ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ
у младших школьников
№ | Название приема | Описание приема |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция. | Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. | Модуляция темпа речи. | Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки). | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. |
4. | «Провалы памяти». | Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных (словесно или баллами). |
5. | Жестикуляция. | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны |
6. | Риторические вопросы. | Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7. | Контрольные вопросы. | Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных обучающихся. |
8. | Наводящие вопросы | В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9. | Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. | На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10. | Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. | Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11. | Свободное конспектирование. Пересказ. | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
12. | Конспектирование опорных (ключевых) слов. | Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов: объяснение отличия опорных слов от слов конспекта. |
13. | Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок. | Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
14. | Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер) | Педагог начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15. | Активное ассистирование. Закрепление. | Педагог начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, ручку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями) следующему слушателю и т.п. |
16. | Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол) | Педагог задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет). |
17. | Тренировка кратковременной слуховой памяти. | Педагог прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо». |
18. | Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). | Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |