Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Детские и юношеские объединения
  3. Основные формы работы над развитием чувства метроритма

Основные формы работы над развитием чувства метроритма

Ритм – одно из центральных, основополагающих выразительных средств музыки, выражающее ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлении музыкальности. Умение охватывать многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых пульсирующих долей – этот навык и составляет главное направление работы над ритмом на уроках сольфеджио. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального образа. Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики.

Предметы

Детские и юношеские объединения

Категория

Детские и юношеские объединения
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Основные формы работы

над развитием чувства метроритма

Товаренко Т.В., педагог дополнительного образования 

                                                  «Ритм в музыке – пульсация, свидетельствующая о жизни» -

                                                                                                                          А. Г. Рубинштейн.

                            «Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.

                               Как важно смолоду позаботиться о его развитии» -

К. С. Станиславский.

 

       Ритм – одно из центральных, основополагающих выразительных средств музыки, выражающее ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.

       Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлении музыкальности.  Умение охватывать многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых пульсирующих долей – этот навык и составляет главное направление работы над ритмом на уроках сольфеджио.

       Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального образа. Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики.

       Современная методика предлагает освоение метроритма через движение: ходьбу, простукивание, дирижирование. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант-педагог Жак Эмиль Далькроз

(1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982), изложивший в своем сборнике «Шульверк» основные принципы ритмического воспитания детей – движение, речь, игра на элементарных музыкальных инструментах.

       Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных формах работы на уроках сольфеджио: пении песен с прохлопыванием пульса и ритма, ритмизация текста, ритмических диктантах, остинато и канонах, сольфеджировании с дирижированием, сольмизации и творческих заданиях (импровизация, сочинение).

      Рассмотрим изложенные выше формы работы над метроритмом у учащихся 1 класса ДМШ.

1.      Пение разучиваемых песен с прохлопыванием метрических долей и ритмического рисунка. В данном разделе возможны следующие варианты заданий:

1.1.Исполнение песни с пульсом;

1.2.Слушание музыки с определением размера (2/4 или 3/4), и простукиванием метрических долей (сильную долю акцентировать);

1.3.Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка с текстом и ритмо-

слогами («стоп» - половинная длительность, «шаг» - четвертная, «бегать» - восьмые,);                                  

1.4.Пение с «переходом» (1 куплет исполняется с пульсом, 2 куплет с ритмом; то же самое по фразам);

1.5.Одновременное исполнение пульса и ритма группами учащихся или двумя учениками;

1.6.Одновременное исполнение пульса левой рукой, а ритма правой рукой самим учащимся (2 вариант – пульс шагать, а ритм хлопать).

Примеры песен: «Добрый жук» А. Спадавеккиа, Е. Шварца; «Строим мы мажор» О.П. Камозиной.

          Для достижения эффективного результата в развитии чувства ритма целесообразно вычленять и прорабатывать отдельно различные ритмические обороты как в специальных ритмических упражнениях, так и в музыкальных произведениях.

2.      Ритмизация слов, фраз, небольших стихотворений. В данной форме работы над ритмом используется так называемый метод «вербального эквивалента» К. Орфа, т.е. усвоение ритмических оборотов через звучащее слово.

       Варианты заданий:

2.1.Подбор слов к ритмооборотам;

2.2.Ритмизация фраз (например, «Косой, косой не ходи босой», «Солнышко, солнышко, ярче нам свети», «Ворон в гнездо уложил воронят»);

2.3.Ритмизация стихотворений (например, «Как под горкой, под горой» р.н.п., «Петрушки» Ю. Слонова, «Колечко» греческая народная песня).

Выполняя данные задания, целесообразно использовать ритмические карточки или другие наглядные пособия.

3.      Ритмические диктанты – основная форма работы, предшествующая записи мелодии.

