Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Классный час "И будет помнить вся Россия..."

Классный час "И будет помнить вся Россия..."

Классный час, посвящённый Дню воинской славы России (Бородинское сражение). Вступительная беседа проводит классный руководитель.Информационный блок распределён между историками, репортёрами, искусствоведами, которые проводят проектно-исследовательскую работу по заданным темам. Оформляют свои исследования в виде проектов. Готовятся к защите своих проектов. Пользуются всевозможными источниками: энциклопедиями, книгами, фотоальбомами, Интернетом. Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или школьных выставках по нравственно-патриотической тематике. Защита проектов проходит на фоне презентации о военно-исторических событиях 1812. Защита проектов проходит на фоне презентации о военно-исторических событиях 1812. Анализируют события, учатся различать добро и зло. Рассматривают важные моменты данной войны, выходят на обсуждение вопроса: «Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны?» Подведение итогов.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Классный час, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года (Бородинское сражение,7 сентября)

«И будет помнить вся Россия»

Данное внеклассное мероприятие проводится для выработки собственных взглядов, суждений, оценок и поступков у учащихся.  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений.

Цель: исследование и знакомство с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Задачи:

  • Изучить литературу, которая знакомит с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время. 

  • Способствовать умению чувствовать, сопереживать.

  • Формировать умение слушать и слышать окружающих.

  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы:

Выставка книг, посвящённые Отечественной войне 1812г., энциклопедии, музыка С. Прокофьева «Война и мир», компьютерная презентация «И будет помнить вся Россия» (Приложение 1), книги М.Ю. Лермонтова «Бородино», песочные часы, шаблоны песочных часов.

Форма:проектно -исследовательская деятельность

Подготовительная работа с детьми:

- а) класс делится на группы , и каждая группа получает своё задание.

- архивариусам – записать на лист ватмана все даты, связанные с Отечественной войной 1812г.,

- репортёрам – представить репортаж из прошлого, прокомментировать события битвы.

- историкам – исследовать биографии двух полководцев: Кутузова М. и Наполеона.

- искусствоведам – выяснить какие произведения посвящены Отечественной войне 1812г.

Исследование по темам

  • Ребята работают в группах (по 4-5 человек) по темам,  выявленным в ходе обсуждения.

  • Оформляют свои исследования в виде проектов.

  • Готовятся к защите своих проектов.Пользуются всевозможными источниками: энциклопедиями, книгами, фотоальбомами, Интернетом.Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или школьных выставках по нравственно-патриотической тематике.

Оформление:

Картинная галерея И. И. Пчелко « М. И. Кутузов под Бородином», иллюстрации с изображением солдат русской и французской армии 1812г., портреты Наполеона, Кутузова М., картины Верещагина В. «На большой дороге. Отступление. Бегство», «В атаку», «Не замай, дай подойти!»

На доске записать: даты.

Начало битвы: русские -112 тыс. войска и 640 орудий,

французы -130 тыс. войска и 587 орудий.

Потери: русские – 44 тыс.,

французы -50 тыс.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Обсуждение картины И. И. Пчелко М. И. Кутузов под Бородином

III. Защита проектов

* Битва гигантов

* Репортаж с поля боя

IV. Конкурс «Перестрелка».

V. Подведение итогов

Ход классного часа

На экране высвечивается 1 слайд презентации (Приложение 1 тема: «И будет помнить вся Россия».  

Фоном звучит музыка С. Прокофьева «Война и мир».

I. Вступительная беседа.

Учитель:У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – этомудрые волшебницы, которыеумеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие  будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее. Нам предстоит ответить на вопрос: « Почему человек без прошлого, не имеет будущего?»

Дети передают часы, тот к кому в руки они попали, рассуждает, высказывает свое мнение и отвечает на вопросы ровесников.

II. Обсуждение картины И. И. Пчелко М. И. Кутузов под Бородином 1 слайд, вопросы – 2 слайд.

На доску вывешивается картина, но название закрывается.

Учитель:Что странного и необычного в этой картине?

