Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. Перчатные куклы

Перчатные куклы

Печарные куклы помогут в развитие речи - это важный аспект в работе с любой возрастной группой, но наиболее актуально этот вопрос стоит именно в младшем дошкольном возрасте. Почему использование в работе перчаточных кукол удобно и результативно? Потому что именно театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра - главная деятельность малыша. Для ребенка театр - это всегда праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, а то, что радостно и весело воспринимается всегда лучше и легче запомнить. Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений. Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок. В кукольный театр невозможно играть молча, ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля, он придумывает реплики героев и озвучивает их, таким образом, игра-драматизация оказывает очень большое влияние на развитие речи ребенка

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Печарные куклы помогут в развитие речи - это важный аспект в работе с любой возрастной группой, но наиболее актуально этот вопрос стоит именно в младшем дошкольном возрасте. Почему использование в работе перчаточных кукол удобно и результативно? Потому что именно театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра - главная деятельность малыша. Для ребенка театр - это всегда праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, а то, что радостно и весело воспринимается всегда лучше и легче запомнить.

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.

В кукольный театр невозможно играть молча, ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля, он придумывает реплики героев и озвучивает их, таким образом, игра-драматизация оказывает очень большое влияние на развитие речи ребенка.

Цель: познакомить педагогов с методами и приёмами работы с перчаточной куклой, применением универсального приёма – образ и движение.

Материал: фонограмма с записью музыкальных произведений разных жанров: плясовой, вальса, хороводной, маршевой; черные перчатки; шарики: теннисный с отверстием для пальца и большего диаметра для пальцевых упражнений.

Занятие 1.

Сегодня я расскажу вам о методах и приёмах работы с перчаточной куклой. Многие из упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, так как в основе их – образ и движение.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ К ЗАНЯТИЯМ С КУКЛОЙ.

Перчаточная кукла – одна из самых известных «актёров» среди других видов театральных кукол. Её также называют ручной, петрушечной, пальцевой или куклой бибабо. Происхождение названия «перчаточная» понятно: «скелет» куклы – перчатка, надевающаяся на руку. Отсюда и названия «ручная» и «пальцевая»: чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актёр шевелит пальцами и кистью руки. Название «петрушечная» в отличие от первых трёх связано не с принципами работы куклы, а с историей. Первой перчаточной куклой был Петрушка, ведущий своё происхождение от искусства скоморохов, а кукловоды, участвующие в ярмарках и потешающие зрителей прямо под открытым небом, назывались петрушечниками.

У перчаточной куклы есть одна важная с точки зрения педагогики особенность: из-за того, что она надевается на руку, ребёнок словно срастается с ней, ощущает куклу своей частью. Из всех видов театральных кукол она наиболее близка ребёнку и открывает возможность для перевоплощения в персонажа. Кроме того, перчаточная кукла заставляет интенсивно работать пальцы, что очень важно для развития речи. Сейчас я вам покажу 2 исходных положения куклы, а вы мне скажете, которое, по вашему мнению, из них правильное.

Правильное исходное положение руки. Неправильное исходное положение руки.

Основное положение руки с надетой на неё перчаточной куклой.

Рука поднята вверх и слегка полусогнута в локте. Большой и указательный пальцы выпрямлены и широко расставлены в разные стороны, мизинец и безымянный палец поджаты в кулак. Указательный палец управляет головой, большой и средний пальцы управляют руками куклы. То есть во время движения задействованы три пальца кисти, а также сама кисть и вся рука.

Имитация движения куклы по поверхности осуществляется за счёт движений всей рукой.

Исходная позиция куклы.

Как в танце или спорте существует исходная позиция, так же существует исходная позиция перчаточной куклы, из которой она начинает все свои разнообразные движения: кукла повёрнута спиной к ребёнку, её голова не запрокидывается назад, кукольные ручки сложены вместе.

Такое положение ребёнок должен научиться придавать кукле, независимо от того, в каком положении находится он сам – стоит, сидит, лежит. Занимая разные позиции, ребёнок учится водить куклу – имитировать её хождение по воображаемой поверхности (по воображаемому «полу»).

Отсутствие ширмы.

