Методическая разработка учителя-логопеда
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ТНР»
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую интегративную, целостно работающую систему. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции.
За что отвечает правое полушарие:
обработка невербальной информации, эмоциональность;
музыкальные и художественные способности;
ориентация в пространстве;
способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
воображение;
отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
логика, память;
абстрактное, аналитическое мышление;
обработка вербальной информации;
анализ информации, делает вывод;
отвечает за правую половину тела.
Работа обоих полушарий очень важна, так как в протекании психических функций принимают участие оба полушария, где каждое выполняет свою роль. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложные деятельности, в которых участвуют как правое, так и левое полушарие.
Базисные, рано формирующиеся функции связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, процессы пространственного гнозиса и праксиса, не связанные с речевой системой.
Левое полушарие «решает» более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием. Несформированность внутренних квазипространственных (логико-грамматических) представлений выражается в сложности понимания логико-грамматических структур в речи, в трудности овладения счетными операциями.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки.
Это подтверждает необходимость использования в коррекционной логопедической работе методик, развивающих межполушарное взаимодействие.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет.
Касаемо темы нашего педагогического совета «Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ОВЗ», рассмотрим, методики развития межполушарногого взаимодействия.
Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это методика обучения счету в уме с использованием специальных счетов – абакуса. Это древний инструмент для счета, состоящий из рамки с вертикальными стержнями и движущимися по ним бусинами. Каждый стержень соответствует определенному разряду числа (единицы, десятки, сотни и т.д.), а каждая бусина имеет свой вес (одна или пять единиц). На абакусе можно выполнять все основные математические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, а также работать с дробями, процентами, корнями и т.д.
Существует несколько видов абакуса: китайский (суаньпань), японский (соробан), русский (счеты) и другие. Чаще всего используется японский соробан, имеющий четыре бусины в нижней части стержня (земные) и одну бусину в верхней части (небесную). Небесная бусина равна пяти земным бусинам. Число обозначается поднятием бусин к горизонтальной линии посередине рамки.
Обучение ментальной арифметике начинается с того, что ребенок учится набирать числовые значения и выполнять простые вычисления, используя указательный и большой палец каждой руки. Затем он переходит к счету без использования инструмента, представляя себе движение бусин.
• Упражнение «Цепочка». Абакус должен стоять ровно перед ребенком. Поочерёдно большими пальцами обеих рук поднимаем «земные» косточки. При этом свободная рука придерживает абакус, чтобы он не скользил. Затем указательным пальцем поочерёдно опускаем все косточки.
• Упражнение «Паровозик». Абакус должен стоять ровно перед ребенком. Большим пальцем поднимаем косточку (сначала по одной, потом по 2, затем по 3 и 4), а указательным - опускаем. Меняем руки, сначала правой, затем левой.
• Упражнение «Братья и друзья». Абакус должен стоять ровно перед ребенком. Верхний ряд бусинок (братья): значение 5 поднимаем указательным пальцем, нижний ряд бусинок (друзья): значение 1 поднимаем большим пальцем.
Таким образом, ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по формированию психомоторных функций, синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, мышления, памяти, речи.
Эйдетические приемы.
Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.
Основные эйдетические методы:
Зрительная прорисовка
Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т.д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя.
Мысленная прорисовка
Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя), показ слайдов с соответствующими картинками и т.д.
Мнемотехника
Мнемотехника – это специальные методики запоминания определенных видов информации. Основным принципом этого метода является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или другое чувственное представление, связывание объектов с уже имеющийся информацией для упрощения ее запоминания.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Использование упражнений требует определенных правил:
Использование упражнений от простого к сложному, увеличивая последовательно количество положений.
Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.
Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела, которые имитируют движения языка и челюсти. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время коррекционной работы, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Этапы разучивания упражнений:
1.Разучивание артикуляционного упражнения без рук (по традиционной методике);
2.После освоения артикуляционного движения подключаем ведущую руку ребенка;
3.Затем отрабатываем движение другой рукой;
4.Отработка движений двумя руками одновременно. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
«Кулачки – ладошки»
Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.
Усложнение:
- одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма;
- ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.
2) «Кулак – кольцо»
Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак-кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы), кулак-кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.
3) «Кастрюлька – крышечка»
Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.
4) «Зайчик – кольцо»
На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
5) «Дом – ёжик – замок»
Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
6) «Гусь-курица-петух»
Гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении; петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
3. Рисование обеими руками
Рисование обеими руками является более сложным заданием для детей с ОВЗ. К нему можно переходить после освоения графических заданий одной рукой. Сначала осваиваются простые графические задания одной рукой. Обучение рисованию обеими руками начинается с простых вертикальных и горизонтальных линий и далее, в зависимости от умений детей, постепенно усложняется.
4. Логоритмика.
Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений развивает взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести коррекционную работу.