Ученики:рассуждают, все высказывания записываются на доске.

После обсуждения, учитель вместе с детьми анализирует ответы. «Странности» помогают обозначить темы для дальнейшего исследования.

Темы:

  1. Война – это…

  2. Биографии двух полководцев: Кутузова М. и Наполеона.

  3. Репортаж с мест событий.

  4. Художественные и музыкальные произведения, посвященные этому событию.

Учитель:Как вы думаете, какое название может быть у этой картины? Как она может быть связана с настоящим? Почему?  

III. Защита проектов

* Битва гигантов (учитель)

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, Кутузов и Наполеон)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812 года?

(Ответы учащихся)

  • Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

  • Франция переживала подъем.

  • В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

  • В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

  • Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

  • Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

  • А Россия была отсталой страной.

  • Только по территории можно было назвать ее великой.

  • Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

  • В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

  • Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

Наполеон и Кутузов – анкеты полководцев

Классный руководитель: Представим себе, что и Наполеону, и Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

Слайд 3 (Сообщение ученика)

Наполеон: Я Наполеон Бонапарт. Мне 43 года. Я родился в семье мелкого корсиканского дворянина. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование – все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет – императором Франции.

Для меня солдаты – и свои, и чужие – это пешки на шахматной доске. Я никогда не жалел о погибших. Мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но, тем не менее, я никогда не сожалел о погибших.

Я стремился к мировому господству, упивался своей славой. Я говорил: «Еще три года, и я господин всего света».

Слайд 4 (Сообщение ученика)

Кутузов:Я Михаил Илларионович Кутузов, мне 67 лет. Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Я окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Я всегда берег солдат, поэтому предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение дал потому, что этого ждала русская армия. И Москву я отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат.

К власти и чинам я никогда не стремился. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца.

* Репортаж с поля боя

Слайд 6 (ученик)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут,

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Классный руководитель: Бородинское поле, 120 км от Москвы. Здесь в августе 1812 года выстроились две армии. Силы были приблизительно равными: русские – 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы – 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 года, когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения.

Слайд 7 (учащийся)

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Багратионовы флеши (сообщение ученика)

Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Наполеон действовал по привычной схеме. Он решил, что самое слабое место у русских – левый фланг, поэтому главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон приказал стрелять по позициям русских, потом послал в атаку лучшие свои дивизии. И стал ждать вестей о победе. Вместо этого прискакал гонец с просьбой подкрепления.

Слайд 8

Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флешей свои русские полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длились целый час. Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Командование принял другой генерал, и бой продолжался. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

Слайд 9

Батарея Раевского (сообщение ученика)

Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. В центре поля был высокий холм, который назывался Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

(ученица)

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнуло перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более 2 метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Николай Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Лишь один раз они отступили и сдали высоту, но потом вновь отбили ее у французов. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления. Почти все защитники батареи Раевского погибли.

Слайд 10 (ученик)

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Ночь после битвы (сообщение учащихся)

Бой продолжался до самой ночи. Но даже усиленная французская канонада не смогла прорвать оборону русского войска. Уменьшенное наполовину, оно стояло также грозно, как и в начале сражения. И это вызывало чувство ужаса у французов. Впервые в своей жизни Наполеон не разбил противника и не продвинулся со своим войском вперед. Он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

После боя Бородинское поле представляло собой жуткое зрелище – все были потрясены и подавлены количеством убитых и раненых. Потери в обеих армиях составляли примерно половину войск. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Слайд 11

Наполеон потом так скажет об этом сражении: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

Слайд 12

Классный руководитель: Итак, что же принесла эта битва Наполеону – победу или поражение? Что ждет его армию в этой загадочной северной стране? Когда 2 сентября французы начали входить в Москву, Император остановился на Поклонной горе, дожидаясь делегации жителей с ключами от древней столицы. Но, как известно, не дождался. «Москва, - как вспоминал адъютант императора, - оставалась мрачной, безмолвной и как бы безжизненной…» Помните строки А.С.Пушкина?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Слайд 13 (учащийся)

Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома. В Москве запылают пожары. Французская армия превратится в сброд.

