Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. «Могучее царство Шопена»

«Могучее царство Шопена»

Методическая разработка урока музыки для 6 класса Тема урока: «Могучее царство Шопена» Цель: Создание условий для формирования эмоционально – чувственной сферы обучающихся. Основное содер¬жание темы, по¬нятия и термины Фортепианная вальсовая музыка Ф. Шопена. История создания, лирические музыкальные образы в вальсах №6 и №7, характерные особенности музыкального языка, словарь эмоциональных впечатлений, таблица музыкальных образов.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Алзамай»

Феоктистова Светлана Михайловна, учитель музыки

Методическая разработка урока музыки для 6 класса

Тема урока: «Могучее царство Шопена»

Цель: Создание условий для формирования эмоционально – чувственной сферы обучающихся

Задачи:

  1. Формировать умение анализировать музыкальное произведение;

  2. Формировать умение на основании собственных чувств и эмоций создавать образ музыкального произведения;

  3. Развивать умение группового взаимодействия.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Вид урока:урок-исследование.

Методы обучения:проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Технологии обучения:

  • Развивающее обучение:

- Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа)

- Исследовательская деятельность (постановка цели, прохождение этапов исследования, работа с информационными источниками, формулирование выводов)

  • Информационные технологии:

- Использование разных форм информационных источников (Произведения Ф. Шопена «Ноктюрн», «Вальс №7», видеофильм)

- Преобразование информации из одной формы в другую (создание эмоционально – чувственного образа на основании прослушанного музыкального произведения, составление, обобщающего устного высказывания)

Используемые формы организации познавательной деятельностиучащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Планируемые ре­зультаты (пред­метные)

Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его вальсовой музыки (жанровые и стилевые), историю создания вальсов №6 №7.

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании вальсов различные образы, навеянные душевными переживаниями Шопена.

Учащиеся получат возможность научиться:воспринимать музыку романтического стиля, размышлять о музыкальных произведе­ниях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.

Личностные ре­зультаты

Развитие образного мышления, творческого воображения; приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих задач.

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого, исследовательского и поискового характера в различных видах музыкально-твор­ческой дея­тельности; умение строить речевые высказывания, отражающие содержание музы­кальных произведе­ний; оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и зада­чами учебной деятельно­сти; подбирать литературные и живописные иллюстрации к музыкальному образу

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, ува­жать это мнение; представлять результаты групповой работы.

Основное содер­жание темы, по­нятия и термины

Фортепианная вальсовая музыка Ф. Шопена. История создания, лирические музыкальные образы в вальсах №6 и №7, характерные особенности музыкального языка, словарь эмоциональных впечатлений, таблица музыкальных образов.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, видеоролик «Ноктюн» автор С.О.Черныш, созданный с использованием доступных источников Интернет; аудиозапись «Вальс №7» Ф. Шопен, раздаточный материал

Результат:

  • Учащиеся создадут продукт урока – образ музыкального произведения

  • Учащиеся смогут дать ответ на проблемный вопрос

  • Учащиеся приобретут опыт эмоционального переживания музыкального произведения

Конспект урока

Формируемые универсальные учебные действия

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные

Самоопределение: формирование идентичности личности.Смыслообразование: формирование смыслов и мотивов учения.

Метапредметные

Регулятивные:

Способность к мобилизации сил и энергии. Контроль процесса деятельности.

Коммуникативные:

Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю.)Познавательные:

Решение учебной задачи, применение операций анализа, обобщения.

Предметные: определение эпохи по характеру музыкального произведения

  1. Определение темы урока.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке музыки.

Мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть видеофильм, в котором звучит музыка. По звучащей в этом видеофильме музыке, определите:

  • Где и когда звучала эта музыка?

  • Какой инструмент исполняет музыку?

  • Кто автор музыкального произведения или определите эпоху, в которую творил композитор?

  • Каков характер и настроение музыки?

(Просмотр видеоролика «Ноктюн», в котором кадры из фильма «Сумерки», сопровождаются музыкой Ф. Шопена.)

Ученики:

  • Эту музыку мы слышали в известном фильме Сумерки».

  • Музыку исполняет фортепиано.

  • Звучит, вероятно, классическая музыка.

  • Звучит музыка 18-го или 19-го века.

  • Композитором может быть… (перечислят известных композиторов 18-19 веков).

  • Музыка медленная, плавная.

  • Настроение светлой грусти, музыка выражает любовь, романтические чувства.

Учитель: Автор произведения известный польский композитор Фредерик Шопен, который жил двести лет тому назад. Лирическая музыка романтика композитора дополняет образ любви.

Учитель:определите тему нашего урока

Ученики: Романтизм в музыке Ф.Шопена.

Настраивает детей на урок, организует их деятельность.Мотивирует учебную деятельность детей, организует работу с источником информации, организует эвристическую беседу.

Фронтальная работа:

Приветствуют учителя.

Работают с информационным источником: слушают музыку к кинофильму, дают характеристику музыкальных особенностей музыки Ф.Шопена.

Формулируют тему урока.

Личностные

Смыслообразование: умение ставить учебные цели.

Метапредметные

Регулятивные:Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

  1. Проблемная ситуация. Целеполагание.

Учитель: Фильм современный. Музыка Ф. Шопена, который жил и работал почти двести лет назад. Почему музыка к современному фильму взята из творчества классика? Ученики:

- Она дополняет образ любви сложившийся в фильме.

- Как нельзя лучше подходит.

(Дети сталкиваются с проблемой)

Учитель: С одной стороны, музыка написана давно и является классической, с другой стороны, подходит для супер популярного современного фильма. Сформулируйте проблемный вопрос урока.

Ученики:

Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Учитель: Где мы будем искать ответ на этот вопрос?

Ученики: Ответ можно найти только в музыке Ф.Шопена. Мы будем ее исследовать.

(Ученики озвучивают цель, которую они поставили для себя.)

Организует эвристическую беседу, создает условия для эффективного целеполагания: проблемная ситуация, вопросы, помогающие сформулировать цель урока.

Фронтальная работа:

Участвуют в эвристической беседе, формулируют проблемный вопрос урока. Формулируют цель урока.

Личностные

Самоопределение: формирование идентичности личности, формирование внутренней позиции.Смыслообразование: понимание смысла учебной деятельности.

Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные

Регулятивные:Планирование и прогнозирование, сохранение учебной задачи.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Коммуникативные:

Участие в общей беседе. Построение высказываний в устной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Различение методов познания по его целям, высказывание.

Коммуникативные:

Осуществление совместной деятельности в творческих группах. Презентация подготовленной информации в вербальном виде.

Предметные

Слушание музыкального произведения. Определение средств музыкальной выразительности. Создание образа музыкального произведения.

  1. Музыкальное исследование.

Учитель: Предлагаю провести исследование одного произведения Ф. Шопена (Вальс №7) и на основании исследования ответить на проблемный вопрос урока. Мы сегодня работаем в группах, а некоторые учащиеся получат индивидуальное задание. Ознакомьтесь с инструкцией. После прослушивания музыки, каждой группе дается 5 минут на выполнение задания. После этого, группы представляют свой продукт у доски.

(Прослушивание Вальса №7 Ф. Шопена.)

1 группа: Дайте характеристику музыкального произведения Ф.Шопена. Для этого определите средства музыкальной выразительности: темп, ритм, форма, регистр, какой музыкальный инструмент исполняет, музыкальный жанр. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

2 группа: Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на лист бумаги. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

3 группа: Опишите образ(ы), который(е) возник(ли) после прослушивания музыкального произведения. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

4 группа: Прослушайте музыкальное произведение Ф.Шопена. Какие цвета (краски) могли бы отразить идею композитора? Нарисуйте свое цветовое ощущение этой мелодии. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут.

(Работа в группах, затем представители 1-3 групп и ребята, получившие индивидуальное задание поочередно выходят к доске и представляют продукты своей деятельности)

1 группа: Исполняет произведение рояль. Это танец – вальс. Музыка звучит в основном в среднем и высоком регистре. Темп произведения меняется: то замедляется, то ускоряется. Ритм акцентированный (1-2-3). Характер и настроение произведения меняется: первая и последняя части похожи, а средняя звучит в мажоре и имеет другое настроение (более радостное). Форма произведения трех частная.