Занятия по кукловождению проходят без использования ширмы. Во-первых, ширма препятствует общению педагога с детьми. Во-вторых, не позволяет детям контролировать положение куклы.

В-третьих, не даёт детям менять положение тела. Даже для взрослых кукольников-профессионалов вождение перчаточных кукол над ширмой – психологически утомительная и физически сложная задача, т.к. они двигаются за ширмой вместе с куклой. Это очень сложное искусство. На начальной стадии занятий детям такие перегрузки ни к чему.

Упражнения для развития мышц рук.

В каждое занятие вы должны включать упражнения на тренировку мускулатуры руки. Кукловождение действительно стимулирует развитие пальцев. Но существует и обратная связь: ребёнок со слабо развитой рукой и плохой моторикой не сможет управлять куклой.

Упражнения на укрепление мышц руку должны занимать не более 7-10 минут от общей продолжительности занятия. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, позволяющей размять кисть, в неё нужно включать упражнения на двигательную импровизацию и создание пластических образов с помощью пальцев и кисти. Вот примеры таких заданий.

Пальчиковая гимнастика или зарядка для пальцев и кистей рук.

Её можно выполнять как стоя в кругу, так и сидя на стульчиках. Педагог вызывает ребёнка (по желанию) в середину круга, который будет показывать движения для разминки пальцев и рук. Остальные повторяют эти движения.

Конечно, дети в большинстве своём используют набор движений, знакомых им по пальчиковым играм. Но если вы, педагоги, будете поощрять их придумывать новое, дети могут показать неожиданные двигательные упражнения.

Образные движения.

Вы должны предложить детям представить, что их руку отправляются на бал (на весёлую кукольную свадьбу, на день рождения, на какой-нибудь праздник и т.п.), где им предстоит танцевать. Нужно придумать танец для рук (для пальчиков, для кистей рук).

Сейчас я включу музыку, и вы в зависимости от её характера, придумаете танец (отбить ритм или изобразить движение). Такое же задание нужно давать и детям.

Такое задание могут выполнять все дети вместе. Можно также вызвать кого-то одного в центр круга, тогда остальные должны будут повторять придуманный им танец.

Кроме танца рук, существует ещё одно упражнение на создание образного движения. Я предлагаю вам представить, что руки пошли гулять. Но по дороге с ними случаются чудесные превращения (в зависимости от заданного характера вы должны менять характер движения, ведь воздушная рука движется иначе, чем деревянная): то руки чувствуют себя лёгкими-лёгкими, почти воздушными, то они стали деревянными, потом пластилиновыми, стеклянными, железными и т.п.

Упражнения с шариком.

Сейчас я вам, а вы каждому ребёнку, можете выдать теннисный шарик. Сначала положите шарик на полусжатую ладонь, и каждым пальчиком этой руки «поздоровайтесь» с шариком – дотянитесь до него. Затем покатайте шарик между ладонями, по столу каждой рукой по очереди. Теперь спрячьте шарик в ладони поочерёдно то в правом, то в левом кулаке.

На первом этапе упражнения можно проводить в вольном, индивидуальном ритме. Со временем, когда у детей появится устойчивый навык, дети будут способны выполнять их под музыку, подчиняясь общему темпу и ритму.

Следующий вид упражнений это упражнения и игры для зрительного внимания. Многие из этих упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке, развитию речи, а также во время индивидуальных занятий и прогулок. Они способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию внимания и воображения, так как на основе данных упражнений лежат универсальные для дошкольного возраста приёмы – образ и движение.

Предложенные мною сейчас упражнения помогут вам не только развивать внимание в целом, но и помогут начинающему кукловоду научиться следить за куклой: кукла должна всё время занимать правильное положение, не заваливаться ни назад, ни вперёд, «реагировать» на других кукол, шевелить ручками и головой, чтобы производить впечатление «живого» персонажа.

Одновременно данные упражнения побуждают детей фантазировать, «оживлять» куклу; достраивать её образ. Поэтому такие упражнения лучше проводить с безобразными куклами бибабо, представленными перчаткой и шариком на пальчике.

Для развития самоконтроля вы должны создать в группе следующие условия: чтобы дети могли заниматься перед зеркалом, в парах и в микрогруппах; сидя, стоя и даже лёжа на ковре.

