Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бабушкины куклы».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бабушкины куклы».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бабушкины куклы». Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7 лет Пояснительная записка В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Мордовский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки. Издавна создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. Ах ты, куколка моя! Ах ты, умница моя! Прародительница, Берегинюшка моя. С лоскутков, сучков И лыка соберу. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы. Она проста, но в этой простоте и таится великая загадка. Мной разработана программа кружка «Бабушкины куклы» для детей начальной школы. Данная программа является вариативным звеном учебного плана. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, опирающую на культурную традицию и инновационную направленность. Программа предусматривает ознакомление младших школьников

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

«Бабушкины куклы».

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 7 лет

Пояснительная записка

В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Мордовский  народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди  любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки.

Издавна  создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

Ах ты, куколка моя!

Ах ты, умница моя!

Прародительница,

Берегинюшка моя.

С лоскутков, сучков

И лыка соберу.

«Кто в куклы не играл, тот счастья  не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, 
ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье

Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы. Она проста, но в этой простоте и таится великая загадка.

Мной разработана программа кружка «Бабушкины куклы» для детей начальной школы. Данная программа является вариативным звеном учебного плана. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, опирающую на культурную традицию и инновационную направленность.

        Программа предусматривает ознакомление младших школьников  с народными куклами и включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями по  народному  календарю.  Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному  творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

Она составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее- ФЗ № 273);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

-Образовательная программа МОУ СШ с.Еделево;

Актуальность

Стандарт образования выделяет духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения первостепенной задачей. Актуальной темой сегодня является приобщение детейк народной культуре. Детям нужно обязательно знать историю своего народа, его традиции, культуру. Народная кукла наиболее близка к ребёнку. Изготовление с детьми народной куклы имеет большие воспитательные возможности. Дети приобретают необходимые трудовые навыки, у них развивается эстетический вкус. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство мордовской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь наших детей самодельную куклу. Сегодня интерес к народной тряпичной кукленеобычайновелик. И это неудивительно. Мордовская кукла является одним из самых загадочных символов.

С давних времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи. Каждая самодельная кукла – это небольшой шедевр рукоделия.

Сколько радости испытает ребенок, когда в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. С какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол.

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции мордовского народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

 

Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте педагога и детей, в творческой обстановке, это своего рода традиционные посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время.

 

Инновационность программы

Программа заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте педагога и детей, в творческой обстановке, это своего рода традиционные посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время.

Наряду с традиционными формами в программе предусмотрена такая форма, как защита мини-проекта.

Цель:

-изучение истории тряпичных кукол и их связь с народными традициями.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с традициями мордовского народа;

-узнать какие обрядовые куклы, характерны для нашей местности; 

-познакомить детей с историей народной куклы;

-познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

Развивающие:

-способствовать развитию мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

-формировать эстетический и художественный вкус;

Воспитательные:

- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

-способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

создать коллекцию обрядовых кукол ориентируясь на народный календарь

Режим занятий

Курс содержит 26 занятий (с октября по апрель). Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительностью 40 минут, продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости.


Направления:

  Знакомство   с  жизнью  и   бытом мордовского народа.

Знакомство детей с народной куклой.

Самостоятельное создание детьми тряпичной куклы.


Формы работы:

-Беседы

-Рассматривание иллюстраций, альбомов, образцов кукол;

-Экскурсии;

-Дидактические игры;

-Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

-Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

Методы работы

-метод обследования

-наглядности

- словесный

- практический

Используемый материал:

-ткань разной фактуры, тесьма;

-нитки мулине, шерстяные нитки;

-лыко, пенька;

-береста, ветки деревьев;

-вата.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны знать:

историю народной куклы;

типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обереговая);

технологию изготовления кукол;

куклы в праздничной символик;

куклы в национальном костюме.

уметь:

изготовить тряпичную куклу под руководством педагога;

самостоятельно изготовить тряпичную куклу;

оформить костюм куклы;

рассказать историю мордовской народной куклы и народного костюма.

