НАСТАВНИЧЕСТВО: ВИДЫ РАБОТ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.
Педагог-наставник — новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет, как педагог, передавать знания, а поможет обучаемому выстроить свою индивидуальную образовательную программу.
Моя задача, как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Основные задачи работы педагога-наставника:
Обеспечить наиболее быструю адаптацию молодого педагога в коллективе, в процессе адаптации поддерживать его эмоционально, укреплять веру в себя.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства молодого педагога, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Планировать профессиональный рост молодого педагога.
Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре учреждения.
Для решения поставленных задач мною разработана следующая система наставничества. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя три этапа:
Первый этап – адаптационный.
Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста на: требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся, ТСО, механизм использования дидактического, наглядного материалов. На данном этапе педагог-наставник выявляет трудности, проблемы и неудачи в деятельности молодого педагога.
Второй этап – основной (проектировочный).
Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывают и реализуют индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Третий этап – контрольно-оценочный.
Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого специалиста, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.
Работа ведется по совместно разработанному индивидуальному плану профессионального развития:
анкетирование;
проведение инструктажа по правилам внутреннего распорядка школы;
разработка индивидуального плана профессионального становления;
знакомство с УМК, рабочими программами, поурочным планированием;
практическое занятие по ведению сетевого города, электронного журнала;
разработка «Памятки»- обязанности классного руководителя;
помощь в составлении плана воспитательной работы;
посещение уроков, их анализ;
оказание помощи в овладении методами и приемами воспитания и образования детей;
наблюдение и перенимание опыта наставника;
консультации по текущим вопросам, по оцениванию деятельности учащихся на уроке;
практическое занятие по разработке уроков;
практические занятия по проверки тетрадей, журналов внеурочной деятельности, надомного обучения;
обсуждение материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры;
самообразование;
мастер-классы;
участие в работе МО;
методическая помощь в подготовке и сдаче отчетов;
анализ адаптации: проблемы, выявление склонностей.
Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную
компетентность.
Для осуществления наставнической деятельности мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами.