«Новые места для дополнительного образования детей: мониторинг направления деятельности»
Для более обоснованного выбора такой тактики необходимо провести самообследование и анализ по следующим внутренним показателям системы образования:
• Доля детей и подростков, охваченных программами ДОД по разным направленностям (а в идеале, по разным тематикам внутри направленностей);
• Доля охвата обучающихся разного пола, возраста, этнической принадлежности, иных значимых социальных и субкультурных групп программами ДОД по разным направленностям (тематикам);
• Доля дополнительных общеразвивающих программ разной направленности (тематики) в общей численности этих программ, реализуемых в регионе (муниципалитете);
• Оценка эффективности реализации дополнительных общеразвивающих программ разной направленности (тематики), реализуемых в регионе (муниципалитете).
Оценка эффективности в этом случае может учитывать:
1) образовательные результаты (учебные, творческие, спортивные и иные достижения обучающихся);
2) оценку качества реализации программ потребителями, работодателями и представителями профессиональных сообществ и других образовательных организаций;
3) оценку материально-экономических затрат на реализацию данных программ. Оптимальной является ситуация, когда все упомянутые данные рассматриваются с детализацией до уровня муниципалитетов или вплоть до уровня отдельных населенных пунктов и микрорайонов.
Все указанные здесь и далее характеристики сети организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, необходимо рассматривать для всех их типов и видов, включая частный сектор, необразовательные организации и организации, принадлежащие всем ведомствам: образования (включая детские сады, школы, колледжи, вузы), науки, культуры, спорта, здравоохранения и др. На приведенном примере можно выделить высокую долю охвата детей региона 1 естественнонаучным направлением при крайне низ
ком охвате туристско-краеведческим. В регионе 3 несколько иная картина – высокий уровень охвата художественным направлением и низкий техническим и туристско-краеведческим. Здесь компенсирующий подход региона 1 будет ориентирован на развитие туристско-краеведческого, а региона 3 – на развитие технического и/или туристско-краеведческого направлений. Усиливающий подход предполагает, что регионы 1 и 3 будут реализовывать дальнейшее развитие естественнонаучного и художественного направлений, в том числе через расширение и распространение опыта. Использовании данных по конкретной тематике дополнительных общеобразовательных программ приведет к тому, что полученные результаты будут более детализированы, а решения, сформированные на их основе – более точными.
Удельный вес численности детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг, в общей численности детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в некоторых регионах РФ .
При определении стратегии создания новых мест в субъекте РФ и его муниципальных образованиях важно учитывать возможности единства или вариативности для решений, тематик, масштаба и характера решений реализации задачи в разных территориях, которые определяются на основании двух характеристик:
• управленческие традиции, т. е. сложившаяся модель управления системой образования в регионе (централизованная или распределенная);
• дифференциация муниципалитетов в субъекте РФ по экономическим (экономика, рынок труда), демографическим (этническая структура, плотность населения и др.) и социальным (уровень образования, специфика культуры и традиций и т. д.) характеристикам. При этом модель управления будет выступать ключевым фактором. Если традиционно в регионе сильна централизация, то вопрос о вариативности будет решаться в центре. Решения здесь будут рамочные, типовые, на основании имеющихся данных и представлении о перспективах развития региональной модели. В регионе с эффективно используемым распределенным управлением могут быть реализованы различные типологии решений, и регион в этом процессе будет выступать координатором и источником ресурсов