Работа с родителями.

При работе с ребенком одна из задач является установление доверительных отношений с родителями. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Каждый его успех в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Нужно устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты достижений; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к образовательному процессу. Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов)

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; совместный мастер-класс для родителей и детей, участие  детей в фольклорных  развлечениях, посвященных  народным праздникам

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Мероприятия

Цель

Дата проведения

Материал

1

Куклы из бабушкиного сундука

Познакомить детей с историей народных кукол, их назначение. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание самому изготовить народную куклу.

Выставка народных кукол

2

Экскурсия в школьный этнографический музей.

Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Народные куклы: Кудатя, Кувадка, Мордовочка, Веснянка, Младенец- полено Д/и «Кто ты куколка моя?» Старинные предметы утвари, мебели, одежды.

3

Рисование «Кукла в национальном мордовском костюме»

Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом.

Альбом, гуашь, кисти,

баночки с водой, образец

для рисования.

4

Типы кукол:

-игровые

-обереговые -обрядовые

Познакомить с классификацией народных кукол, отметить их

самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной

кукле.

Народные куклы: Кудатя, Кувадка, Мордовочка, Веснянка, Младенец- полено

5

Игровые детские куклы: кукла «Пеленашка»

Познакомить детей с куклой, с историей её создания.

Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её

нитками в трёх местах

Белая ткань для закрутки, цветные лоскутки квадратной и

треугольной,формы, нитки красного цвета, кружева, атласные

ленточки,

схема изготовления куклы.

6

Игровые детские куклы: «Зайчик на пальчик».

Учить детей создавать игрушку, складывая ткань в определённой

последовательности, фиксируя ее с помощью нити, придавать игрушке

характерные черты.

Небольшие прямоугольные лоскуты мягкой

хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма

7

Игровые детские куклы: кукла «Столбушка».

Познакомим с народной куклой - «Столбушкой».

Научить: скручивать суровую ткань.

Два деревянных берёзовых столбиков, белые и цветные лоскуты ткани, схема изготовления куклы.

8

Обереговые куклы

Развивать интерес детей к изучению обереговых кукол в народных традициях

Обереговые куклы

«Кубышка», «Зерновушка».. Народная игра «Маланья».

9

Обереговая кукла «Кубышка-Травница».

(оберег здоровья)

Познакомить детей с назначением куклы – травницы. Учить детей использовать в работе траву.

Лоскутья белой и цветной ткани, красные нитки, лекарственные травы, кружево, вата. схема изготовления куклы.

10

Обереговая кукла «Зерновушка (Крупеничка)»

(оберег сытости, достатка)

Познакомить детей со сказкой о «Крупеничке», о её большой защитной силе. Учить создавать куклу из детского носочка, заполненного разной крупой.

Мешочек для куклы, гречневая крупа, белый лоскут, разноцветный лоскут, разноцветный лоскут для платочка, красная ткань, ленточки, разноцветные нити

11

Обереговая кукла «Рябинка»(оберег любви и здоровья)

Познакомить с куклой «Рябинка» и её значением.

Презентация на тему «Куклы обереги(рябинка)»

12

Обереговая кукла «Рябинка»

Вызвать интерес к изготовлению куклы.

Сухие ветки рябины кусок ткани, вата, красные нитки

13

Обереговая кукла «Пеленашка» (оберег ребёнка от злого духа)

Познакомить с обрядами, связанными с этой куклой. Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество.

Лоскутья белой ткани, красные нитки, квадрат пёстрой ткани,

схема изготовления куклы.

14

Обрядовые куклы

Познакомить с обрядами и традициями народа

Презентация «Обрядовые куклы».

15

«Коляда»- обрядовая кукла.

Привлечь детей к культурному наследию мордовского народа.

Берёзовая палка, белая ткань, красная нитка, цветная ткань, вата, тесьма, ленточки, схема изготовления куклы.

