Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
2 слайд
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, декоративно-прикладном творчестве), обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей.
В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных приёмов изображения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений учащихся о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом.
3 слайд
Нетрадиционные изобразительные техники это эффективное средство изображения, включающее новые художественно выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционные техники рисования. Описание.
Материалы:листы бумаги с контурными изображениями, гуашь, пальчиковые краски, баночки с водой, пластиковые тарелочки, влажные салфетки, штемпельные подушечки.
Инструменты: беличьи кисточки №1,3, широкие кисти, штампы фабричные или самодельные (из ластика, картофеля, пенопласта и т.п.), клубочки ниток разного размера, кусочки смятой бумаги, пробки, засушенные небольшие листья с разных деревьев.
1«Пальчиковая живопись».
Цель:обучение приемам «пальцевой живописи»; развитие зрительно-двигательной координации; формирование умений адекватно относится к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подражать действиям педагога; принимать помощь с его стороны.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, «так-так-так», «кап-кап-кап» и др.).
2 Рисование ладошками
Материалы:
широкие блюдечки с гуашью,
кисть,
плотная бумага любого цвета,
листы большого формата,
салфетки.
Способ получения изображения:
Опускаем в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Детали дорисовываем.
3. Ватные палочки
Материалы:
Лист бумаги формат А4
Стакан воды
Ватные палочки
Акварельные краски или гуашь
Способ получения изображения:
Рисуем ватными палочками по заранее нанесённому рисунку или придумываем образ в процессе рисования. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.
4.Рисование поролоном
Цель: помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой; развивать творческое воображение детей,
создавать условия для развития творческих способностей.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: кусочки поролоновой губки, стаканчик с водой, мисочка с
гуашью, лист бумаги, трафарет, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
5.«Кляксография».
Цель: обучение приемам техники «кляксография»; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля, воображения; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; формирование умения воспринимать и создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: хорошо разбавленной краской на листе бумаги ставятся кляксы, затем кистью или пальцем дорисовывается образ, который увидел в кляксе ребенок.
6.«Оттиск» засушенными листьями.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» засушенными листьями; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии, сочетать традиционную технику рисования (прием «примакивание») с нетрадиционными способами изображения, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на засушенный лист (опустить его в тарелочку с краской или аккуратно с помощью кисти нанести краску на одну из его сторон), наметить на бумаге место для отпечатка, приложить намазанную поверхность засушенного листа, слегка прижать.
7. «Фроттаж»
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
Вся техника заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью или восковыми мелками. Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы, найденные и подобранные вами, которые будут интересно смотреться на бумаге и дополнять ваш рисунок.
Рифленой поверхностью может быть обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, обои, терка для овощей, доска от мозаики, детали конструктора и все, что попадется под руку. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен.
8. Восковые карандаши и акварель
Цель: познакомить со смешанной техникой; обогатить способы выразительности рисунка.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые карандаши или кусочек свечи, плотная белая бумага,
акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами или кусочком свечи на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Акварельные краски скатываются с контуров, нанесенных мелками, образуя светлые пятна на бумаге. Рекомендуется не использовать темные цвета при работе с восковыми мелками.
9. «Оттиск» штампом.
Цель:обучение приемам техники «оттиск» штампом; формирование умений подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву штампа, опустив ее в тарелочку с краской, или с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать.
10«Оттиск» клубком ниток, кусочком смятой бумаги.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» клубком ниток, смятой бумагой; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации; накопление активного и пассивного словарного запаса.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на клубок ниток, прижав его к штемпельной подушечке с краской, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.
«Оттиск» пробкой.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» пробкой; формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.
Описание осваиваемого приема: нанести краскуна подошву пробки, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность пробки к листу бумаги, слегка прижать.
12. Каплеграфия
Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге.
Задания постепенно усложняются и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. На занятии ребенок активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
13. «Пуантилизм».
Цель:обучение приемам техники «пуантилизм» (от фр.point - точка); формирование умений наносить точки ватной палочкой (пальцем), удерживая палочку вертикально поверхности листа бумаги; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: эта техника основана на законе смешения, слияния цветов маленьких разноцветных точек. Точки могут быть очень мелкими, а могут быть крупными, как отдельные мазки или отпечатки (например, отпечаток ладони).
14..«Знакомая форма – новый образ». Ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.
15.Рисование нитью
Материалы:
Лист бумаги формат А4
Стакан воды
Нитки
Гуашь
Способ получения изображения:
Согните и разогните лист белого картона. Окуните толстую шерстяную нитку в краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Дорисуйте детали.
Каждая жизнь — это картина. Родители дают холст, судьба — рамку, общество — краски, ну, а рисовать приходится нам самим.
© Тарас Миллер 1
https://www.inpearls.ru/