Советую вам начинать занятия по кукловождению со стихотворения В. Берестова:

Превращается рука

И в котёнка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки

И талант – и всё в порядке!

Упражнение «Мастер кукол».

Дети (сейчас это вы) работают в парах. У каждого на руке – кукла. Одна кукла – «мастер», другая кукла – «кусок глины». Кукла-глина в начале упражнения выглядит безвольной и расслабленной, рука с куклой, словно немного обвисает. Кукла-мастер приступает к лепке: начинает «формировать» фигуру; где-то поджимает, где-то подхлопывает, где-то подглаживает. В конце концов, аморфная до этого «кукла-глина» приобретает тонус, напрягается, по сигналу мастера «оживает» и начинает танцевать.

Задание можно усложнить, если предложить ребёнку-мастеру «слепить» не абстрактную куклу, а конкретное существо – животное или сказочного персонажа. Тогда движения мастера должны усложниться, а «оживающая» кукла должна вести себя в соответствии с заданным образом. Предлагаю каждой паре «придумать» куклу и изобразить её.

Упражнение «Кукла – зеркало».

Упражнение выполняется в парах. Дети с куклами на руках становятся или садятся на стульчики напротив друг друга.

Кукла одного из детей становится «зеркалом» куклы другого и старается точно повторить движения партнёра. Кукла, смотрящая в «зеркало», потягивается, причёсывается, отряхивает одежду, сдувает пылинки с платья, делает зарядку, чешет в затылке, кривляется и т.п.

Упражнение «Волшебная кукла».

Упражнение можно проводить как в группе, так и в виде персональных выступлений отдельных детей перед группой.

Можно чередовать индивидуальные выступления с групповыми упражнениями.

Взрослый становится волшебником и берёт волшебную палочку.

Ребёнок с безобразной куклой на руке занимает позицию перед группой. Взрослый взмахивает палочкой и говорит:

«Дупла, мукла, тукла, пукла.

Превратись скорее кукла,…

…в собачку!»

Ребёнок заставляет свою куклу вести себя по-собачьи: собачка лает, обнюхивает косточку, бегает по-собачьи.

Затем взрослый снова взмахивает палочкой и произносит:

«Дупла, мукла, тукла, пукла.

Замирай скорее, кукла!».

Кукла замирает в том положении, в котором её застало заклинание.

Следом за этим можно остальным детям предложить превратить своих кукол в собачку.

Потом опять «заколдовывают» чью-то конкретную куклу – превращают её в зайчика, в цветок, в балерину, в змею, танцующую под дудку заклинателя змей, и др.

Упражнение «Угадай, что изменилось».

Это упражнение можно выполнять, привлекая несколько детей сразу. Три-четыре ребёнка с куклами на руках выстраиваются в ряд.

Перед ними – ребёнок-водящий (без куклы).

Он отворачивается или закрывает глаза. Педагог сигналит одному или двоим детям, что их куклы должны поменять позу. Затем произносит слова:

«Раз-два-три – смотри!».

Водящий поворачивается и пытается угадать, положение каких кукол изменилось.

Задание можно усложнить двумя способами: увеличить количество кукол, меняющих позы; предложить ребёнку вернуть кукол в начальное состояние.

На следующем занятии мы с вами рассмотрим упражнения и игровые приёмы для развития у детей эмоционального интереса к театральной кукле: игровые упражнения «Узнай куклу!» по описанию, на ощупь; «Речевые упражнения»: жила-была кукла, расскажи о кукле, придумай историю сломанной, потерянной, старой и т.п.; упражнения на способность отождествляться с куклой; как сделать жизнь куклы интереснее.

К следующему занятию вы должны приготовить аксессуары кукольной одежды: платья, шарфики, шляпы и т.п.

Занятие 2.

Упражнения и игровые приёмы для развития у детей эмоционального интереса к театральной кукле.

Игровые упражнения «Узнай куклу!».

В основе цикла лежат упражнения, которые можно проводить с любым другим предметом или игрушкой. Они направлены на сенсорное освоение куклы как предмета (тактильное, зрительное, моторное).

Узнай куклу по описанию.

Педагог выставляет перед детьми кукол и описывает внешний вид какой-нибудь из них. Дети угадывают, что это за кукла.

