Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Методическая разработка «Речевые игры в летний период»

Методическая разработка «Речевые игры в летний период»

Развитие речи, фонематических процессов, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую должны решать ежедневно. Летом много словарной и грамматической работы по темам: «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Лес, луг, поле», «Летние работы в саду»

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая разработка «Речевые игры в летний период»

Развитие речи, фонематических процессов, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую должны решать ежедневно. Летом много словарной и грамматической работы по темам: «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Лес, луг, поле», «Летние работы в саду» и др.

Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми,

транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать,

оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует

объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки

окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест

листьев деревьев, голоса птиц и людей.

В совместных играх с детьми при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте ребенка вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, реплики, главное – вызывать активное речевое общение.

Летом, в жаркий день, можно организовать игры с водой, это возможность для упражнений на развитие речевого дыхания. Пускание в надувном бассейне легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), поддувание на них даст возможность развивать целенаправленную воздушную струю (необходимо для постановки звуков, а также для плавности в речевом высказывании). Аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха. Выдувание мыльных пузырей.

Развитие фонематического восприятия и внимания

Игры, проводимые в группе.  

«Поймай рыбку»

Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: небольшие картинки, на которых с обратной стороны прикреплены кнопки или скрепки, коробка и удочка с магнитом.

Описание игры: дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их. Определяют наличие или отсутствие заданного звука, его место в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто больше наберет очков.

 

 

«Сыщики»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, нахождение заданного звука, среди других.

Описание игры: педагог предлагает детям стать сыщиками. Их задача состоит в том, что они должны будут найти нужный звук среди других звуков. Для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно слушать звуки. Как только они услышат нужный звук, нужно хлопнуть в ладошки.

 Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. В конце определяется самый лучший сыщик.

 

«Самолет »

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: паровоз с тремя вагонами. Вагоны – места звука в слове: начало слова, середина и конец слова; предметные картинки.

Описание игры: педагог раздает детям картинки и предлагает отправиться в путешествие на необычном паровозике. Для того, чтобы правильно занять места в вагонах нужно определить место заданного звука в слове. Дети рассматривают свои картинки, называют их и определяют место звука в слове, затем помещают картинку в кармашки на вагончиках. Затем контролер (педагог) проверяет, правильно ли дети заняли места в поезде.

 

«Найди домик для картинки»

Цель: активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: два домика с окошками, картинки с опорными звуками.

Описание игры: педагог рассказывает детям, что звуки, прогуливаясь, заблудились и не могут найти свои домики. Нужно назвать каждую картинку, определить наличие заданных звуков и поместить в соответствующий домик.

 

«Звенит – жужжит»

Цель: дифференциация звуков з – ж.

Описание игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если в слове слышится звук ш, то говорит «жужжит». Оцениваются и ответы водящего и слова, придуманные детьми.

 

«Хлопки»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени сложности (папа, мам, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трехсложные слова и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.

 

«Угадай слово»

Цель: составление слов с определённым количеством слогов.

Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова» если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать для проверки. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

 

 

«Слова-перевертыши»

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен  отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному,  а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

 

«Соберем урожай»

Цель: автоматизация звука; дифференциация звуков; закрепление лексической темы; определение место звука в слове.

Оборудование: дерево с липучками на кроне (крона меняется в соответствии с временем года), предметные картинки на липучках.

Описание игры: педагог объясняет, что пришла пора собирать урожай с волшебных деревьев. А волшебные они, потому что на них созревают необычные плоды – предметные картинки. Нужно собрать в корзину плоды  с картинками с соответствующим звуком (или двумя опорными звуками в разные корзинки), определить место звука в слове, составить с ним предложение.

Такое дерево можно использовать для закрепления лексических тем, автоматизации звука или дифференциации звуков.

Весной урожай не собираем, а наоборот сажаем.

 

«Украсим елочку» 

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование: елочка с пришитыми пуговицами, предметные картинка на шариках с петельками.

Описание игры: к празднику нужно нарядить елочку необычными игрушками. Нужно повесить на неё только те шарики, в которых есть определенный звук (или картинки определенной темы).

После праздника можно наоборот снимать игрушки с елочки либо с картинками на заданный звук, либо дифференцируемые звуки, либо картинки одной лексической темы. 

 

Развитие физиологического дыхания. 

Игры, проводимые в группе. 

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры: птичек кладут на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что передвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит.

Варианты игры: чья лягушка дальше прыгнет? Чей утенок дальше нырнет? Чья рыбка дальше заплывет?

 

«Надуй игрушку»

Цель: развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т.п.

Описание игры: детям дают резиновые, хорошо промытые  надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.

 

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры: дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города флажками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер (ребенок по команде дует сильнее). Так нужно пригнать свой кораблик к назначенному городу. 

 

Игры, проводимые на улице. 

«Осторожные птицы»

Цель: закрепление представлений по теме «Птицы».

Оборудование: музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т.п.

Описание: педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся  стая стремительно поднимается вверх. «давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.   

 

«Одуванчики»

Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры: во время прогулки педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.

 

«Пузырь»

Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш. Описание игры: дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяют за педагогом:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся большой,

Да не лопайся!

Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга произнося: с-с-с… или ш-ш-ш…, подражая выходящему воздуху. После сигнала «Пузырь лопнул» нужно следить чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит). 

Развитие речевого дыхания. 

Игры, проводимые в группе. 

«Придумай фразу»

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки (из серии «Что мы делаем»).

Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.

 

«Соседи»

Цель: правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование: детские стульчики, бубен.

Описание игры: детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки  и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они называли. Кто ошибся, проигрывает. 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, формирование добрых чувств, уважительного отношения к воинам, защитникам страны. Задачи: - раскрыть творческие возможности воспитанников при помощи стихотворных произведений; - подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
0 ₽
Цель: расширить словарный запас, исторические знания и научить их применять на практике. Задачи: коррекционно-образовательные : - повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; коррекционно-развивающие: - развитие грамматического строя речи, - развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций. - развивать кругозор детей; воспитательные: - - воспитание и развитие личностных компетенций; - воспитывать чувство гордости государственным символам страны.
0 ₽
Одним из видов коррекционной работы для детей с ТНР является деятельность с LEGO- конструктором. У детей с речевой патологией автоматизация звуков происходит качественнее.. Положительно влияя на формирование психических процессов, LEGO-конструирование формирует эмоциональную сферу детей-логопатов, учит мыслить, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
0 ₽