Слайд 2.
Своё выступление я бы хотела начать с цитаты Н. К. Крупской: «…школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Слайд 3. (1)
Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Но вместе с тем игра является ведущей деятельностью не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Она помогает овладевать учебной деятельностью. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод.
Слайд 3 (2)
Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Она, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт.
Слайд 3 (3)
Дидактические игры являются одной из разновидностей методов обучения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Слайд 4.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Слайд 5,6.
Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фрёбелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.
Слайд 7.
Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:
а) игровой замысел;
б) игровые действия;
в) познавательное содержание или дидактические задачи;
г) оборудование;
д) результаты игры.
Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке.
Правилами определяются порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры.
Ядром дидактической игры является содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, технические средства обучения, дидактический раздаточный материал и др.
Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчет баллов; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат.
Слайд 8.
Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую, приемлемую для учащихся его класса.
На данный момент я преподаю в первом классе и в построении урока использую игры, которые помогают учащимся легко усваивать материал. К созданию игр я подхожу с особой тщательностью, так как они должны в первую очередь привлечь внимание детей, а значит, я должна идти в «ногу со временем»: знать, какие герои мультфильмов наиболее интересны детям в данный момент. Хочу сказать, что я и сама создаю игры и могу использовать какие-то элементы, позаимствованные у коллег. Я состою в педагогическом сообществе, где мы обмениваемся наработками, делимся опытом, в том числе это касается и игр.
Слайд 9.
Для каждого класса разработаны серии игр по всем предметам. Например, на уроках русского языка при изучении темы «Падежи имён существительных» использую несколько вариантов дидактических игр: «Собери пазл» - дети запоминают не только вопросы падежей, но и их предлоги; «Путешествие на острова падежей» - дети отправляются в путешествие для открытия новых островов, которые имеют названия падежей. При изучении темы «Спряжение глаголов» также использую комплекс игр, где дети помогают героям сказок собрать урожай, таким образом ребята зрительно запоминают окончания глаголовI и II спряжений.
Слайд 10,11.
На уроках литературы при изучении букв и звуков использую игру «Город букв»: дети наглядно запоминают характеристику звуков, что в дальнейшем помогает им на уроках русского языка выполнять фонетический разбор слов. Также использую интересный приём, который я позаимствовала из интернет сообщества - это приём «Шесть шляп», немного его преобразила в более удобный для меня вариант. Изготовила карточки, на которых изображены шляпы разных цветов, где каждый цвет имеет своё значение. Ребёнок достаёт из шкатулки карточку и по цвету шляпы выполняет роль, которая ему досталась: высказать отношение к герою, выразить сопереживание, определить плохие качества героя, дать совет герою, продолжить рассказ и т.д.
Слайд 12,13,14.
Например, на уроках математики при изучении состава числа в первом классе я использую дидактическую игру «Помоги фиксикам заселить домики» - это игра на липучках. Сначала ее использую на уроке, а затем дети играют с ней на переменах. Для индивидуальной работы использую «Поезд животных», ребёнок запоминает, каких животных он посадил в вагон, а также какой номер билета был у них. Эти игры помогли моим ученикам изучить состав чисел.
Слайд 15,16.
После изучения состава числа дети переходят к изучению сложения и вычитания чисел в пределах 10. На этом этапе использую, например, игру «Золото Кощея». Дети, решая примеры на сложение и вычитание, определяют, в какой сундук они могут положить эту монету. Эта игра помогла изучить примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Слайд 17.
Далее можно использовать математическое лото. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных предметных картинок, на которых распределены примеры. Из мешочка достаётся бочонок с цифрой, и ребятам необходимо закрыть фишкой тот пример, ответом которого служит эта цифра. Такая игра помогает закрепить полученные знания при изучении данных тем.
Слайд 18.
Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Слайд 19.
Спасибо за внимание!
https://disk.yandex.ru/i/jPb7pRiR2_Dz5Q