Возможен усложнённый вариант этой игры.

Выбирается водящий. Ему предлагают выйти на несколько минут за дверь. Остальные играющие выбирают куклу. Водящий возвращается.

Какой-нибудь ребёнок описывает куклу. Можно использовать вариант коллективного описания, когда каждый из участвующих в игре детей называет один из признаков куклы: «У неё маленькие круглые глазки», «У неё открывается рот», «У неё густая серая шерсть» и т.п. Водящий должен угадать, какая кукла задумана.

Узнай куклу на ощупь.

Педагог раздаёт детям кукол или дети с закрытыми глазами сами достают куклу из корзинки или берут со стола. Нужно, не открывая глаз, на ощупь угадать, какая кукла тебе досталась.

Выбери куклу на ощупь.

Педагог раскладывает или расставляет на столике или на ковре несколько кукол. Выбирается какой-нибудь ребёнок, который подходит к столику и закрывает глаза. Педагог называет куклу, которую он должен отыскать с закрытыми глазами среди других кукол.

Если ребёнок успешно выполнил задание, к столу приглашается следующий.

Более сложным вариантом является вариант, когда педагог не прямо называет куклу, а перечисляет её признаки, описывает её. Эти функции могут быть переданы детям, если они уже освоили игру и владеют описательной речью.

Найди куклу.

Педагог прячет кукол в разных местах комнаты. Дети должны отыскать спрятанную куклу с помощью подсказок воспитателя, направляющих их движение словами «тепло», «холодно», «жарко».

Речевые упражнения.

«Жила-была кукла».

Использование этих упражнений возможно при достаточно развитой речи детей. Но они, в свою очередь, также стимулируют развитие монологической, сюжетно-структруированной речи. Возможны варианты домашних заданий, когда дети вместе с родителями придумывают истории, а потом рассказывают их на занятиях. Возможен также вариант, когда педагог «ведёт» придумывание. Детям предлагается произнести какое-нибудь предложение или несколько фраз, которые бы начинали историю о кукле. Педагог должен подхватить фразу и развить сюжет. Затем можно снова передать слово какому-нибудь ребёнку.

Расскажи о кукле.

Ребёнку предлагается рассказать о своей кукле – о её характере, привычках, предпочтениях, о её друзьях и обидчиках, что она любит делать, что предпочитает, есть, куда ходит гулять и т.п.

Придумай историю куклы – сломанной, потерянной, старой и т.п.

Ребёнок придумывает историю жиз0ни куклы, рассказывает о её переживаниях, о прежних и новых хозяевах.

Упражнения на предметные игры с куклой

Эти упражнения способствуют удовлетворе­нию игровых потребностей детей, в частности,потребности в предметных играх.

Дети играют с театральными куклами, как с игрушками: переодевают кукол, наряжают, используя элементы кукольной одежды: бан­тики, шарфики, платочки, ленточки и т.д.; при­думывают для них новые аксессуары.

Упражнения на способность отождествляться с куклой

Эти упражнения направлены на развитиеактерских способностей детей, образной выразительности их движений, а также — на лучшее «понимание» своей куклы.

Дети «превращаются» в своих кукол и изоб­ражают их.

У этой игры может быть несколько вариан­тов. Дети сами выбирают кукол, а потом изображают их.

Педагог предлагает ребенку какую-нибудькуклу, в которую нужно превратиться.

Куклы выставляются на столике. Ребеноксамостоятельно выбирает какую-нибудь куклу и изображает ее, а другие дети должны дога­даться, какую куклу он имеет в виду.

Игры на «оживление» кукол

Упражнения способствуют развитию понима­ния особенностей театральной куклы, ее об­разного восприятия, помогают совершенство­вать навыки управления куклами.

Кукла, оживи!

Педагог раздает детям кукол. Куклы на руках детей безжизненно висят, не шевелятся.

Дети придумывают и произносят волшебные слова для оживления кукол:

Раз, два, три

Кукла, о-жи-ви!

Раз-два-три-четыре-пять — Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей. И повесели детей!

Если любишь ты детей, Оживай скорей!

Дети прижимают кукол к груди и слушают, как они дышат, как стучат их сердца.

