требованиями СП 2.4.3648-20, а именно рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, для детей 6-8 лет не должна превышать– 20 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации деятельности учащихся – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. Состав группы – постоянный.
Виды занятий по программе: беседа, игра, практическое занятие, разыгрывание типовых партий.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:формирование познавательного интереса и обеспечение им овладения элементарными навыками игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные (предметные)
познакомить с историей шахмат и правилами игры;
познакомить с шахматными терминами, названиями фигур;
познакомить с понятиями вертикаль, горизонталь, диагональ;
познакомить со способами решения элементарных задач на мат в один ход;
привить элементарные навыки игры.
Личностные:
способствовать развитию навыков запоминания, самостоятельности в решении логических задач;
способствовать формированию логического мышления, созданию логических цепочек;
воспитывать сосредоточенность, волевые качества личности.
Метапредметные:
воспитывать устойчивый интерес к занятиям шахматами;
воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся следующие задачи:
формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;
развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;
развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение |
2 | Шахматные фигуры | 20 | 5,5 | 14,5 | Педагогическое наблюдение |
3 | Шах и мат | 16 | 3 | 13 | Педагогическое наблюдение |
4 | Подведение итогов | 2 | 2 | Шахматный турнир | |
Итого | 40 | 9 | 31 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория: Вводное занятие. Правила ТБ. История возникновения шахмат.
Практика:Презентация «В стране шахматного королевства. Знакомство с шахматной доской.
Шахматные фигуры.
Теория:Шахматная доска. Знакомство с понятиями вертикаль, горизонталь, диагональ. Шахматный алфавит. Шахматная нотация. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Расстановка фигур на шахматной доске.
Шахматная фигура «Ладья». Внешний вид фигуры. Понятия «ход» и «взятие». Правила хода и взятия «Ладьи». Шахматная фигура «Слон». Внешний вид. Понятие «белопольные и чернопольные слоны». Правила хода и взятия «Слона». Шахматная фигура «Ферзь». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Ферзь». Шахматная фигура «Конь». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Конь». Шахматная фигура «Пешка». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Пешка». Шахматная фигура «Король». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Король». Сила шахматных фигур.
Практика:Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Игра «Шахматная нотация». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). Игра «Ладья против слона». Игровая практика.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение (конь против ладьи)». Игровая практика «Пешка в игре». Игровая практика «Король против других фигур».
Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Да и нет».
Шах и мат.
Теория:Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Пат, ничья по договоренности.
Практика: Дидактические игры "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактическая игра "Рокировка". Дидактическая игра "Мат в один ход". Игровая практика. Игра всеми фигурами из начального положения.
Подведение итогов.
Практика:Шахматный турнир.
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения учащийся должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Образовательные (предметные) универсальные учебные действия:
знает историю шахмат и правила игры;
знает шахматные термины, названия фигур;
различает понятия вертикаль, горизонталь, диагональ;
решает элементарные задачи на мат в один ход;
самостоятельно ведет игру.
Личностные универсальные учебные действия:
проявляет самостоятельность в решении логических задач;
владеет способностью создания логических цепочек;
проявляет сосредоточенность, волевые качества личности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
проявляет интерес к занятиям шахматами;
проявляет терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся следующие задачи:
владеет техническими средствами обучения и программами;
умеет работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;
умеет самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
использует социальные сети в образовательных целях.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график (Приложение 2)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, отвечающий всем санитарно - гигиеническим нормам, в котором имеются столы, стулья.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
Мультимедийное оборудование, флешка;
На период режима «повышенной готовности», или любых других форсмажорных обстоятельств, при электронном обучении с применением дистанционных технологий так же требуется наличие либо компьютера (с колонками, веб-камерой), либо планшета, смартфона с возможностью выхода в Интернет; установленной бесплатной программы для участия в онлайн видеоконференций, вебинаров и т.д.
Материалы и оборудование;
столы для игры в шахматы;
шахматные доски с набором шахматных фигур;
демонстрационная шахматная доска с набором фигур;
шахматные часы;
тетрадь;
линейка;
ручка или простой карандаш.
