Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Грамотный читатель

Грамотный читатель

0 подписчиков
Разработан конспект к внеурочному занятию по теме "Движение есть жизнь" для учащихся 3 класса и для ученика категории 4.2 Цель занятия: формирование потребности в двигательной активности как одного из средств здорового образа жизни

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Конспект адаптированного внеурочного занятия на тему:

«Станавлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Студент:___________________________

Группа:32

Методист:Меньщикова С.В.

Учитель:____________________________

Класс:3

Оценка: ____________________________

Курган 2024

Класс: 3

Тема: «Станавлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю. Скороговорки и небылицы. Д.И. Хармс»

Цель:Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить соскороговорками и небылицами на примере произведения Даниила Хармса «Иван Топорышкин».

Развивающие:

  • развивать представления о жанрах небылицы и скороговорки;

  • развивать выразительную речь, память, логическое мышление, темп чтения, сообразительность, фантазию, чувство юмора у учащихся.

Воспитывающая:

  • воспитать у учащихся интерес клитературному чтению.

Коррекционно-развивающая:

  • развить слуховое и зрительное внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Пр1 - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

Пр2 - осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Пр3 - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

Пр4 - делить текст на части, составлять простой план;

Пр5 - самостоятельно формулировать главную мысль текста.

Метапредметные: 

Познавательные:

П1 - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

П2 - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

П3 - осуществлять анализ и синтез;

П4 - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные:

Р1 - самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

Р2 - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Р3 - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные:

К1 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

К2 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

К3 - высказывать и обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

К4 - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

К5 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

Л1 - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

Л2 - умение осознавать и определять эмоции других людей;

Л3 - чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Л4 - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Л5 - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Материально – техническое оснащение: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Коррекционная работа (ТНР 5.1)

Мотивационный

- Ребята, есть такая русская народная пословица: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Как вы ее понимаете?

- Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересно.

Знания необходимы человеку как солнце всему миру, всему живому на Земле.

Речь педагога должна быть размеренной, чёткой, разборчивой с подчёркнутой артикуляцией на пратяжении всего урока.

Основной

- У каждого народа своя мудрость, которая передается от одного поколения к другому, от отцов к детям. Она отражена в сказках, поговорках, пословицах.

- Посмотрите на слайд, на нём написаны пословицы, давайте прочитаем их.

Сл. 1

«Хорошую речь хорошо и слушать»

«От человеческого языка трескается даже булыжник».

«Три дня не будешь читать книг - твоя речь потеряет прелесть».

«Язык острее меча».

«Скоро говорится, а не скоро дело делается».

- О чём эти пословицы? Как вы их понимает?

- Какие пословицы вызнаете?

- Как вы думаете, чему будет посвещено наше занятие?

- Сегодня мы поговорим о новом жанре, который называется скороговорки, а так же познакомимся с новым писателем.

- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были созданы очень давно?

- Что означает «устное»?

- Что значит «народное»?

- Что такое «творчество»?

- Давайте вспомним жанры устного народного творчества. 

- Посмотрите на экран, давайте дополним цветок. 

Сл. 2

Сл. 3

- Хорошо, а теперь, выполним речевую зарядку. Прочитайте хором, следя за указкой:

Я – ая – ная – тная – стная – естная – лестная – елестная – релестная – прелестная.

- А сейчас самое время познакомится с биографией писателя с чьим произведением мы познакомимся.

- Хармс - это псевдоним. Псевдоним - это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах.

- Начнём читать по цепочке начиная с первого ряда.

(Читают дети)

Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец- английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс - впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм», что значит «околдовать, очаровать». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепенно закрепился псевдоним Хармс. После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде под именем Даниэля Шармса. Он очень выразительно читал стихи, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Показывал детям фокусы.

- Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. Он постоянно менял таблички с именем на двери. Он всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие: Шустерлинг, Пустерлинг, Шардам, Дандан, Торопышкин, Колпаков. Чаще всего повторялось имя Хармс.

- Найдите на своих столах карточки с вопросами, давайте ответим на них.

- Почему у Даниила Ивановича псевдоним ХАРМС? Даша, прочитай под цифрой 1, остальные внимательно слушают.

Варианты ответов:

1. В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы, Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель - не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением людей?! Даниил Шарм означало бы - Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно.

- Под следующей цифрой прочитает Марина.

2. Ювачев - русская фамилия, а псевдоним звучит по английски. Скажешь, «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.

- Под цифрой 3 прочитает Коля.

3. Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец его тоже писал книги.

- Василиса, прочитай под последней цифрой.

4. Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе Холмс-Хармс.

- Какой из вариантов кажется вам правильным?

- На самом деле, доподленно не известо, почему писатель выбрал своим прозвищем «Хармс», считается, что все эти варианты верны.

- В середине 20-х годов прошлого века Д. Хармс и его друзья - Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий - объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

- С каким произведением мы познакомимся, узнаем после того, как отдохнём.

- Кто хочет провести физминутку?

 - Сейчас я прочитаю вам скороговорку, слушайте внимательно.

Иван Топорышкин пошел на охоту, с ним пудель пошел, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, а пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту, с ним пудель вприпрыжку пошел, как топор. Иван повалился бревном на болото, а пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту, с ним пудель в реке провалился в забор. Иван, как бревно, перепрыгнул болото, а пудель вприпрыжку попал на топор.

- Как бы вы назвали это произведение?

- Это скороговорка.

- Что показалось смешным в скороговорке Д.Хармса «Иван Топорышкин»?

- Кто такой Иван Топорышкин?

- Как называют человека, который ходит на охоту?

- Кто такой пудель?

- Прочитайте первое четверостишие, или строфу.
Скажите, мог произойти на самом деле подобный случай с охотником?