16

«Рождественские колядки».

Приобщение детей к мордовским обычаям, играм, обрядам на рождество

Видео-аудио аппаратура.

17

В гостях у бабушки Арины.

Расширять представления о мордовских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление.

Защита мини-проектов «Традиции и обычаи моей семьи»

18

Кукла «Отдарок- на -подарок»

Познакомить с историей появления обрядовой куклой «Отдарок на подарок»

Схема изготовления куклы, белая и цветная ткань, красные нитки.

19

Кукла«Подорожница»

Познакомить с куклой «Подорожница» и технологией её изготовление.

Схема изготовления куклы.

Лоскутья белой и цветной ткани, крупа, монетку, вата, красные нитки.

20

Кукла Покосница

Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность

Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»
 

21

Досуг «Посиделки в деревенской избе» (масленичная неделя)

Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными обрядами.

Старинные предметы

утвари, мебели

22

Знакомство детей с народной куклой «Масленица»

Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления.

Кукла Масленица, схема изготовления куклы , берёзовая палочка, вата, белая ткань, цветная ткань, красные нитки, лыко.

23

«Широкая масленица».

Расширить представление детей о народном обрядовом празднике.

Народные мордовские костюмы,

блины., атрибуты для народных

игр.

24

Изготовление народной куклы «Покосница»

Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками.

Народная кукла Покосница,

схема изготовления куклы.

Лоскут белой ткани,

цветная ткань

красные нитки, вата,

треугольный

лоскут ткани для платка,

25

Рисование

« Моя любимая куколка»- выставка работ.

Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество

Народные куклы, краски.

Кисти, альбомные листы.

26

Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие»

Закрепление знаний о народной игрушке. Формирование эстетического отношения к народному творчеству.

Аудио- видео аппаратура, выставка работ, чаепитие.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа. Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; - продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз); - закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «ёлочка»); - закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте. Развивающие: - формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности; - развивать образное мышление и творческие способности дошкольников; - способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ. Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика. Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание мордовских кукол, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки. Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок). Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч. ХОД ЗАНЯТИЯ. Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? (ответы детей) У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина (Стук в дверь) Учитель:Кто-то стучится? (Заходит мордовочка) Воспитатель:Как тебя зовут? Алдуня:Меня зовут Алдуня. Учитель:Её зовут старинным именем. Учитель:Она хочет с вами познакомиться. (Подходит к каждому ребенку и спрашивает – как его зовут (на эрзянском языке – кода тоньлеметь?) (Дети отвечают,используя эрзянский язык: «моньлемем…»). Учитель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья? Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм. Учитель: Молодцы! Учитель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов. Основной одеждой считается рубах
0 ₽
Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем? Учитель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России). Назовите столицу России? (Москва). Учитель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о своей малой родине? Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские песни, рисовали. Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского народа. Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А наше село занимает вот такую небольшую территорию. Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится – село Еделево. Учитель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в селе? Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы,повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей. Учитель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва. Чем занимается народ? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты). Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме). Учитель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня) Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена) А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм. Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей) Алдуня: Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки. Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют) А вот это – обязательный атрибут
0 ₽
Исследовательская работа «Народные куклы» Направление: инновации в воспитании (духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, трудовое, поликультурное воспитание). Содержание 1.Введение……………………………………………………………3 2.История возникновения народной куклы……………………….5 3.Типы и назначение народных кукол…………………………….6 3.1 Куклы-обереги………………………………………………….6 3.2. Игровые куклы………………………………………………….7 3.3. Обрядовые куклы………………………………………………..7 4.Описание изготовления обрядовой куклы «Масленица»………9 5.Заключение ……………………………………………………….12 6.Литература ………………………………………………………13 1. Введение В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки. Издавна создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. Ах ты, куколка моя! Ах ты, умница моя! Прародительница, Берегинюшка моя. С лоскутков, сучков И лыка соберу. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом гл
0 ₽