Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Бабушкины куклы».
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7 лет
Пояснительная записка
В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Мордовский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки.
Издавна создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
Ах ты, куколка моя!
Ах ты, умница моя!
Прародительница,
Берегинюшка моя.
С лоскутков, сучков
И лыка соберу.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки,
ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье
Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы. Она проста, но в этой простоте и таится великая загадка.
Мной разработана программа кружка «Бабушкины куклы» для детей начальной школы. Данная программа является вариативным звеном учебного плана. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, опирающую на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление младших школьников с народными куклами и включает в себя знакомство с обычаями, традициями по народному календарю. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Она составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее- ФЗ № 273);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-Образовательная программа МОУ СШ с.Еделево;
Актуальность
Стандарт образования выделяет духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения первостепенной задачей. Актуальной темой сегодня является приобщение детейк народной культуре. Детям нужно обязательно знать историю своего народа, его традиции, культуру. Народная кукла наиболее близка к ребёнку. Изготовление с детьми народной куклы имеет большие воспитательные возможности. Дети приобретают необходимые трудовые навыки, у них развивается эстетический вкус. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство мордовской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь наших детей самодельную куклу. Сегодня интерес к народной тряпичной кукленеобычайновелик. И это неудивительно. Мордовская кукла является одним из самых загадочных символов.
С давних времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи. Каждая самодельная кукла – это небольшой шедевр рукоделия.
Сколько радости испытает ребенок, когда в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. С какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол.
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции мордовского народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте педагога и детей, в творческой обстановке, это своего рода традиционные посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время.
Инновационность программы
Программа заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте педагога и детей, в творческой обстановке, это своего рода традиционные посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время.
Наряду с традиционными формами в программе предусмотрена такая форма, как защита мини-проекта.
Цель:
-изучение истории тряпичных кукол и их связь с народными традициями.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с традициями мордовского народа;
-узнать какие обрядовые куклы, характерны для нашей местности;
-познакомить детей с историей народной куклы;
-познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
Развивающие:
-способствовать развитию мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
-формировать эстетический и художественный вкус;
Воспитательные:
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа
-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
-способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- создать коллекцию обрядовых кукол ориентируясь на народный календарь
Режим занятий
Курс содержит 26 занятий (с октября по апрель). Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительностью 40 минут, продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости.
Направления:
Знакомство с жизнью и бытом мордовского народа.
Знакомство детей с народной куклой.
Самостоятельное создание детьми тряпичной куклы.
Формы работы:
-Беседы
-Рассматривание иллюстраций, альбомов, образцов кукол;
-Экскурсии;
-Дидактические игры;
-Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
-Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы работы
-метод обследования
-наглядности
- словесный
- практический
Используемый материал:
-ткань разной фактуры, тесьма;
-нитки мулине, шерстяные нитки;
-лыко, пенька;
-береста, ветки деревьев;
-вата.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны знать:
историю народной куклы;
типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
технологию изготовления кукол;
куклы в праздничной символик;
куклы в национальном костюме.
уметь:
изготовить тряпичную куклу под руководством педагога;
самостоятельно изготовить тряпичную куклу;
оформить костюм куклы;
рассказать историю мордовской народной куклы и народного костюма.
Работа с родителями.
