Основные формы работы
над развитием чувства метроритма
Товаренко Т.В., педагог дополнительного образования
«Ритм в музыке – пульсация, свидетельствующая о жизни» -
А. Г. Рубинштейн.
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.
Как важно смолоду позаботиться о его развитии» -
К. С. Станиславский.
Ритм – одно из центральных, основополагающих выразительных средств музыки, выражающее ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлении музыкальности. Умение охватывать многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых пульсирующих долей – этот навык и составляет главное направление работы над ритмом на уроках сольфеджио.
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального образа. Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики.
Современная методика предлагает освоение метроритма через движение: ходьбу, простукивание, дирижирование. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант-педагог Жак Эмиль Далькроз
(1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982), изложивший в своем сборнике «Шульверк» основные принципы ритмического воспитания детей – движение, речь, игра на элементарных музыкальных инструментах.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных формах работы на уроках сольфеджио: пении песен с прохлопыванием пульса и ритма, ритмизация текста, ритмических диктантах, остинато и канонах, сольфеджировании с дирижированием, сольмизации и творческих заданиях (импровизация, сочинение).
Рассмотрим изложенные выше формы работы над метроритмом у учащихся 1 класса ДМШ.
1. Пение разучиваемых песен с прохлопыванием метрических долей и ритмического рисунка. В данном разделе возможны следующие варианты заданий:
1.1.Исполнение песни с пульсом;
1.2.Слушание музыки с определением размера (2/4 или 3/4), и простукиванием метрических долей (сильную долю акцентировать);
1.3.Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка с текстом и ритмо-
слогами («стоп» - половинная длительность, «шаг» - четвертная, «бегать» - восьмые,);
1.4.Пение с «переходом» (1 куплет исполняется с пульсом, 2 куплет с ритмом; то же самое по фразам);
1.5.Одновременное исполнение пульса и ритма группами учащихся или двумя учениками;
1.6.Одновременное исполнение пульса левой рукой, а ритма правой рукой самим учащимся (2 вариант – пульс шагать, а ритм хлопать).
Примеры песен: «Добрый жук» А. Спадавеккиа, Е. Шварца; «Строим мы мажор» О.П. Камозиной.
Для достижения эффективного результата в развитии чувства ритма целесообразно вычленять и прорабатывать отдельно различные ритмические обороты как в специальных ритмических упражнениях, так и в музыкальных произведениях.
2. Ритмизация слов, фраз, небольших стихотворений. В данной форме работы над ритмом используется так называемый метод «вербального эквивалента» К. Орфа, т.е. усвоение ритмических оборотов через звучащее слово.
Варианты заданий:
2.1.Подбор слов к ритмооборотам;
2.2.Ритмизация фраз (например, «Косой, косой не ходи босой», «Солнышко, солнышко, ярче нам свети», «Ворон в гнездо уложил воронят»);
2.3.Ритмизация стихотворений (например, «Как под горкой, под горой» р.н.п., «Петрушки» Ю. Слонова, «Колечко» греческая народная песня).
Выполняя данные задания, целесообразно использовать ритмические карточки или другие наглядные пособия.
3. Ритмические диктанты – основная форма работы, предшествующая записи мелодии.
В данном разделе возможны следующие варианты заданий:
3.1.Повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (игра «ритмическое эхо»);
3.2.Запоминание ритма, показанного на несколько секунд с последующим исполнением ритмослогами;
3.3.Исправление ошибок в записи ритма;
3.4.Дописывание ритма в пропущенных тактах;
3.5.Узнавание по ритмическому рисунку знакомой мелодии (ритм может быть прохлопан, сыгран на одном звуке или записан на доске);
3.6.Запись ритма знакомой мелодии по памяти;
3.7.Запись ритма «стенограммой».
4. Для освоения ритма, творческих навыков, ощущения жанра и формы используется остинато – короткая ритмическая фигура, отрабатываемая на уроке.
Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе. Каждое остинато темброво дифференцируется либо ритмическим оформлением, либо ударными инструментами (барабаны, тарелки, треугольники, бубны). По Орфу остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм остинато на простой ритмический рисунок и, наоборот. К каждой части пьесы должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы.
5. Весьма полезной формой работы над развитием чувства метроритма является исполнение ритмических канонов с текстом или ритмослогами (например, «Осенняя песенка» А. Плещеева со сдвигом на один такт).
6. На уроках сольфеджио необходимо применять игры и задания, развивающие творческие способности у учащихся. К таким относятся:
6.1. Игра «Эхо-ответ» или «Эхо с продолжением», когда ученик заканчивает фразу учителя или прохлопывает вариацию на нее;
6.2. Игра «Вопрос-ответ», в которой два ученика сочиняют ритм, исполняя его на детских инструментах, фортепиано или прохлопывая ритмослогами;
6.3. Составление ритма по карточкам;
6.4. Сочинение ритма и его запись.
7. Еще один вид ритмического упражнения – сольмизация, т.е. прохлопывание текста с названием нот. Данный вид работы особенно полезен при первичной обработке нового примера. А для учеников с нечистой интонацией особенно важен и необходим, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту пения, сосредоточится на ритмической стороне мелодии.
8. Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащихся значительную трудность. Поэтому его можно заменить тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых мелодий, упражнениях, а также при слушании музыки.
Дирижирование поможет учащимся ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр.
Описанные выше формы работы являются весьма полезными и эффективными при развитии чувства метроритма у учащихся младших классов, и помогут педагогу в этом непростом виде деятельности на уроке сольфеджио.