ФОРМИРОВАНИЕЗВУКООБРАЗОВАНИЯ
(Фонация, от греч-звук)-извлечениепевческогоиречевогозвука, результатдействияголосовогоаппарата.
Обязательныекачестваатакизвука:
Мышечнаясвобода;
Точноеинтонированиевначалефонации;
Связь с характером певческого звука и поэтического слова.Различаюттакже приемы снятиязвука:
Твердоеснятиезвука-звуккакбы«срезан»вмоментмгновенногопереключенияизодногопланавдругой,из«форте»к«пиано»;
Звукснятмягкоприуменьшениизвучности;
Окончаниеможетбытьипридыхательным:«ох»,«ах».
Чрезвычайноваженэмоциональныйнастрой.
Эмоции удивления активизируютмягкоенебои близкуювокальнуюпозицию.
Певческийтонорганичновплетаетсявисполнительскийпроцесситворческиезадачи.Онможетбытьуглубленным,полетным,легким,созерцательным и т. д. Понятие певческого тона складывается из качествазвука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положениемгортани и при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковымканалом.
Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больногоилиспящегочеловека.Направив,такимобразом,звукв«маску»,нужнооткрытьротипродолжатьстонатьилимычать.Приэтомпрежнийстонпревращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача - найти темброво-тональный стержень рождающегося звука. Научиться мыслить правильно окачестве образовавшегосязвука,который долженвобратьвсебявсюегохарактеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем,плотность, сила, наличие тембровой устойчивости, мягкая атака, легкость,светлость.
У певческого тона нет преград к диапазоновому ограничению, ему присущисглаженные регистровые зоны. Упражнения для самых начинающих должныбытьпростыритмически,построенынаузкихинтервалахивпределахквинты,чтобывниманиенеотвлекалосьвначалеоткоординациивокальных
процессов,начинающийуспевалследитьзаlegatoдыханияикачествомзвука.
Непрерывностьировностькрасивогозвучанияголоса-основахудожественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звукасовершенствованиемстабильностиискоординированностипроцессовдыханияи атакизвука.
Кантилена - умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков,безперерывоввдыхании.Дляначальнойработынадlegatoикантиленойнадобратьпростыеупражненияипроизведения,напевныевспокойномтемпе.
Результат хорошей вокальной «школы» - это когда мышечный автоматизм впении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первыхупражненийучитьсяслушатьсвой голос,уметьего воспринимать.
Вокальныеупражнения.
Подготовкаощущенийпевческогоаппаратакпроцессуфонации:
Пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаютсягубы и делаем их «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данноеупражнениеиспользуетсявдвижениинаполтонавверх,затемвнизилинаходясьна одноми том же звуке.
Проследить:
1) Зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;2)Губывсостоянии щекотливости;
3)Распеваниеначинатьнапримарныхзвуках,ориентируясьнадиапазонученика.
Педагогическаяцель:
Подготовитьсвязкик«работе»нанатуральном,естественномпевческомтоне;
Закрепитьпроцессфонациинапримарномтоне;
Выстроитьинтонационныйслух;
Закрепитьположение«зевка»взвукообразовании(«зевок»-движениемышц гортаниподкорнем языка).
Подключитьрезонаторыизакрепитьвсюсистемупевческогодыхания.
Упражнениепомогаетощутитьсвободноегрудноерезонирование.Проследить:
Использованиетвердойатаки;
Сохранение высокой певческой позицииПедагогическаяцель:
Упражнениепомогаетпереноситьвысокоезвучаниенавсепоследующиезвуки;
Способствуетвыравниватьголос;
Воспитыватьнавыкисмешиваниярегистров:головногоигрудного.
Система упражнений на staccato.Проследить:
за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касаниекаждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческогодыхания;
упражнениеисполняетсянаодномдыханииилинапридыхательномкачании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второйоктавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать спримарного тона;
действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.Педагогическаяцель:
выстроитьпевческийтон;
определитьдляпевческоготонаместофокуса:«нижнее»(вмаске),
«среднее»(подзевком),«верхнее»(подкуполомнебанавнутреннейулыбке);
отшлифоватьпевческийтонвзвуковомканале,открываяголовнойрезонатор.