Информационное обеспечение:
Карточки с дидактическими играми.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, прошедший подготовку по курсу «Шахматы»
квалификация: высшая квалификационная категория
образование: высшее педагогическое образование или переподготовка по должности «Педагог дополнительного образования».
Программа может быть реализована на основе договора o сетевой форме реализации образовательной программы, где базовая организация – МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» и организация-участник – МБОУ СОШ №19». Организация-участник предоставляет ресурсы, необходимые для реализации данной программы такие как: помещение, мебель, оборудование. При этом программа для учащихся реализуется на бюджетной основе за счет субсидий, предусмотренных Базовой организацией. При реализации данной программы ресурсы Организации-участника используются Базовой организацией на безвозмездной основе.
2.3. Формы аттестации.
Аттестация (итоговая) по данной общеобразовательной общеразвивающей программе не предусмотрена. Уровень освоения программы определяется в ходе шахматного турнира.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: текущая оценка достигнутого самим ребенком.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в турнирах, чемпионатах.
2.4. Оценочные материалы
В течение всего периода обучения педагог проводит наблюдение, с целью выявления уровня освоения материала.
Итоговой формой оценки освоения программы является шахматный турнир. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче.
Уровень освоения программы определяется по таблице, данные в которую вносятся по окончании обучения.
Таблица 2
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Форма аттестации | Уровень освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | ||
Оптимальный 66-45 баллов | Достаточный 44-30 баллов | Низкий 29-0 баллов |
Всегоучащихся _____.
Из них по результатам итоговой формы оценки:
высокий уровень ____учащихся, средний уровень ___учащихся, низкий уровень ____учащихся.
В процентном соотношении:
высокий уровень ____ __%, средний уровень ______% , низкий уровень ____ %.
Результат освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составил – _____ %.
Критерии оценивания.
Таблица 3
Шахматные термины | Правильное расположениедоскимеждупартнерами | Начальноеположениефигур | Названияшахматныхфигур | Правила хода и взятиякаждойфигурой | |||||||||||||||||
№п/п | Фамилия,имяребенка | Итог | Шахматныеполя | Горизонталь | Вертикаль | Диагональ | Центрполя | Ладья | Слон | Пешка | Конь | Король | Ферзь | Ладья | Слон | Пешка | Конь | Король | Ферзь | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 |
Таблица 4
№п/п | Фамилия,имя ребенка | Итог | Знает шахматныетермины | Знаетправилаходаи взятия фигур | Решает задачи в 1-2 хода | Разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры. | ||||||||||
Рокировка | Нотация | Битоеполе | Мат | Шах | Пат | Ладья | Слон | Пешка | Конь | Король | Ферзь | |||||
1 | ||||||||||||||||
2 |
Условныеобозначения2-оптимальныйуровень,1 –достаточныйуровень,0 -низкий
2 (Оптимальный): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
1 (Достаточный): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
при проведении занятий используются словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы. Выбор метода зависит от цели занятия.
Методы воспитания:
поощрение, стимулирование, мотивация.
Технологии обучения:
ИКТ-технология (подготовка и передача информации учащимся с применением устройств ЭВМ, а также средств телекоммуникации), при необходимости технология дистанционного обучения, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, игровая.
Формы организации учебного занятия:
Беседа, беседа с показом презентации, практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактическая игра, блицтурнир.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы».
Дидактические материалы: карточки с играми и заданиями.
Алгоритм учебного занятия:
традиционное занятие по алгоритму:
вступление,
объяснение темы,
практическая часть,
рефлексия, подведение итогов;
презентация по алгоритму:
вступление,
объяснение темы,
наглядная демонстрация,
обсуждение,
рефлексия, подведение итогов.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Примерный план онлайн занятия:
Введение нового материала и его отработка в режиме онлайн конференции. Отправка учебного материала или ссылок на учебный ролик ВКонтакте, Сферум и пр.
Консультирование учащихся по мере необходимости. Анализ полученных от учащегося выполненных заданий.
Отправка списка материалов, ссылок для следующего занятия.
