Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. «Импрессионизм в музыке и живописи.»

«Импрессионизм в музыке и живописи.»

Методическая разработка урока музыки для пятого класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи.» Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Алзамай»

Феоктистова Светлана Михайловна, учитель музыки

Методическая разработка урока музыки для 5 класса

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью

Задачи урока:

Воспитательные:

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию;

Прививать любовь к прекрасному, доброму, вечному;

Развивать эстетический вкус обучающихся.

Обучающие:

Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.

Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке.

Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

Развивающие:

Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся;

Развивать целостность восприятия, фантазию, творческое начало, музыкальный слух, способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

Личностные УУД:

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

РегулятивныеУУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: урок творчества.

Метод: погружения, сравнения.

Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная музыка.

Средства оснащения урока: компьютер,медиа-проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: зрительный материал по импрессионизму, творчеству Клода Моне, М. Равеля, К. Дебюсси, учебник «Искусство. Музыка 5 класс», аудиоприложение mp3 к учебнику, технологическая карта урока.

Вспомогательные материалы: краски, кисточка, листы легко впитываемой бумаги А 4.

Приемы деятельности учащихся - активное слушание, пение, анализ.

Музыкальный материал: М. Равель «Игра воды» (фрагмент), К. Дебюсси «Облака» (фрагмент), песня

Г.Гладкова «Рисуйте-рисуйте», А, Ермолова «Оранжевая песенка», логорифмика «У жирафа».

Предварительная работа: знакомство с правилами написания синквейна, разучивание песни Г.Гладкова «Оранжевая песенка».

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности (орг. момент 1 – 2 минуты)

Учитель приветствует обучающихся и настраивает их на позитивный лад, подбадривает и напоминает, что они хорошо могут работать на уроке и у них все получится.

Учащиеся также приветствуют учителя, настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке.

Определять цель в учебной деятельности с помощью учителя

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 – 5 минут)

Учитель подводит учащихся к тому, что вся тема 2 полугодия связана с изобразительным искусством и музыкой, предлагая путешествие попу на экране появляется названия стилей искусства, начиная с 17 века и заканчивая 20 веком. Нужно понять, что будет являться темой урока.

Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы.

Анализ и синтез, классификация, обобщение.

Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.

Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства.

Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.

3. Постановка учебной задачи (4 – 5 минут)

1 На экране появляется картина художника К.Моне «Впечатление

. Восход солнца».

2.Учитель просит выдвинуть предположение о стиле, в котором написана эта картина.

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся в сфере этого стиля живописи.

4.Подводит итог беседы.

Анализируют стиль художника., выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал).

Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника,

высказывать свое мнение, взаимодейство вать путем взаимопонима ния.

Контролируют правильность ответов своих одноклассников.

Уметь действовать в соответствии с целевой установкой понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассника ми.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

6 -7минут. Знакомство с музыкой в стиле «Импрессионизм»

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что стиль «Импрессионизм» распространяется не только на изобразительное

искусство, а также и на музыку и др. виды искусств. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.

Учащиеся сами формулируют цели и задачи урока, что для изучения новой темы необходимо: знакомство с людьми – художниками, композиторами, их произведениями искусства.

Выявляют сходство и различие и живописных образов, сравнивают, анализируют их.

Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов с музыкой композиторов – импрессионистов.

Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в этих музыкальных фрагментах и что в них разное.

Формируют диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.

Личностно оценивают звучащую на уроке музыку

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности.

5 Первичное закрепление (4 – 5 минут).

Смотрят картины художников _ импрессионистов, слушают музыку, написанную композитора ми - импрессиониста ми и сравнивают её с музыкой композиторов– классиков.

Учащиеся смотрят картины художников – импрессионистов, затем слушают музыку Клода Дебюсси «Диалог ветра с морем» (фраг.) сравнивают её с фрагментом вступления к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсаковам

«Океан – море синее»

.

Анализируют стилевые, темповые, динамические и другие особенности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов с музыкой композиторов – импрессионис

тов. Делают выводы.

Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в стилях этих композиторов.

Формируются вербальные и невербальные средства общения для раскрытия своего отношения к музыке.

Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи и музыки)

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) 4 –5 минут

Работа по карточкам по (группам) раздаётся два вида карточек, на экране по очереди показываются две картины, работа включает в себя вопросы ( два варианта), каждый вариант относится к 1 или 2 шедевру живописи.

Выявляют особенности стиля письма той или иной картины, отвечают на вопросы, поставленные в заданиях – о композиции, цветовой гамме и т. д.

Формируют умение работать с информацией, через конкретно-чувственное сравнение, обобщение и анализ

Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы по карточкам, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению.

Распределение начальных действий. планирование общих способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с заданием

Оценивают и соотносят те образцы живописи, которые надо проанализировать с тем опытом синтеза и анализа, который у учащихся уже имеется.

Умение различать объективную трудность и субъективную сложность поставленной проблемы, способность планировать свою деятельность.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 5 – 6 минут

Просмотр презентации, в которой поэтапно отражены все разделы урока, который включает в себя подготовку к выбору одного из вариантов домашнего задания. Звучит музыка, на основе которой будут даны варианты дом .задания («Лунный свет» Клода Дебюсси) Три варианта Д/З появл. на экране в конце презентации.

Исследуют и выявляют закономерности появления нового стиля в искусстве, выявляют общие черты, сопоставляют особенности живописи и музыки в стиле импрессионизма.

Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.

Применяют словарь эмоций во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране.

Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и изобразительно го искусства.

Умение планировать работу до её начала, т.е выбор своего варианта домашнего задания. Умение оценить задание и свои возможности.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2 – 3 минуты

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали.

Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодействовали на различных этапах урока.

Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Умение адекватно воспринимать как твои действия оценивает учитель и сверстники.

9. Исполнение песни «Замыкая круг» комп. Криса Кельми.» (2-3 мин.)

Участвовали в совместном исполнении выученной и любимой песни.

Взаимопонимание, коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих.

Ход урока:

Стадия

Раздел урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вызов

Организация начала урока.

Приветствие, настрой.

Можем ли мы услышать живопись или увидеть музыку? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы, но для начала, ответьте – Вы любите путешествовать?

Приветствие, готовность к уроку.

Ответ учителю.

Ознакомление с темой.

Видеоряд из известных картин художников-импрессионистов, в сопровождении музыки Равеля «Игра воды».

Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного (значение терминов портрет, пейзаж, натюрморт), постепенное погружение в тему урока

2. (Слайд2).

Хоровое исполнение песни Г. Гладкова «О картинах»

Отражениепроблемы.

Мотивация, изложение проблемы

Мы с вами вспомнили, как называются основные

жанры живописи, но я знаю очень интересную

историю. Называется она- «Тайна лондонского

тумана». (Слайд 3)

Однажды в Англию приехал французский

художник Клод Моне, которому очень хотелось

поближе познакомиться с этой страной, и,

конечно, запечатлеть на холсте ее красоты,

культурные шедевры и природу в различное время

суток. В Лондоне он увидел прекрасное здание - известный собор Святого Петра, в котором похоронено много знаменитых ученых и писателей.

Пораженный его красотой, художник решил

нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное,

как ему казалось место и начал работать. А

происходило все в туманный день, ведь Лондон

известен всему миру как город туманов. (Слайд 4)

В тот момент, когда творил художник, туман был

очень густой, что едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине

постарался передать это явление. Когда картина

была закончена, он показал ее на выставке.

Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал какой-то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый

ребенок знает, что туман серый»

А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд5)

Анализируют информацию,

Отвечают на поставленный вопрос

Расшире-ние опыта.

Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её.

В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайд7, 8) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.

1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?

2)Есть ли четкие контуры?

3) Какая цветовая палитра является основной?

4) Место действия всех картин?

5) Тематика картин?

Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой, как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите. (слайд 9)

Составление кластера в тетради, обмен мнениями в парах, проверка на экране, коррекция с учетом изучения справочного материала

Ос-мыс-ление

Свободное о бсуждение.

Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке

По названию одной из увиденных вами картин, художников стали называть импрессионистами. Как вы думаете, что это за картина? Почему вы так решили? (слайд 10

Обучающиеся участвуют в общем обсуждении.

Первичная проверка понимания

Создать условия для творчества,

развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Памятка его написания на экране (Слайд11) Тема-Импрессионизм.

Напоминает правила написания синквейна. Выслушивает и оценивает результаты написания.

