ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
Аннотация: в статье представлена красткая характеристика методики формирования этнокультурной компетентности дошкольников, раскрыта содержательная сторона этнокультурного образования детей дошкольного возраста. Раскрыты методы и формы работы, содержание развивающей предметнопространственной среды в дошкольной организации.
Ключевые слова: дошкольник, этнокультурное образование, экологическое воспитание, познавательное развитие, среда, дошкольное образование.
Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью образования в многонациональной стране является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества. Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания.
В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности и главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитаниедетей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
В детском саду был проведён творческий конкурс «Проектная деятельность педагогов и родителей «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». С начала учебного года проводились следующие мероприятия: конкурс «Проектная деятельность педагогов и родителей «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Родители совместно с воспитателями своей группы создавали интересные проекты и поделились опытом семейного воспитания, организовали фотовыставки, выставки рисунков, изготовили пособия.
Проекту по развитию поэтического дара были посвящены конкурсы чтецов среди воспитанников детского сада. Это стало традицией, когда дети соревнуются в поэтической передаче образов. «Утро поэзии», «Стихи о маме», «День Защитника Отечества», «Зима. Новогодний праздник», «О доблестях, о подвиге, о славе», «Маму милую мою очень крепко я люблю» - всё это названия поэтических конкурсов среди ребят нашего детского сада. Мы провели конкурс чтецов, посвящённый 100-летнему юбилею Мустая Карима и все желающие дети и родители приняли в нём участие. В результате повысился интерес детей и родителей к поэзии [1].
Список литературы
1. Шабаева Г.Ф., Кондратьева Т.Н. Специфика подготовки педагогов к проектированию организованной образовательной деятельности речевого развития дошкольников (на материале Республик Башкортостан и Мордовия) [Текст] Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 1. – 499 с. 384-390
2. Шабаева Г.Ф., Сыртланова Н.Ш. Этнокультурный компонент в решении задач речевого развития дошкольников (на материале ознакомления с фольклором) [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 65. – Ч. 4. – 340 с., 268-272
3. Шабаева, Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста [Текст ]: автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 2009. – 241 с