Учитель: Посмотрим, какие чувства смог выразить композитор с помощью данных музыкальных средств выразительности.

2 группа: Светлая грусть, романтика и т.д.

Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора.

Ученики: Романтическое чувство.

3 группа: Образ весны, молодости, утра и т.д.

Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора.

Ученики: Романтическое чувство.

Индивидуальное задание: Светлые, яркие тона красок, акварель.

Учитель: удалось ли ребятам передать в красках замысел композитора?

Ученики: Да, краски такие же легкие и прозрачные как музыка.

Учитель: Итак, давайте посмотрим, совпали ли наши чувства и эмоции, образы, которые вызвала музыка Ф.Шопена с тем, что хотел передать нам композитор.Музыковеды, занимаясь творчеством композитора склонны утверждать, что любое произведение Ф.Шопена это маленькая зарисовка. Вальс №7 является музыкальным портретам девушки, в которую был влюблен Ф. Шопен.

Организует исследовательскую деятельность. Формулирует задания для групп и индивидуальные задания. Отвечает на вопросы обучающихся.

Фронтальная работа:

Принимают учебную задачу.

Групповая работа:

1 группа – дает характеристику музыкального произведения.

2 группа – подбирают термины, описывающие эмоции.

3 группа – описывают образы.

4 группа – создают фильм.

Представляют продукт деятельности групп.

Индивидуальная работа:

Подбирают цветовое решение.

Личностные

Самоопределение: формирование личностной идентичности.

Метапредметные

Регулятивные:

Сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

Построение устного высказывания.

Предметные:

Слушание музыкального произведения. Создание образа музыкального произведения.

  1. Рефлексия.

Рефлексия деятельности.

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу урока. Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Ученики: С помощью средств музыкальной выразительности Ф.Шопен передает романтические чувства и образы.

Ученики: Он сумел передать чувства и эмоции, которые актуальны во все времена, они знакомы каждому человеку.

Ученики: Любовь вечна и музыка вечна. Поэтому в современном фильме для понимания чувств так уместно используется музыка великого классика.

Эмоциональная рефлексия.

Учитель: Прослушайте вновь «Ноктюрн» Ф.Шопена. Вслушайтесь, попытайтесь уловить свои чувства и эмоции, сформулировать их; мысленно зафиксировать собственные (личные) образы, которые возникают. Пусть они останутся с каждым из вас в глубине вашей души навсегда.

(Ребята слушают «Ноктюрн» Ф.Шопена.)

Спасибо за работу.

Организует рефлексивную деятельность обучающихся.

Фронтальная работа:

Участвуют в рефлексивной беседе. Отвечают на проблемный вопрос урока.

Индивидуальная работа:

Слушают музыку, фиксируют возникающие эмоциональные образы.

Приложение 1

Высказывания о Ф.Шопене

«Шапки долой господа, перед вами гений!»

Р. Шуман

«Шопен – душа фортепиано»

А.Рубинштейн

«Шопен сумел тончайшие движения души, легкие, неуловимые настроения, воплотить в музыке»

Г.Нейгауз

«Творения Шопена полны любовью и нежностью»

Г.Нейгауз

"Слушая Шопена, я чувствую, как будто я плакал по грехам, которые я никогда не предавался, и оплакивал трагедии, которые не были моими собственными"

Оскар Уайлд

«Шопен в музыке, как Пушкин в поэзии»

Л.Толстой

Приложение 2

Материал для учителя

Предпосылки возникновения романтизма и основные черты романтического направления в искусстве.

Идейное и художественное движение, которое возникло в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. Как и предшествующие направления в искусстве, литературе и науке, оно сложилось под воздействием комплекса истори­ческих реалий. Это была реакция на итоги вели­кой Французской революции 1789—1794 годов, а точнее — на разочарование в ее идеалах «свобо­ды, равенства и братства», которые на деле обернулись идеологией свободного рынка, отноше­ниями купли-продажи. Национальная буржуа­зия, пришедшая к власти в ряде стран, только ук­репила эти отношения. Погоня за наживой была объявлена главным жизненным стимулом, не­пременным условием благополучия. Не лучше было и там, где в ответ на национально-освобо­дительное движение феодальный режим лишь усилился. Все это способствовало формированию нового типа художественного мировоззрения, для которого был характерен мир иллюзий, мир меч­ты, уход от действительности, поиск идеалов в будущем, либо в прошлом. Отвергаемому миру, где властвовал золотой телец, был противопо­ставлен мир вечных духовных ценностей, правда чувств, творческая свобода и независимость ху­дожника.