Системаупражненийнаlegatoдлявыравниваниярегистров.Проследить:
засохранностьюровнойвокальнойлинии.Одинзвуккакбы
«переливается»вдругойили«вытекает»издругого.Инструментальнаявокализациясощущением «длинногосмычка»;
засохранностьюзвукаоднойсилыблизкогоформирования;
занастройкойпервоготонаисохраненияегонапротяжениивсегоупражнения;
зазакреплениемнаработанныхощущений.Упражнениепетьот«до»первойоктавывверхдо«до»второйоктавывзависимостиотподготовленностиголосовидалеевниз.
Педагогическаяцель.
развитиекантилены(плавногозвуковедения);
разделениедыханиянапевческуюфразу;
свободаиполнотазвучания.
Система октавных упражнений.Использовать:
мажорныеиминорныегаммы;
широкиеарпеджиобольшеоктавы;
петьразнымиштрихами(legato,staccato,marcato);
начинатьупражненияисполнять,с«ля»малойоктавы,заканчивать«ми»второйоктавы;
всеупражненияисполнять,используятональностивхроматическомпорядке.
Проследить:
занеразрывностьювокальнойлинии(точнораспределятьпевческоедыхание);
засохранностьюзвучностиверхнеготонапридвижениивниз.Педагогическаяцель:
развитиедиапазонаголоса;
сглаживаниерегистров,выравниваниеголосанавсемдиапазоне;
распределениедыхания;4)использованиегамм.
Упражнениянатехникуголоса:подвижностьлегкостьигибкость.Выполнять:
петьспродвижениемвтональностипополтона,соответственнодиапазона;
петькакlegato,такинаstaccato;
начинатьпетьвмедленномтемпеиускорятьпомереотработанногоисполнения;
петьсназваниемнотинагласныйзвук.Педагогическая цель:
сглаживаниезвуковввокальнойлинии;
яркоезвучаниевсехнот;
сглаженныепереходывразныерегистры.
Встаршихклассахцелесообразноиспользоватьупражненияспревышениемоктавыи соскачками воктаву.
Упражения на развитие гармонического слуха.Выполнять:
воспитыватьтяготениекданнойприродезвучания,чтобыисполнительствовызывалоэстетическоенаслаждение;
кдвухголосиюподводитьпостепенно,чтобывнутренненеотпугнуть,анапротив,достигнутуюзадачузакрепитьэмоционально;
Педагогическаяцель:
научитьвслушиватьсявсвойголоснафонедругихголосов;
учиться сливать свой голос в общий унисон гармонического звучания.Удерживатьсвоюпартию;
воспитыватьчувствоансамбля;
подчинятьсвойголособщейгармоническойфактуреаккомпанемента.Целостныйпроцесс,обусловленныйвкаждыйданныймоментспособомвзаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.Навыкиартикуляцияипевческоедыханиенепосредственноучаствуютв
звукообразовании и обеспечивают качество дикции, способы звуковедения,ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр.Какосноваправильногозвукообразованияиспользуется«мягкаяатака».
В вокальной, педагогической практике используется «мягкая» и «твердая»атаки.Придыхательнойатакойпользуютсявисключительныхслучаях.Применениеэтогоилииноговидаатакиопределяетсяиндивидуальнымиособенностями учащегося. Если вялая подача звука и даже придыхательнаяатака,тоцелесообразнонанекотороевремядляактивизацииголосовыхсвязок пользоватьсяболее твердой атакой. И наоборот, если наблюдаетсяжесткаяподачазвука(несмыканиеголосовыхсвязок)и«горление»(горловойпризвукзвучания),тополезносначалаприменятьнаиболеемягкую атаку, граничащую с придыхательной (применять очень осторожно,чтобыневызвать«подъездов»кзвукам).Когдаактивизируютсямышцыглотки,зева,мягкогонеба,разжимаютсячелюсти,освобождаетсяязык,опускаетсягортань,ввокальнойлитературеэтоназывается«певческимзевком»,«вокальным зевком»,«полузевком».
Зевокподготавливаетсявовремявдохаиоказываетбольшоевлияниенапевческоезвукообразование.