Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Музыкальное искусство

Музыкальное искусство

Введение 1. Музыка как вид искусства, её специфические особенности, жанры и направления 2. Краткая характеристика основных музыкальных жанров 2.1 Народная музыка 2.2 Вокальное искусство 2.3 Хоровая музыка 2.4 Камерная музыка 2.5 Симфоническая музыка 2.6 Опера 2.7 Балет Заключение Список используемых источников

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Музыкальное искусство

Товаренко Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования.

Введение

1. Музыка как вид искусства, её специфические особенности, жанры и направления

2. Краткая характеристика основных музыкальных жанров

2.1 Народная музыка

2.2 Вокальное искусство

2.3 Хоровая музыка

2.4 Камерная музыка

2.5 Симфоническая музыка

2.6 Опера

2.7 Балет

Заключение

Список используемых источников

Введение

Музыка - вид искусства, отражающий реальную действительность человека в звуковых художественных образах.

Музыка появилась еще на заре человечества. Свойства музыки - способность отражать чувства, стремления и настроения человека.

Язык музыки един для всех народов. Для этого достаточно знаний музыкальной теории, которая для всех стран и государств едина. И тем, кто является просто слушателем музыки, этот вид искусства не требует перевода. Музыку называют всемирным искусством, т.к. она понятна всем.

1. Музыка как вид искусства, её специфические особенности, жанры и направления

Музыка (от греч. - муза, буквально - искусство муз), отражающая действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека.

Из всех видов искусств музыка наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, "заражает эмоциями". Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека.

Музыкальное произведение мы воспринимаем совсем не так, как, например, произведения изобразительного искусства. Скульптуру или картину можно долго и подробно рассматривать, музыка же нас не ждет, она постоянно движется вперед, "течет" во времени. Однако это свойство, называемое временной природой музыки, дает музыкальному искусству огромные преимущества перед другими видами творчества: в музыке можно изображать процессы развития.

Музыкальные звуки и их сочетания могут напоминать звуковые явления внешнего мира (пение птиц, жужжание шмеля, топот коней, стук колес поезда, шелест листвы и т.д.) - это свойство называют "звукоподражанием". Конечно, изображение в музыке носит субъективный, все зависит от фантазии слушателя.

Иногда музыкальное произведение связано с каким-либо литературным сюжетом или программой. Такую музыку называют программной.

Музыкальное искусство способно формировать человеческую личность, передавая ей вечные ценности - нравственные и моральные идеалы. Средствами воплощения музыкальных образов служат организованные музыкальные звуки.

Прежде всего, это средства музыкальной выразительности - это лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония.

По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (если произведение исполняется только на инструментах) и вокально-инструментальную.

Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино.

Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т.п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Для изучения искусства музыки, важное значение имеет такое понятия, как "жанр".

 Музыкальный жанр - это роды и виды музыкального творчества.

Музыкальные жанры легче всего поддаются систематизации, которая опирается на исполнительские средства:

1. инструментальная музыка: оркестровая (симфоническая), камерная (ансамблевая - трио, квартеты, квинтеты и другие), сольная (фортепианная, органная, скрипичная и так далее);

2. вокальная музыка: хоровая, ансамблевая, соло с аккомпанементом и т.д.;

3. вокально-инструментальная музыка: кантаты, оратории, вокально-инструментальные ансамбли;

4. театральная музыка, связанная со сценой, действием, игрой актеров (оперы, балеты, оперетты, музыка для кино и драмтеатра).

2. Краткая характеристика основных музыкальных жанров

2.1 Народная музыка

Народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы: песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, развиваясь, привело к появлению всех современных музыкальных стилей и направлений.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки.

2.2 Вокальное искусство

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит.

Вокальное искусство различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное - концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее - кантилена; декламационное - речитатив; колоратурное).

Пение без слов - вокализ, музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

2.3 Хоровая музыка

Хоровое пение - это специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения.

Хоровое пение, как любой другой вид искусства, имеет свои особенности. Отличительной чертой искусства хорового пения является органическое сочетание музыки и слова: слово как носитель смыслового начала, помогает глубже проникнуть в содержание хорового произведения.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Пение в хоре - самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

2.4 Камерная музыка

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

Камерная музыка - предназначается для исполнения в небольших помещениях, почему число исполнителей (инструментальных или вокальных) весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные.

Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI ст. и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В понятие "камерная музыка" включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты,  при самых разнообразных составах инструментов.

2.5 Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки.

Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена) имеется четыре части:

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

В музыкальных образах одной симфонии может быть отражена и борьба человека с жизненными препятствиями, моменты отчаяния и новый прилив надежд, а наряду с этим - картины природы, картины народной жизни и многое другое.

2.6 Опера

Опера (итал. opera, буквально - сочинение) - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, в котором партии актеров полностью или большей частью поются.

В опере соединены музыка, слово и сценическое действие, причем музыке, как правило, отводится преобладающая роль. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты).

Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой - итальянская опера-сериа (серьезная), опера-буффа (комическая), французская большая опера, опера-комик, лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладная опера.

Главные партии в опере исполняются солистами, но существует еще хор. Оркестр играет самостоятельно в начале оперы и перед каждым новым действием. Он аккомпанирует певцам и действию оперы. Исполняемая перед началом оперы музыка называется увертюрой или прелюдией. В опере два вида сольных партий. Ария напоминает длинную песню. Речитатив звучит как декламирование под музыку. Полное содержание оперы называется либретто. Партитура - это музыка к опере, записанная целиком.

2.7 Балет

Балет - вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой  музыка и танец. Уже из этого определения явствует, что балет - искусство синтетическое, объединяющее в себе несколько видов художественного творчества: хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Центром балета является хореография.

Сценарий (либретто) балета обычно дает краткое словесное изложение идеи, сюжета, конфликта, характеров будущего спектакля.

Сценарий дает для музыки общую драматургическую канву, описывает ход действия и помогает композитору и балетмейстеру в разъяснении характеров и идеи произведения.

Заключение

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным (образным) отражением жизни.

Итак, музыка - это самое гениальное, что придумало человечество. Она способна творить чудеса. Музыка сближает людей, помогает им успокоиться или наоборот получить удовольствие. Она многогранна и неисчерпаема.

Она может лучше любых слов описать чувства, эмоции и настроение.

Список используемых источников

1. Виноградов Г. Занимательная теория музыки / Г. Виноградов, Е. Красовская. - М.: Советский композитор, 1991 - 192 с.

2. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки / Е.Г. Горбачева. - М.: Вече, 2002. - 512 с.

3. Дамберг С.В. Музыка как феномен повседневности / С.В. Дамберг, В.Е. Семенков. - СПб.: СПБ философское общество, 2003. - С.73-78.

4. Михеева Л. Энциклопедический словарь юного музыканта / Л. Михеева. - М.: Культинформ-пресс, 2002. - 352 с.

5. Никеева И.А. История музыки. Учебное пособие / И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. - Омск: ОГУ, 2004. - 84 с.

6. Пилхофер М. Теория музыки для "чайников" / М. Пилхофер, Х. Дей. - М.: Вильямс, 2009.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. Из истории дисциплины «общее фортепиано»…………………………..5 2. Общие принципы работы над музыкальным произведением…………...7 3. Работа над кантиленой …………………………………………………...10 4. Пьесы подвижного характера……………………………………………16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...21
0 ₽
Музыкальное искусство представляет собой сложнейшее явление. Музыкальное произведение – не картина, которая воспринимается глазом сразу. Это своеобразная система знаков, которые исполнитель читает и интерпретирует в процессе исполнения. Как точно подмечено Л. Н. Толстым в романе «Анна Каренина, «…самый опытный и искусный техник-живописец одною механическою способностью не мог бы написать ничего, если бы ему не открылись прежде границы содержания» [9, с. 154]. В музыке точно так же. Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, выносливости, силы в фортепианной игре. Однако такой взгляд несправедливо узок, техника – куда более широкое понятие. Техника – не самоцель, а средство достижения необходимого результата, необходимого звукового эффекта. «Техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям» - пишет Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов [10, с. 9].
0 ₽
Принципы формирования аппликатурных навыков в классе фортепиано 1. Б. Милич о методике работы с учащимися над аппликатурой Б. Милич указывает на необходимость уже во втором классе, в связи с усложнением репертуара, включать в процесс разбора специальную работу ученика над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей, в которой большое внимание должно быть уделено вопросам аппликатуры. Аккуратное выполнение учащимся обозначенной в тексте аппликатуры может удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться свободно ориентироваться в аппликатуре, сознавая ее роль в раскрытии выразительности произведения. Технические закономерности удобного следования пальцев в поступенной позиционной и гаммообразной фактуре, коротких арпеджио, ломаных интервалов и гармонических фигураций учащийся усваивает на исполняемых произведениях, особенно на этюдной литературе.
0 ₽