- Как называют вымысел по-другому?

- Прочитайте вторую строфу. Сравните с первой строфой. Что автор изменил?

- Сравните каждую строчку. Стало ли забавнее?

- Можно ли сказать, что вторая строфа – это небылица?

- Читаем третью строфу. 

- Сравниваем каждую строчку. Чем два последних четверостишия отличаются от первого?

- Но уже в первом четверостишии есть забавные нелепицы. Бревно не может сразу провалиться в болото, и пудель не может утонуть, как топор: собаки умеют плавать.
- Можно ли назвать небылицей, нелепицей это стихотворение?

- Почему тогда Хармс называет свое стихотворение скороговоркой?

- Вспомним, что такое скороговорка?

- Скороговорка - жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово скороговорка?

- Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался – чистоговорки. Но, тем не менее изначально скороговорки представляли собой игру.

- Прочитайте вслух еще раз скороговорку и подумайте: какой звук повторяется чаще других?

- Признаки скороговорки есть?

Сл. 4

- Сравните: «Иван, как бревно, провалился в болото» и «Иван провалился бревном на болото». Сделайте вывод.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Устное народное творчество это произведения которые передавали из уст в уста наши предки, называют по - другому - фольклор.

Это значит, что такие произведения передавались из уст в уста: мама рассказывала детям, бабушка - внукам. Каждый рассказывал по-своему, своими словами, поэтому произведения постоянно изменялись.

Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.

Творчество произошло от слова «творить», то есть «создавать, делать».

Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы.

Выполняют речевую разминку.

Слушают учителя.

Читают по цепочке.

Читают, выбирают правильный ответ.

Слушают учителя.

Ребёнок добровольно проводит физминутку, остальные выполняют.

«Иван Торопышкин», это скороговорка.

Все перепутано.

Человек, охотник.

Охотник.

Порода собаки.

Частично.

Лживое сообщение, вранье, небылица.

Иван, как бревно, провалился в болото, а пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту, с ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Второе и третье получаются как «перепутывание» того, что есть в первом.

Да.

Много похожих звуков, трудно произнести.

Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которая быстро проговаривается, шуточная прибаутка.

Сочетания бр - пр повторяются чаще.

Вывод: это и небылица, и скороговорка.

Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).

Использование зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц) – на схеме цветок, дети должны назвать жанры устного народного творчества. Тренировочное упражнение по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Выполняет речевую разминку.

При необходимости сокращение текста.

Совместное произношение сложных предложений.

Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.

И спользование зрительных опор на уроке - фотография Д.И. Хармса.

Тренировочные упражнение по развитию внимания, мыслительных операций - подобрать вариант ответа который, по мнению ребёнка больше всего подходит.

Выполняет физминутку.

Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз.

Прослушивание и чтение скороговорки, анализ, отвечает на вопросы:

Кто такой Иван Топорышкин?

Кто такой пудель?

Мог произойти на самом деле подобный случай с охотником?

Совместное произношение сложных предложений.

Заключительный

- Давайте поучимся произносить скороговорки. Прочитайте их. 

Сл. 5

1. Три сороки - тараторки
    Тараторили на горке.
2. Шесть мышат в шалаше шуршат.

- А теперь вы по памяти, прочитаете эту скороговорку разным тоном:

  • грустно;

  • испуганно;

  • удивленно;

  • cердито;

  • радостно.

Сл. 6

- Найдите у себя на партах правила чтения скороговорки. Ваня, прочитай памятку в слух.

1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
2. Подумай, о чем говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?
4. Прочитай еще раз медленно и плавно.
5. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
6. Читай быстрее и представь себе то, что читаешь.

Сл. 7

- Прочитайте скороговорку на экране: «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь».
- Как вы понимаете эту скороговорку?

- Скороговорки бывают народные и авторские, как и сказки.

- Для чего же нужно читать скороговорки?

- Мы познакомились со стихами Хармса.

- Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи?

- Обеденитесь в группы по 6 человек. Один человек от группы будет корреспондентом, который возьмёт интервью у других ребят. Решите в группе кто это будет, составьте 3 вопроса вместе. 

Например: Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? Что запомнили о писателе?

По очереди читают скороговорки с разной интонацией.

Слушают правила чтения скороговорки.

- Скороговорок очень много.

- Чтобы тренировать речь.

Выбранный ученик из каждой группы задаёт вопрос.

Использование зрительных опор на уроке (картинки:

).

Ребёнок читает скороговорку один раз по памяти как может (без изменений тона голоса).

Проводить совместное произношение сложных слов и предложений.

Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз.

Вместе с ребятами в группе выполняет задание (не является корреспондентом, помогает составлять вопросы).

Рефлексия

Сл. 8

- Оцените свою работу на уроке, посмотрите на экран и продолжите фразу: сегодня я узнал(а)...; у меня получилось...; было трудно...; было интересно...; теперь я умею...

- На этом, наш урок подошёл к концу, досвидания.

Оценивают свою деятельность на занятии.

Оценивает свою деятельность на занятии.

Проводить совместное произношение сложных слов и предложений.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработан конспект к внеурочному занятию по теме "Движение есть жизнь" для учащихся 3 класса и для ученика категории 4.2 Цель занятия: формирование потребности в двигательной активности как одного из средств здорового образа жизни
0 ₽
Презентация Разработан конспект к внеурочному занятию по теме "Нужно ли общение " для учащихся 3 класса и для ученика категории 4.2 Цель занятия: формирование потребности в двигательной активности как одного из средств здорового образа жизни
0 ₽
Разработан конспект к внеурочному занятию по теме "Движение есть жизнь" для учащихся 3 класса и для ученика категории 4.2 Цель занятия: формирование потребности в двигательной активности как одного из средств здорового образа жизни
0 ₽