Дидактические игры и задания
Таблица 5
Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | |
«Горизонталь» | Двоеиграющихпоочередизаполняютодну из горизонтальныхлиний шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.) |
«Вертикаль» | То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. |
«Диагональ» | Тожесамое,нозаполняетсяоднаиз диагоналей шахматной доски. |
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | |
«Волшебный мешочек» | Внепрозрачноммешочкепоочереди прячутся все шахматныефигуры,каждыйиз учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. |
«Угадайка» | Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. |
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | |
«Мешочек» | Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. |
«Да и нет» | Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. |
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», беспольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. | |
«Игра на уничтожение» | Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико- синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. |
Рабочая программа воспитания
Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Всестороннее развитие предполагает включение ребенка в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую и др.
Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.
Цель воспитания – развитие личности учащихся, духовно-нравственных ценностей, уважения к памяти защитников и Героев Отечества, взаимного уважения, бережного отношения к природе, культурному наследию и традициям.
Задачи воспитания:
приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры отечества, своего народа;
выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ребенка;
формировать ценностное отношение к государственной символике;
воспитывать уважения к закону, развивать гражданскую и социальную ответственность, как важнейшую черту личности, проявляющуюся в заботе о своей стране;
воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Целевые ориентиры воспитания:
уважение к художественной культуре, искусству народов России;
восприимчивость к разным видам искусства;
интерес к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
заинтересованность в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
ответственность, воля и дисциплинированность в творческой деятельности;
опыт представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России;
опыт художественного творчества как социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания.
Решение задач по созданию и поддержке воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом учебном занятии.
Основными формами воспитания детей при реализации программы является организация совместной работы детей по поиску, сбору и обработке информации о художественных произведениях, о традициях народного творчества, участие в акциях, фестивалях, выставках и конкурсах, экскурсии, в результате которых учащиеся учувствуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации, взаимопомощи.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога или старших товарищей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального или публичного); метод методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы, в организации дополнительного образования детей, в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных мероприятиях, экскурсиях.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе и по итогам реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур (опросов, интервью), используются только в виде усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
Таблица 6
№ п/п | Название события мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
Познавательно-игровая программа «На Кубани мы живем», посвященная образованию Краснодарского края | сентябрь | Мероприятие на уровне учреждения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Акция «День добра и уважения», посвященная Дню пожилого человека. | октябрь | Мероприятие на уровне поселения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Информационная акция «Встань на защиту природы!» (распространение буклетов, листовок) | октябрь | Мероприятие на уровне поселения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения |
Познавательно-игровая программа «Россия – это мы!» | ноябрь | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Возложение цветов к Братской могиле, посвященное Дню героев Отечества и Дню неизвестного солдата | декабрь | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Викторина «Я – гражданин России», посвященная Дню Конституции РФ | декабрь | Мероприятие на уровне учреждения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Ролевая игра "Сказочные шахматы" | январь | Мероприятие на уровне учреждения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Благотворительная акция «Своих не бросаем» | февраль | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Экскурсия в библиотеку | март | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Шахматный турнир «Чемпион «Центра компетенций «Ориентир» | апрель | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Экскурсия к мемориалу Вечный огонь | май | Мероприятие на адресе | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Акция «Письмо солдату» | сентябрь-декабрь | Мероприятие на уровне поселения | Фотоотчет, публикация статьи на официальном сайте учреждения | |
Индивидуальные беседы с родителями | сентябрь – декабрь | Мероприятие на уровне учреждения | Протокол, справка |
2.7. Список литературы
2.7.1. Список литературы для педагога:
Авербах, Ю. Путешествие в шахматное королевство/ Авербах, Ю. Бейлин, М. - Москва: Русский Шахматный Дом, 2018. – 250 с.
Голенищев, В. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов - Москва: Русский Шахматный Дом, 2024. – 64 с.
Калиниченко, Н. Шахматы для начинающих. Правила. Навыки. Тактики. - Москва: Калиниченко, 2024.- 352 с.
