МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска
Иванова Анжелика Семеновна,
директор МБОУ ДО ДДиЮ № 2
Королева Людмила Александровна,
ПДО изостудии «Рисуаль»
«Искусство готики»
Методическая разработка занятия по изодеятельности
для обучающихся 7-13 лет
«Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость»
- так говорил о готике Н.В. Гоголь.
Слово «готика» происходит от названия германского племени готов. Слово «готика» было почти ругательным и означало «непривычный» или «варварский». Первые готические здания, хотя и были непривычными, но вызывали лишь восхищение. Чем же отличаются эти средневековые постройки?
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на местность современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Великобритании. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Готический стиль называют величественным и пугающим: карнизы и каменные стены украшают страшные горгульи и химеры. Считалось, что эти безобразные существа представляют собой все человеческие грехи и своим видом отпугивают злых духов. А значит, добрым людям бояться их не стоит.
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Наиболее известные памятники готического стиля: Собор Парижской Богоматери (Франция), Кёльнский собор (Германия), Собор Вестминстерского аббатства (Англия), Собор святого Вита (Чехия), Миланский собор, Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Италия), Севильский кафедральный собор (Испания).
Методическая разработка «Искусство готики» нацелена на погружение обучающихся 7-13 лет в исторический художественный стиль, господствовавший в период позднего средневековья в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.
Цель: изучить особенности готического стиля, рассмотреть лучшие образцы витражей и узнать историю их создания.
Задачи:
- познакомить обучающихся с готическим стилем в искусстве;
- познакомить обучающихся с искусством витража и техникой его выполнения;
- сформировать мотивацию к знаниям о мировом искусстве.
План проведения
Беседа-диалог «Искусство готики».
Практическое задание «Нарисовать эскиз витража».
Творческое задание «Раскрасить витраж».
Рефлексия
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А3, вода, палитра, краски гуашевые, большие кисти (белка или пони), карандаш простой, черный маркер.
Ход занятия
Беседа-диалог «Византийское искусство»
Вопросы для обсуждения:
- что такое витраж? (Витраж - это рисунок, который складывали из цветных кусочков стекла. Чтобы сложить витраж, стекло разрезали на куски нужной формы, окрашивали и запекали в печи, чтобы краска закрепилась на стекле. Стекла собирали в единую картину с помощью свинцовой пластины и вставляли в оконную раму. Мозаика из разноцветных стекол заливает храм красными, синими, зелеными, фиолетовыми лучами, пускает цветные зайчики, напоминающие драгоценные камни, по полу и сводам, алтарям и скульптурам).
- какие основные цвета готических витражей?(Пять основных цветов витражного стекла: желтый шафран, красный пурпур, зеленый, голубой и фиолетовый. Сложно было не только обеспечить равномерную окраску всей стекольной массы, но и повлиять на ее интенсивность. Так, красный и зеленый цвета встречаются чаще всего как полутона, а синий, напротив, издавна известен в самых разных градациях- от бледно-голубого до цвета ночного неба).
- кто были первыми мастерами витражей? (первыми мастерами витража, были монахи-живописцы, которые «во славу Божью» украшали росписями стены своего и ближайших храмов или страницы рукописей. С ростом популярности витражного искусства витражного искусства в монастырях постепенно складывались постоянные группы мастеров, занятых исключительно изготовлением цветных окон. Позднее с увеличением спроса на витражи монастырские артели начали путешествовать, выполняя заказы в различных местах, а в бурно развивающихся городах стали возникать собственные витражные мастерские).
- какие сюжеты использовались в готических витражах? (С появлением витража идея Божественного света нашла себе совершенную форму воплощения. Священные истины, которые должны были доносить до верующих церковные изображения – «Библия для неграмотных», превратились в картины, написанные самим светом. Витраж рассказывал человеку о важных для него вещах без слов. Витраж служил и календарем с обозначением праздников и сезонных сельскохозяйственных работ, и даже учебником по истории и географи).
- как читать витражи? (Витражи исполняли роль книги в картинках для тех, кто не владел грамотой. У этих книг даже существовали свои правила чтения: витражи разглядывали снизу вверх, слева направо. Иногда картинки располагали не построчно, а в порядке, напоминающем движение пахаря за плугом, в который впряжен бык. Слева направо, затем справа налево и опять слева направо. В честь запряженного быка такой порядок и получил название бустрофедом (от греческого слова «бык» «поворачивать»).
-кто жертвовал средства для строительства витражей? (Чтобы изготовить витраж, требовались средства, процесс был очень дорогим. Поэтому в нижней части витражных окон иногда можно увидеть изображения жертвователей – богатых людей или целой гильдии пекарей, сапожников, водоносов, кузнецов, виноделов, хлебопеков, ткачей и трактирщиков. Все они щедро жертвовали деньги на строительство и украшение храма и почитали за особую честь увековечить себя в светоносных витражах).
