Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 3» г. Курска
Методическое мероприятие
«Конкурс по сольфеджио
среди учащихся вторых классов»
(КВН)
Подготовили и провели преподаватели
методического объединения
теоретических дисциплин
Зимовцева Е.Н.,
Глухова И.А.,
Курск, 22.02.2023 г.
Цель:повысить интерес к предметам сольфеджио и слушание музыки, создание условий для проявления творчества участников, развивающее общение, повышение мотивации к обучению, развитие любознательности.
Задачи:
создать благоприятную психологическую атмосферу для коллективного творчества;
развить внимание, образное мышление;
учиться применять знания, полученные на уроках, в условиях соперничества.
Необходимые атрибуты:
Компьютер;
Шумовые ударные инструменты;
Карточки с баллами для членов жюри;
Эмблемы со знаками «Диез» и «Бемоль» - символы команд;
Карточки с ритмическими рисунками;
Листы бумаги формата А4 с написанными на них ритмическими примерами;
2 маркера;
2 пюпитра;
Микрофоны для пения караоке.
Жюри будет выбирать победителей
Содержание мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей школе настоящий праздник. Вы попадете в удивительную страну КВН, где убедитесь, что скучное сольфеджио может стать самым веселым и интересным развлечением.
Делим ребят на две команды. Выбираем капитанов.
Команда «Диезы» и команда «Бемоли».
(Глухова И.А)Задание 1 . Разминка.
Ведущий задаёт вопросы, отвечает та команда, участник которой первым поднимает руку (за каждый правильный ответ команды получают по одному баллу)
Знак, указывающий на повышение звука на полтона.(Диез)
Начальный неполный такт музыкального произведения.(Затакт)
Знак молчания в музыке.(Пауза)
Строка из 5 горизонтальных линий, служащая для написания нот.(Нотный стан)
Название первой ступени лада (Тоника)
Знак увеличения ноты или паузы наполовину.(Точка)
Знак, отменяющий повышение или понижение звука.(Бекар)
Назовите второе имя скрипичного ключа(Соль)
Звуки выстроились в ряд - получился.(Звукоряд)
Назовите второе имя басового ключа (Фа)
Назовите неустойчивые ступени. (II, IV,VI,VII)
Как называются 1, 3 и 5 ступени лада? (Устойчивые)
Минорный лад с повышенной 7 ступенью. (Гармонический)
Как называются мажор и минор с одинаковыми знаками? (Параллельные)
Одновременное звучание 3 и более звуков.(Аккорд)
Скорость движения в музыке (Темп)
Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца (Скрипичный Ключ)
Знак повторения в музыке. (Реприза)
Задание 2.Ритмическое караоке
Звучит музыка, на экране изображен ритмический рисунок, который нужно прохлопатьпод музыку, проговаривая ритмические слоги.
Задание 3.Ритмический диктант.
На экране написаны 2 ритмических предложения. Одно из них звучит в исполнении ударных инструментов. Нужно выбрать правильный вариант ответа из двух.
Задание 4. Страна интервалов (интерактивная игра)
Вопросник. Каждая команда по очереди отвечает на 5 вопросов:
Созвучие из двух звуков это (интервал
Нижний звук интервала называется (основание)
Верхний звук интервала (вершина)
Интервал, звучащий последовательно (мелодический)
Интервал, звучащий одновременно (гармонический)
Интервал, содержащий ноль тонов (прима)
Какой интервал охватывает два соседних звука (секунда)
Какой интервал охватывает три ступени (терция)
Какой интервал охватывает четыре ступени (кварта)
Какой интервал содержит 0,5 тона (м2)
Нотный стан. Капитаны команд строят по три интервала на интерактивном экране. Жюри предлагает из ч1,ч4,ч5, ч8, б2,б3 от белых клавиш
Состав интервалов
Сколько ступеней содержит названный интервал, и кликни мышкой по нужной цифре
Сколько ступеней охватывает построенный интервал и кликни мышкой по нужной цифре
Какой интервал охватывает указанное количество ступеней, и кликни мышкой по выбранному названию интервала
Определи, как называется построенный интервал и кликни мышкой по его названию
(Глухова И.А) Задание 5. Прочитайте стихи, используя названия нот. Капитаны читают четверостишия, в которых пропущены слоги и вместо них написаны ноты разных октав в скрипичном ключе (за каждое правильно прочитанное стихотворение команда получает 1 балл).
1.Дождик,дождик, Лей сильней.
Выходите все скорей!
Мы гуляем под дождём
Без сандалей, босиком.
На полянке маленький и красивыйдомик,
А живёт в нём добрый и забавный гномик
(Глухова И.А) Задание 6.Решите музыкально-математические примеры. Два пюпитра. На каждом - листки с примерами без ответов (четверть плюс четверть равно и т.д.). Каждая команда «кто быстрее» должна написать правильные ответы (команды получают по одному баллу за каждый правильно решённый пример).
Задание 7. Чтение с листа - караоке.
На экране прыгающий человечек показывает, какую ноту и когда петь. Первый раз песня исполняется по написанной мелодии целиком. Второй раз написана с пропусками, которые дети поют по памяти.
Задание 8 Домашнее задание. Команды исполняют песню сольфеджио, заранее выученную дома.
Наш праздник подошел к концу. Жюри подводит итоги. Победила дружба.
Желаем вам всем творческих успехов и хорошего настроения!