Похвали куклу

Дети выбирают кукол, которым можно при­своить титул «самой-самой»: «самая смешная», «самая красивая», «самая нежная», «самая добрая», «самая изящная» и т.д.

Дети придумывают для кукол поощрительные слова: ласковые — миленькая, хорошенькая, прекрасная, добрая, нежная; «сладкие» — мар­меладная, шоколадная, карамельная, вкус­ненькая, сладенькая; сказочные — волшебная. чудесная, всесильная.

Придумывают, как можно похвалить куклу за удачное выступление перед зрителями: вели­колепно, превосходно, замечательно, непод­ражаемо, прекрасно, восхитительно, прелест­но, волшебно, чудесно, сказочно, необыкно­венно, бесподобно.

Хвалят кукол, обращаясь к ним, как к живым существам, награждают их призами за хоро­шие поступки и удачные выступления, дарят разноцветные жетончики, флажки, медальки на ленточках, цветы и т.п.

Вариант игры предполагает, что дети наде­вают кукол на руки и произносят от их имени комплименты в адрес другой куклы; куклы на­граждают друг друга аплодисментами за хоро­шую игру и дарят друг другу подарки.

Как сделать жизнь куклы интересней?

Этот цикл игровых занятий построен на раз­личных сюрпризных ситуациях.

Педагог «заставляет» кукол появляться в самых неожиданных местах — из сундука, сум­ки, чемодана, шляпы, кучи листьев, сугроба, клетки, рукава и кармана одежды; из-под кус­та, стола, стула и т.д.

Затем можно придумать место для неожидан­ного появления куклы и предложить изобразить это появление детям. Все остальные должны изобразить удивление, выразить его жестами, междометиями, вопросами: «Ну и ну!», «Откуда ты взялся?», «Как ты сюда попал?».

Кроме неожиданных мест для появления, педагог может предлагать куклам, которыми управляют дети, неожиданные занятия — по­кататься на каруселях (зонтик с разноцветными ленточками), на лошадке (куклы держатся за поводья лошадки на палке), походить по кана­ту (по веревочке), принять участие в перетяги­вании каната, поиграть в мячик и т.п.

Упражнения нужно сочетать с беседами и рассказами о кукольном театре, о его главном чуде — «оживлении куклы». Необходимо акцен­тировать внимание детей на бережном отно­шении актеров к своим «оживающим куклам». Также развитию интереса к театральной кукле и кукловождению способствует посещение спектаклей профессионального кукольного театра и просмотр спектаклей, подготовленных взрослыми — педагогами и родителями.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект занятия «Грустный утенок» Цель: 1 Знакомство с эмоцией грусть. 2 Создание благоприятной психологической атмосферы на занятии. 3 Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Задачи: 1 Учить слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию. 2 Развитие навыков общения. 3 Учить правильно называть, узнавать и выражать эмоцию грусти. Используемые материалы: Персонажи к сказке «Курочка Ряба», карточки с изображением веселых и грустных Утят, разрезанная картинка «Яйца» письмо с изображением грустных дедушки и бабушки, аудиозапись музыкальных фрагментов радостного и грустного содержания (П.И.Чайковский «Детский альбом» - «Болезнь куклы», «Камаринская»).
0 ₽
«Открытый микрофон» — это новая коммуникативная методика, использование которой позволяет создать ситуацию для активного общения. Цели: определить степень удовлетворённости участников раскрытием темы семинара; выявить отношение участников к теме семинара; развивать критическое мышление, способность оценивать работы; повышение уровня профессиональной и организационно-методической компетентности педагогов. План: 1. Вступительное слово 2. «Открытый микрофон» 3. Заключительное слово Ведущий — Филимонова Ольга Георгиевна —ненавязчиво руководит обсуждением.
0 ₽
Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-6 лет «Я учусь дружить» Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношениях в группе, сплочение детского коллектива Задачи: 1. Расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба» 2. Познакомить детей с правилами дружеских отношений 3. Способствовать развитию коммуникативных навыков и умений. Оборудование: цветные ладошки по количеству детей, аудиозаписи, иллюстрации о дружбе. Предварительная работа: беседа о дружбе, вырезание ладошек и раскрашивание в цвет дружбы, чтение произведений о дружбе.
0 ₽