Наполеон будет предлагать Кутузову перемирие, но не получит ответа. Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину. Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади. Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами. На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны. По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

Слайд 14

Классный руководитель: Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обычным русским мужикам. Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей – это все, что осталось от 600-тысячной армии. Против него восстанут все завоеванные им народы. Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Анализируют события, учатся различать добро и зло. Рассматривают важные моменты данной войны, выходят на обсуждение вопроса: «Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны?».

IV.Конкурс «Перестрелка».

  1. Кто был императором России во время Отечественной войны 1812 года? (Александр I)

  2. Какое подразделение русской армии обороняло Курганную высоту в начале Бородинского сражения? (Батарея Раевского)

  3. Войска какого генерала защищали укрепление флеши на Бородинском поле? (П. Багратиона)

  4. Поэт-партизан, лихой гусар, инициатор партизанского движения в Отечественной войне 1812 года?(Д. Давыдов)

  5. «Кавалер-девица», «русская амазонка» - так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как ее звали? (Надежда Андреевна Дурова)

  6. В каком произведении М. Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (стихотворение «Бородино»)

  7. В каком произведении Л. Толстого подробно рассказывается о войне 1812 года? (Роман «Война и мир»)

V. Подведение итогов

Ребятам раздаются шаблоны песочных часов, на нижней части часов учащиеся пишут, почему нужно помнить и знать свое прошлое, на верхней части пишут пожелания для следующих поколений, а на пересечении: « Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны».

Ученики:вывешивают «часы» на доску, зачитывают свои пожелания.

Литература

1. Лермонтов М.Ю. «Бородино» М.- «Просвещение» 1967 г.

2. БСЭ «Советская энциклопедия» 1971 г.

3. П.Н. Зырянов «История России» М.- «Просвещение» 1994 г.

4. Пунский В.О., Юдовская А.Я «Новая история» М.-«Просвещение» 1994

  1. Детская энциклопедия М.- «Просвещение» 1967 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Название мастер-класса: Жители города «Паст Симпл» Класс: 4 класс Тема: Простое прошедшее время Технологии: игровая технология, проектно – исследовательская технология, истоковские технологии Цель: обобщение и систематизация знаний изученного материала по теме «Прошедшее простое время» и проверки уровня достижения учащихся. Образовательные задачи: • Активизировать грамматический навык употребления простого прошедшего времени в диалогической и монологической речи Развивающие задачи: • Развивать внимание, память, выразительность речи, языковую догадку Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к познанию английской грамматики • продолжать формировать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия. Тип урока: комплексное применение знаний и умений (обобщение и систематизация знаний и умений)
0 ₽
Актуальность Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. Современный урок иностранного языка в начальной школе должен ориентироваться на взаимодействие учащихся и учителя, а также на взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, за счёт смены видов активности: учебной речевой на учебно-игровую, интеллектуальную на двигательную, или смены видов учебной речевой деятельности (говорение сменяется чтением или письмом и наоборот). Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребёнка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Данная методическая разработка соответствует требованиям ФГОС, составлена на основе следующих документов: «Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова», «Рабочая программа учителя». Методразработка состоит из конструкта урока, презентации, раздаточного материала, картинок по теме животные. В уроке использовала различные виды работы с использованием УУД. Учащиеся участвуют в Квест – игре. В ходе квеста учащиеся должны найти потерянных друзей, используя те подсказки, которые они получают после выполнения задания на каждой станции. Согласно маршруту, проложенному на карте, команда проходит все станции поочередно. За каждую пройденную станцию команда получает картинку с изображением потерянного друга. Побеждает та команда, которая наберет больше всего картинок с изображением животных за выполненные задания. Методическую разработку можно использовать при проведение обобщающего урока и как внеклассное мероприятие. Таким образом, я постаралась создать урок, отвечающий современным ФГОС, при этом интересный учащимся.
0 ₽
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
0 ₽