. Написание синквейна. Индивидуальная работа.

Презентация синквейнов.

Обновле-ние представлений.

Используя полученные знания, применить их в нестандартной ситуации

Обобщить полученные результаты исследования.

А теперь мы переходим к следующему этапу нашей работы. (Работа по рядам) Картины многих импрессионистов называют музыкальными. И мы сейчас постараемся услышать музыку картин Клода Моне.1 и 3 ряд «Озвучивают» картину «Тополя на Эпте», а 2 ряд - «Тополя в солнечном свете». Для этого нужно заполнить таблицу (Слайд 12)

А теперь, на основе вашей творческой работы, постарайтесь дать определение понятия музыкальная живопись. (слайд 13)

Работа в группах. Заполнение технологических карт звуковой анализ полотна.

Презентация работ и обмен мнениями.

Закрепле-ние знаний и способов действий.

Развивать целостность восприятия. Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения,

развивать фантазию и творческое начало

Поменяем род наших занятий и попробуем выступить в роли художников. Сейчас мы послушаем фрагмент из симфонической сюиты Клода Дебюсси. Я заранее не буду говорить название - постарайтесь найти свои варианты. Перед вами лежат краски, кисточка и плитка. По мере прослушивания произведения, выбирайте цвета, отражающие суть и характер музыки. Наносите краски брызгами на плитку.

(слайд14) Прослушивание фрагмента» Диалог ветра с морем».

А теперь возьмите в руки бумагу и промокните вашу плитку. У вас получилась цветовая палитра ваших слуховых впечатлений.

Слуховое восприятие музыки, воплощение в цвете своих впечатлений

Презентация своих работ и мнений о названии.

Расшире-ние опыта.

Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке.

Музыкальный импрессионизм возник несколько позже на почве, подготовленной живописью. (слайд 15). В прослушанном вами произведении «Диалог ветра с морем», Клод Дебюсси в своей оркестровой палитре добился эффекта переливания красок без смешения тембров.

(слайд16) Основной темой творчества импрессионистов стали картины природы, причем сиюминутное ее восприятие. Важным было показать движение воздуха, всплеск воды, игру света и тени. Посмотрите видеозарисовку картин природы под музыку Клода Дебюсси «Лунный свет».

Анализируют картины, ищут проявление импрессионизма в видеозарисовке

Презента-ция мнений и гипотез.

А теперь, на основе справочного материала и ваших впечатлений, сделайте вывод, что общего между импрессионистами: художниками и композиторами.

Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией.

Какую же музыку можно назвать живописной? (слайд 17)

Работают со справочным материалом, делают выводы об основных средствах выразительности импрессионизма в живописи и музыки

Реф-лек-сия.

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.

Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что он на самом деле был розовый. Лондон- город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом, придает ему красную окраску.

Теперь давайте вспомним выразительные средства живописи (слайд 18)

Каковы выразительные средства музыки? (слайд 19)

Попробуем провести параллели между выразительными средствами в живописи и музыке. (слайд20, 21)

В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет, колорит. А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов? - Гармония.

В заключении, давайте исполним песню композитора Александра Ермолова «Волшебный мир искусства» (слайд 22-27)

Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с этими словами.

Домашнее задание: подобрать литературное произведение, созвучное с музыкой Дебюсси «Лунный свет».

Обобщают полученные представления, отвечают на вопросы учителя

Сравнивают черты импрессионизма в живописи с музыки, делают выводы

Исполняют хором песню

Используемая литература и интернет – ресурсы:

http://ermolov.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

www.impressionism.ru/

www.arthistory.ru/impressionism.htm

1.Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

2. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. - Искусство,

Ленинградское отделение, 1969.

3. Власов В. Г. “Cтили в искусстве.” Спб., “Лита”. 1998г.

4. Ревалд Д. “История импрессионизма”. М., “Республика.”

1997г.

5. Хилл Я. Б. “Импрессионизм. Новые пути в искусстве.” М.,

“Арт-Родник”.1995г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Современному ребенку важно обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; - способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом.
0 ₽
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека. В данной работе предлагаются примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках музыки, которые помогут развивать духовный мир ребёнка, определять музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни подрастающего поколения.
0 ₽
Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты). Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.
0 ₽