Капабланка, Х.Р. Учебник шахматной игры - Москва: Калиниченко, 2021.- 304 с.
Костров, В. Шахматный задачник. Двойной удар: от пешки до короля - Москва: Калиниченко, 2024.- 96 с.
Сокольский, А. Ваш первый ход - Москва: Русский Шахматный Дом, 2019. – 378 с.
2.7.2. Список литературы для учащихся:
Калиниченко, Н. Шахматы для начинающих. Правила. Навыки. Тактики. - Москва: Калиниченко, 2024.- 352 с.
Капабланка, Х.Р. Учебник шахматной игры - Москва: Калиниченко, 2021.- 304 с.
Костров, В. Шахматный задачник. Двойной удар: от пешки до короля - Москва: Калиниченко, 2024.- 96 с.
Сокольский, А. Ваш первый ход - Москва: Русский Шахматный Дом, 2019. – 378 с.
2.7.3.Список литературы для родителей:
Авербах, Ю. Самоучитель шахмат для начинающих/ Авербах, Ю. Бейлин, М. - Москва: Русский Шахматный Дом, 2019. – 128 с.
Файн, Р. Психология шахматного игрока. Размышления психоаналитика о шахматах и шахматистах - Москва: Русский Шахматный Дом, 2019. – 96 с.
Интернет – ресурсы:
ИКТ «Сферум» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения 25.04.2024 г.)
Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_ nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html (Дата обращения 25.04.2024 г.)
Тематическая подборка «Мы изучаем шахматы» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://vk.com/wall-148734517_57559 (Дата обращения 25.04.2024 г.)
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
________________________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Шахматы» на ________учебный год
педагог дополнительного образования: Козиняшева Ольга Владимировна
Для развития способностей одаренной личности, а также поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Данный образовательный маршрут направлен на личностное развитие и успешность.
Характеристика ребенка, исходя из результатов диагностики:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель ИОМа: создание условий для удовлетворения потребностей ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата.
Задачи ИОМа: привлечение детей и подростков к развитию логического и тактического мышления, воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
Ожидаемые результаты: успешное освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Шахматы» для детей, повышение уровня сложности при играх в онлайн турнирах и турнирах с искусственным интеллектом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Взаимодействие с родителями
Таблица 7
№ | Данные о родителях (законных представителях), (ФИО, место работы) |
Дата | Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.) | Отчет о проведенной работе | ||
1 | сентябрь | Собеседование. Знакомство с результатами диагностики. Определение цели и содержания работы по ИОМу. | ||
2 | декабрь | Анкетирование «Анкета для определения позиции родителей, имеющих одаренных детей (Д. Льюис)» | ||
3. | май | Итоги работы за год. Определение цели ИОМа на следующий учебный год. |
Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута.
Таблица 8
№ | Наименование темы | Содержание работы | Количест-во часов | Дата/ время | Планируемые результаты | Форма аттестации/ контроля | |
Тео- рия | Прак-тика | ||||||
1. Вводное занятие. | |||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Обсуждение и составление плана работы кружка. Инструктаж по ТБ. | 1 | 0 | Закрепление полученных знаний. | практическая работа, опрос | |
2 | Проверка знаний. Горизонталь, вертикаль, диагональ. | Повторение материала. | 1 | 0 | Закрепление полученных знаний. | практическая работа, опрос | |
3 | Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. | Повторение материала. | 0 | 1 | Закрепление полученных знаний. | практическая работа, опрос | |
4 | Решение задач. | Решение задач на тему: «Шах и мат», «Найди лучший ход» | 0 | 1 | Успешное решение задач | практическая работа, опрос | |
2. Упражнения на мат. | |||||||
5 | Мат тяжелыми фигурами. | Мат с помощью ладьи и ферзя. | 0 | 1 | Закрепление полученных знаний. | Практическая работа | |
6 | Мат легкими фигурами. | Мат с помощью коня и слона. | 0 | 1 | Закрепление полученных знаний. | Практическая работа | |
7 | Решение задач на мат в 1, 2 и 3 хода. | Решение задач. | 0 | 1 | Успешное решение задач | Практическая работа | |
8 | Решение задач на мат в 1, 2 и 3 хода. | Решение задач. | 0 | 1 | Успешное решение задач | Практическая работа | |
3. Комбинации | |||||||
9 | Комбинации на завлечение. | Партии с комбинациями на завлечение. | 0,5 | 0,5 | Анализ позиций, разбор приемов. | Практическая работа | |
10 | Комбинации на блокировку. | Партии с комбинациями на блокировку. | 0,5 | 0,5 | Анализ позиций, разбор приемов. | Практическая работа | |