Искусство в понимании романтизма — это лирическое самовыражение художника.

В поисках материала для вдохновения ху­дожники романтизма обратились к искусству средневековья, экзотике далеких стран и культур, к природе, к сокровищам народного творчества — балладам, песням, легендам. Неудовлетворенность действительностью, обостренное восприятие противоречий жизни вели художников к углуб­ленному психологизму с элементами самоанализа. Тема полноты и радости жизни стала соседство­вать с темой тоски и одиночества.

Стремление к конкретности музыкальных идей, тесная связь романтиков с литературой привела их к созданию программной музыки. Программная музыка выражалась и в малых жанрах, и крупных — симфониях, операх, балете. Поиски композиторами-романтиками новых средств музыкальной изобразительности, музыкального языка, способного выражать различные эмоцио­нальные состояния человека, ознаменовались ог­ромными новаторскими достижениями в области инструментовки, музыкальной формы и т. д.

Как самостоятельное направление роман­тизм сложился в 10-х годах XIX в., найдя свое выражение в творчестве Ф. Шуберта, К. М. Вебера, Н. Паганини. Во второй четверти XIX в. он получил дальнейшее развитие в творчестве, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Дж. Верди. В России не было ярко выраженных представителей романтизма, хотя его влияние ощущается в творчестве почти всех композиторов XIX в. - от Глинки до Римского-Корсакова и Чайковского.

Интересные факты из жизни Шопена

  • Ещё в детстве родители замечали, что при первых звуках музыки мальчик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ребенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на него очень сильное эмоциональное впечатление.

  • От своей матери он узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.

  • Шопен с детства был одержим музыкой: мальчик мог вскочить с постели среди ночи, чтобы подобрать на фортепиано только что сочиненный этюд. Ребенок вообще любил музицировать в темноте, чтобы ничто не отвлекало его от творчества.

  • Когда Шопену было 12 лет, он не уступал по мастерству ни одному взрослому польскому пианисту. Музыкант, дававший ему уроки, отказался продолжать обучение мальчика, так как больше ничему не мог его научить.

  • В девятнадцатилетнем возрасте у него проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему осталось жить год-полтора. Но наперекор всем он проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому его музыка такая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Недаром его друзья называли его «душой фортепиано».

  • К жанру вальса композитор обращался на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. Не все его вальсы дошли до нас, а из дошедших - не все напечатаны. Сам композитор опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений - их 17. Это лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

  • В 20 лет покинул родину и из-за вспыхнувшего национального восстания уже не смог вернуться, умер на чужбине в возрасте 39 лет.

  • Сердце композитора, согласно его завещанию, перевезено сестрой в Варшаву, на родину, и замуровано в одной из колонн в костеле Святого Креста.

Приложение 2

Раздаточный материал для работы в группах

1 группа

Опишите образ(ы), который(е) возник(ли) после прослушивания музыкального произведения.

2 группа

«Характеристика музыкального произведения»

Средства музыкальной выразительности используемые композитором

Вальс № 7 Ф. Шопен

Жанр музыки

Мелодия

Лад (Мажор, минор)

Темп (быстрый, медленный, средний)

Регистр (Низкий, средний, высокий)

Динамика (тихо, громко)

Тембр (инструмент)

Форма (сколько частей в музыке, есть ли похожие)

3 группа

Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на лист бумаги.

4 группа

Прослушайте музыкальное произведение Ф.Шопена.

Какие цвета (краски) могли бы отразить идею композитора?

Нарисуйте свое цветовое ощущение этой мелодии.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Современному ребенку важно обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; - способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом.
0 ₽
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека. В данной работе предлагаются примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках музыки, которые помогут развивать духовный мир ребёнка, определять музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни подрастающего поколения.
0 ₽
Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты). Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.
0 ₽