При работе с ребенком одна из задач является установление доверительных отношений с родителями. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Каждый его успех в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Нужно устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты достижений; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к образовательному процессу. Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов)
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; совместный мастер-класс для родителей и детей, участие детей в фольклорных развлечениях, посвященных народным праздникам
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Мероприятия | Цель | Дата проведения | Материал |
1 | Куклы из бабушкиного сундука | Познакомить детей с историей народных кукол, их назначение. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание самому изготовить народную куклу. | Выставка народных кукол | |
2 | Экскурсия в школьный этнографический музей. | Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю. | Народные куклы: Кудатя, Кувадка, Мордовочка, Веснянка, Младенец- полено Д/и «Кто ты куколка моя?» Старинные предметы утвари, мебели, одежды. | |
3 | Рисование «Кукла в национальном мордовском костюме» | Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом. | Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования. | |
4 | Типы кукол: -игровые -обереговые -обрядовые | Познакомить с классификацией народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. | Народные куклы: Кудатя, Кувадка, Мордовочка, Веснянка, Младенец- полено | |
5 | Игровые детские куклы: кукла «Пеленашка» | Познакомить детей с куклой, с историей её создания. Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах | Белая ткань для закрутки, цветные лоскутки квадратной и треугольной,формы, нитки красного цвета, кружева, атласные ленточки, схема изготовления куклы. |
6 | Игровые детские куклы: «Зайчик на пальчик». | Учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты. | Небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма | |
7 | Игровые детские куклы: кукла «Столбушка». | Познакомим с народной куклой - «Столбушкой». Научить: скручивать суровую ткань. | Два деревянных берёзовых столбиков, белые и цветные лоскуты ткани, схема изготовления куклы. | |
8 | Обереговые куклы | Развивать интерес детей к изучению обереговых кукол в народных традициях | Обереговые куклы «Кубышка», «Зерновушка».. Народная игра «Маланья». | |
9 | Обереговая кукла «Кубышка-Травница». (оберег здоровья) | Познакомить детей с назначением куклы – травницы. Учить детей использовать в работе траву. | Лоскутья белой и цветной ткани, красные нитки, лекарственные травы, кружево, вата. схема изготовления куклы. | |
10 | Обереговая кукла «Зерновушка (Крупеничка)» (оберег сытости, достатка) | Познакомить детей со сказкой о «Крупеничке», о её большой защитной силе. Учить создавать куклу из детского носочка, заполненного разной крупой. | Мешочек для куклы, гречневая крупа, белый лоскут, разноцветный лоскут, разноцветный лоскут для платочка, красная ткань, ленточки, разноцветные нити | |
11 | Обереговая кукла «Рябинка»(оберег любви и здоровья) | Познакомить с куклой «Рябинка» и её значением. | Презентация на тему «Куклы обереги(рябинка)» | |
12 | Обереговая кукла «Рябинка» | Вызвать интерес к изготовлению куклы. | Сухие ветки рябины кусок ткани, вата, красные нитки | |
13 | Обереговая кукла «Пеленашка» (оберег ребёнка от злого духа) | Познакомить с обрядами, связанными с этой куклой. Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество. | Лоскутья белой ткани, красные нитки, квадрат пёстрой ткани, схема изготовления куклы. | |
14 | Обрядовые куклы | Познакомить с обрядами и традициями народа | Презентация «Обрядовые куклы». | |
15 | «Коляда»- обрядовая кукла. | Привлечь детей к культурному наследию мордовского народа. | Берёзовая палка, белая ткань, красная нитка, цветная ткань, вата, тесьма, ленточки, схема изготовления куклы. | |
16 | «Рождественские колядки». | Приобщение детей к мордовским обычаям, играм, обрядам на рождество | Видео-аудио аппаратура. | |
17 | В гостях у бабушки Арины. | Расширять представления о мордовских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление. | Защита мини-проектов «Традиции и обычаи моей семьи» | |
18 | Кукла «Отдарок- на -подарок» | Познакомить с историей появления обрядовой куклой «Отдарок на подарок» | Схема изготовления куклы, белая и цветная ткань, красные нитки. |
19 | Кукла«Подорожница» | Познакомить с куклой «Подорожница» и технологией её изготовление. | Схема изготовления куклы. Лоскутья белой и цветной ткани, крупа, монетку, вата, красные нитки. | |
20 | Кукла Покосница | Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность | Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос» | |
21 | Досуг «Посиделки в деревенской избе» (масленичная неделя) | Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными обрядами. | Старинные предметы утвари, мебели | |
22 | Знакомство детей с народной куклой «Масленица» | Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления. | Кукла Масленица, схема изготовления куклы , берёзовая палочка, вата, белая ткань, цветная ткань, красные нитки, лыко. | |
23 | «Широкая масленица». | Расширить представление детей о народном обрядовом празднике. | Народные мордовские костюмы, блины., атрибуты для народных игр. | |
24 | Изготовление народной куклы «Покосница» | Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками. | Народная кукла Покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани, цветная ткань красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, | |
25 | Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ. | Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество | Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы. | |
26 | Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие» | Закрепление знаний о народной игрушке. Формирование эстетического отношения к народному творчеству. | Аудио- видео аппаратура, выставка работ, чаепитие. |