Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи»
Методическая разработка занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник»
«Декоративное рисование»
Ангелина Евгеньевна Каримова,
педагог дополнительного образования
2024
Озёрск
Пояснительная записка
Занятие по теме «Декоративное рисование» реализуется в рамках учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Юный художник». Вид деятельности по программе – изобразительная деятельность.
Формат занятия: традиционная.
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический.
Педагогические технологии: технология эмоционального погружения; конструирование; технология творческого сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, информационно – коммуникационная технология.
Роль педагога: обучающая, контролирующая, корректирующая.
Целевые обходы педагога: контроль организации рабочего места, оказание дозированной помощи обучающимся при затруднении, создание ситуации успеха; оценивание результатов обучающихся.
Место проведения: Новогорненский филиал «Дружба» - МБУ ДО «ДТДиМ», кабинет № 15.
Время проведения: 16 сентября
Целевая аудитория: обучающиеся второго года обучения, 7-12 лет
Продолжительность занятия: 1 час 45 минут.
Цель занятия: формирование навыков декоративного рисования, выполнение композиции декоративного пейзажа.
Задачи занятия:
личностные:
-знакомство с декоративным рисованием.
метапредметные:
- развитие умения работы с формами, определять цветовую окраску предметов и распределять цвет в композиции;
развитие творческих способностей;
-развивать фантазию, изобразительные способности, наблюдательность;
-формировать пространственное восприятие, чувство цветовой гармонии.
предметные:
- формирование знаний об особенностях декоративного рисования;
- формирование приёмов композиции (ритм, равновесие и др.).
Методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»; методическая разработка занятия, наглядные материалы, изобразительный ряд.
Материально-техническое оснащение: листы бумаги формата А4 плотностью 200 г/м2, гуашь, стакан-непроливайка, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, тряпочка.
Предполагаемый результат занятия: обучающиеся умеют рисовать декоративный пейзаж.
Конспект занятия:
Организационный этап.
Вступление.
Основной этап.
Сообщение о стилизации, ее принципах.
Демонстрация фотографий, изображений и готовых работ.
Практический этап.
Самостоятельное выполнение задания.
IV. Заключительный этап.
Рефлексия.
Организационный этап.
Вступление.
Добрый день, уважаемые обучающиеся. Сегодня мы с вами знакомимся с новой темой, а точнее разделом, который называется «Декоративное рисование». На занятии вы узнаете об особенностях декоративного рисования, о стилизации и её принципах, приёмах композиции (ритм, равновесие и др.). Давайте проверим готовность к занятию и сможем его начать.
Сегодня для работы вам понадобится лист бумаги, гуашь, кисти, стакан-непроливайка, простой карандаш, ластик, тряпочка.
Отлично!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Сегодня на занятии мы будем рисовать пейзаж, но не простой, а декоративный. Как же его таким сделать мы сейчас и узнаем.
Основной этап.
Сообщение о стилизации, ее принципах.
А сделаем мы это при помощи стилизации. В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображения более выразительными.
Как вы думаете, что же значит слово «стилизация»?
Стилизация – это обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.
В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрией и узорами.
Главной задачей стилизации является достижение максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.
А теперь давайте определим принципы стилизации. Посмотрите на картинку, что вы видите?
На самом деле принципы стилизации таковы:
а) превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции;
б) обобщение формы с изменением абриса (контура);
в) обобщение формы в её границах;
г) обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
Вернемся к пейзажу. Как вы думаете, чем отличается реалистичный пейзаж от декоративного?
В отличии от живописного пейзажа, в декоративном отсутствует воздушная и линейная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.
Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить. В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов, если этого требует замысел художника.
В стилизованном пейзаже цвет используется также как в орнаментах и натюрмортах. Цвет в декоративном пейзаже может соответствовать реальному, либо замыслу автора.
2.1. Демонстрация фотографий, изображений и готовых работ.
Посмотрите на фотографии реальных пейзажей и на декоративные изображения. В чем их особенности? Какие принципы стилизации были применены?
Практический этап.
Самостоятельное выполнение задания.
Сегодня ваша задача – нарисовать интересный декоративный пейзаж, взяв за основу один из ранее увиденных.
После завершения работы мы устроим мини-выставку всех работ. Проведём совместное обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления.
Вы сегодня большие молодцы! Можете убирать свои рабочие места. Наше сегодняшнее занятие подошло к концу.
IV. Заключительный этап.
Рефлексия.
Как называлась тема нашего сегодняшнего занятия?
Что такое стилизация?
Каковы принципы стилизации?
В чем отличие декоративного пейзажа от живописного?
В каком виде пейзажа цвет используется также как в орнаментах и натюрмортах?
Всем спасибо за внимательность, дисциплину и аккуратность! До скорой встречи!