В данном разделе возможны следующие варианты заданий:

3.1.Повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (игра «ритмическое эхо»);

3.2.Запоминание ритма, показанного на несколько секунд с последующим исполнением ритмослогами;

3.3.Исправление ошибок в записи ритма;

 

3.4.Дописывание ритма в пропущенных тактах;

3.5.Узнавание по ритмическому рисунку знакомой мелодии (ритм может быть прохлопан, сыгран на одном звуке или записан на доске);

3.6.Запись ритма знакомой мелодии по памяти;

3.7.Запись ритма «стенограммой».

 

4.       Для освоения ритма, творческих навыков, ощущения жанра и формы используется остинато – короткая ритмическая фигура, отрабатываемая на уроке.

Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе. Каждое остинато темброво дифференцируется либо ритмическим оформлением, либо ударными инструментами (барабаны, тарелки, треугольники, бубны). По Орфу остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм остинато на простой ритмический рисунок и, наоборот. К каждой части пьесы должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы.

 

5.       Весьма полезной формой работы над развитием чувства метроритма является исполнение ритмических канонов с текстом или ритмослогами (например, «Осенняя песенка» А. Плещеева со сдвигом на один такт).

 

6.       На уроках сольфеджио необходимо применять игры и задания, развивающие творческие способности у учащихся.  К таким относятся:

6.1.  Игра «Эхо-ответ» или «Эхо с продолжением», когда ученик заканчивает фразу учителя или прохлопывает вариацию на нее;

6.2.  Игра «Вопрос-ответ», в которой два ученика сочиняют ритм, исполняя его на детских инструментах, фортепиано или прохлопывая ритмослогами;

6.3. Составление ритма по карточкам;

6.4. Сочинение ритма и его запись.

 

7.       Еще один вид ритмического упражнения – сольмизация, т.е. прохлопывание текста с названием нот.  Данный вид работы особенно полезен при первичной обработке нового примера. А для учеников с нечистой интонацией особенно важен и необходим, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту пения, сосредоточится на ритмической стороне мелодии.

 

8.       Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащихся значительную трудность. Поэтому его можно заменить тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.

   Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых мелодий, упражнениях, а также при слушании музыки.

     Дирижирование поможет учащимся ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр.

 

    Описанные выше формы работы являются весьма полезными и эффективными при развитии чувства метроритма у учащихся младших классов, и помогут педагогу в этом непростом виде деятельности на уроке сольфеджио.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. Из истории дисциплины «общее фортепиано»…………………………..5 2. Общие принципы работы над музыкальным произведением…………...7 3. Работа над кантиленой …………………………………………………...10 4. Пьесы подвижного характера……………………………………………16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...21
0 ₽
Музыкальное искусство представляет собой сложнейшее явление. Музыкальное произведение – не картина, которая воспринимается глазом сразу. Это своеобразная система знаков, которые исполнитель читает и интерпретирует в процессе исполнения. Как точно подмечено Л. Н. Толстым в романе «Анна Каренина, «…самый опытный и искусный техник-живописец одною механическою способностью не мог бы написать ничего, если бы ему не открылись прежде границы содержания» [9, с. 154]. В музыке точно так же. Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, выносливости, силы в фортепианной игре. Однако такой взгляд несправедливо узок, техника – куда более широкое понятие. Техника – не самоцель, а средство достижения необходимого результата, необходимого звукового эффекта. «Техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям» - пишет Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов [10, с. 9].
0 ₽
Принципы формирования аппликатурных навыков в классе фортепиано 1. Б. Милич о методике работы с учащимися над аппликатурой Б. Милич указывает на необходимость уже во втором классе, в связи с усложнением репертуара, включать в процесс разбора специальную работу ученика над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей, в которой большое внимание должно быть уделено вопросам аппликатуры. Аккуратное выполнение учащимся обозначенной в тексте аппликатуры может удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться свободно ориентироваться в аппликатуре, сознавая ее роль в раскрытии выразительности произведения. Технические закономерности удобного следования пальцев в поступенной позиционной и гаммообразной фактуре, коротких арпеджио, ломаных интервалов и гармонических фигураций учащийся усваивает на исполняемых произведениях, особенно на этюдной литературе.
0 ₽