11 | Комбинации на отвлечение. | Партии с комбинациями на отвлечение. | 0,5 | 0,5 | Анализ позиций, разбор приемов. | Практическая работа | |
12 | Комбинации на освобождение поля. | Комбинации на освобождение поля. | 0,5 | 0,5 | Анализ позиций, разбор приемов. | Практическая работа | |
13 | Комбинации на перекрытие. | Партии с комбинациями на перекрытие. | 0,5 | 0,5 | Анализ позиций, разбор приемов. | Практическая работа | |
14 | Открытый шах. | Решение тактических задач. | 0,5 | 0,5 | Успешное решение задач | Практическая работа | |
15 | Решение задач на мат с использованием ферзя, ладьи и короля. | Решение тактических задач. |
0 | 1 | Успешное решение задач | Практическая работа | ||||
16 | Подведение итогов работы за год, лучшие результаты. Свободные игры. | Беседа, турнир по шахматам онлайн | 0 | 1 | Закрепление полученных знаний. | шахматный турнир, беседа | |
Итого: | 16 часов |
Карта индивидуального образовательного маршрута развития способного учащегося
Таблица 9
№ п/п | Наименование мероприятия* | Уровень (местный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) | Результат | Сроки проведения |
*Мероприятия вносятся в течение учебного года
Приложение 2
Календарный учебный график
Группа №1
Таблица 10
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Т-теория, П-практика | ||||||||
| ||||||||
| Вводное занятие. Правила ТБ. История возникновения шахмат. Презентация «В стране шахматного королевства. Знакомство с шахматной доской. | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа с показом презентации. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | ||
2. Шахматные фигуры | ||||||||
Шахматная доска. Знакомство с понятиями вертикаль, горизонталь, диагональ. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ». | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматный алфавит. Шахматная нотация. Игра «Шахматная нотация» | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Расстановка фигур на шахматной доске. Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». | 1; 1 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматная фигура «Ладья». Внешний вид фигуры. Понятия «ход» и «взятие». Правила хода и взятия фигуры «Ладья». "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух) | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматная фигура «Слон». Внешний вид. Понятие «белопольные и чернопольные слоны». Правила хода и взятия фигуры «Слон». Игра «Ладья против слона». | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматная фигура «Ферзь». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Ферзь». Игровая практика. | 0,5; 1,5 | Т, П | Беседа. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматная фигура «Конь». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Конь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение (конь против ладьи)». | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение |
Шахматная фигура «Пешка». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Пешка». Игровая практика «Пешка в игре» | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Шахматная фигура «Король». Внешний вид. Правила хода и взятия фигуры «Король». Игровая практика «Король против других фигур». | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Сила шахматных фигур. Дидактическая игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Да и нет». | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
3. Шах и мат. | ||||||||
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические игры «Шах или не шах», «Поставь шах» | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Защита от шаха. Дидактическая игра «Защита от шаха». | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Пат, ничья по договоренности. Игровая практика. | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическая игра «Рокировка» | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Игровая практика. | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическая игра "Мат в один ход". | 0,5; 1;5 | Т, П | Беседа. Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Игра всеми фигурами из начального положения.Разбор сыгранных партий. | 2 | П | Практическая работа. Игра. | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
Игра всеми фигурами из начального положения. Разбор сыгранных партий. | 2 | П | Практическая работа. Игра | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Педагогическое наблюдение | |||
4. Подведение итогов. | ||||||||
Подведение итогов. Шахматный турнир. | 2 | П | Блицтурнир | МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир» | Шахматный турнир |
23