Витраж из Шартрского собора. Пророк Моисей разговаривает с Богом, явившимся ему в несгорающем терновом кустеХотя в тексте Книги Исход сказано, что «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога», здесь пророк прямо глядит на Всевышнего. В нижнем сегменте изображены булочники, которые преподнесли храму этот витраж. | |
Витраж с историей ветхозаветного Иосифа из Шартрского собора В стоящем на острие квадрате изображено начало истории ветхозаветного праотца Иосифа, проданного братьями в рабство: от того момента, когда он видит сон («вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне…»), за который завистливые братья возненавидели его еще больше, до того, как они сбрасывают его в колодец. В двух верхних полукружиях братья продают Иосифа купцам и приносят своему отцу Иакову его одежду, вымазанную козлиной кровью, чтобы тот поверил, будто младшего сына растерзали дикие звери. В двух нижних полукружиях — менялы, пожертвовавшие собору этот витраж. |
- что такое готическая роза? (в центре собора часто располагалось большое круглое окно с резным каменным переплетом, похожее на цветок. Это и есть готическая роза. Такие круглые окна были в соборах и раньше, но именно в Средние века они распространились по всей Европе. Но почему же эта роза не похожа на обычную розу, лепестки которой закручиваются в спираль? Ответ прост: в то время английской розой называли шиповник. Цветок шиповника симметричен и имеет выраженный центр, поэтому конструкция окна не похожа на розу, к которой мы привыкли. Если ты взглянешь на такое окно снаружи, то увидишь лишь красивый узор. Но все измениться, стоит посмотреть на него изнутри собора. Витраж похож на пазл, собранный из кусочков цветного стекла. Но если присмотреться, понимаешь, что это не просто узоры, а библейские истории. В центре готической розы находиться фигура Христа или Девы Марии. Вокруг, на лепестках, словно в комиксе, изображены события их жизни. Иногда лепестки украшают изображения растений и животных. С течением времени готические розы менялись: сначала они были небольшими, позже их делали все крупнее и крупнее. Существуют даже окна – розы высотой с трехэтажный дом! По розе можно определить примерный возраст собора: чем меньше окно и проще узор – тем старше собор. А вот розы с необычными лепестками, напоминающими языки пламени (эту форму еще называют «рыбий пузырь»), самые молодые. Они появились на готических соборах последними и даже подарили название особому стилю архитектуры – пламенеющая готика.)
Северная роза Шартрского собора Северная роза посвящена Богоматери и боговоплощению, поэтому в ней изображены предшественники и предвозвестники Мессии. | |
Западная роза Шартрского собора. Старейшая роза собора, расположенная над западным («королевским») порталом, достигает в диаметре 13,5 метра. Ее сюжет — Страшный суд, поэтому в центре, в главном «оке» (его охват — 2,6 метра), которое напоминает всю розу в миниатюре, восседает Судия — Христос. |
Педагог предлагает посмотреть видео «История искусств вместе с Хрюшей - Витражи»
и самостоятельно закрепить материал.
2. Практическое задание «Нарисовать эскиз витража».
Обучающимся предлагается:
- подготовить материалы и инструменты: листы бумаги формата А3, вода, палитра, краски гуашевые, большие кисти (белка или пони), черный маркер.
- сочинить свой витраж и нарисовать его простым карандашом;
- обвести весь рисунок черным маркером по контуру карандашного рисунка;
- добавить или уточнить детали.
3. Творческое задание «Раскрасить витраж».
- закрасить весь рисунок при помощи гуаши;
- тонко кистью можно проработать детали;
- в конце черный контур можно поправить маркером, если он закрасился в процессе работы цветом.
Мы придумали и нарисовали красивые витражи.
Рефлексия
Педагог предлагает обучающимся рассмотреть свои работы и ответить на вопросы:
- Что вы узнали на занятии?
- Что такое витраж?
- Что такое готическая роза?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что вызвало трудности?
Наследникова Алиса 10 лет | Шевченко Ева 9 лет |
Дозорцева Вика 9 лет | Кукарцева Рада 6 лет |
Поздеева Ангелина 12 лет | Байкова Арина 10 лет |
Список литературы:
Блиновская Катерина. Открой окно. – М. : Абраказябра, 2022
Брошар Филип. Средневековье. Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 1999 г.
Джейн Бинхгхэм. Всемирная история. Средневековый мир. Москва. «РОСМЭН» 1999
Доминик Жоли. Средние века. Энциклопедия. Москва «Махаон», 2007 г.
Вольфганг Тарновски. Рыцари. Москва «Мир книги», 2007
Кристофер Грэвет. Большая книга рыцарей. Москва. ООО «Издательство «Эксмо»»,2008
Детская энциклопедия. Академия педагогических наук СССР. Том 8. Второе издание. Издательство «Просвещение» Москва 1967.
Салимова О.А. . Моя первая книга об искусстве. ООО «Издательство «Эксмо»». Москва, 2013
Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия/ М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2004 г.
Полякова Ю.Ю. В мире прекрасного. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2006. – 128с.- (Я познаю мир).
Фотоальбом. Стекло и глина. /главный редактор Журавлев Андрей. ООО «Бук Хаус» - М. 2006
Используемые Интернет-ресурсы
https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh
https://portal.azertag.az/ru/node/2817
https://www.youtube.com/watch?v=nhlDDjr4_rI
.