Краткосрочная образовательная программа
психолого-педагогическая программа по песочной терапии
«Песочная фантазия»
Автор-составитель:
Филимонова О.Г.
Педагог-психолог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Цели и задачи программы
Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются Задачи:
стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
формировать позитивное отношение к своему «Я»;
формировать позитивное отношение к сверстникам;
развивать навыки социального поведения;
совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
способствовать проявлению эмпатии;
развивать фантазию и образное мышление;
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания; - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Советы по организации занятий
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Оборудование:
1.Песочница.
2.Песок.
3.Кинетический песок.
4. Фигурки:
Человеческие персонажи
Сказочные герои (злые и добрые)
Животные (домашние, дикие и др.)
Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)
Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
5.Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)
6.Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
7.Пластиковые или деревянные геометрические
фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
8.Пластиковые трубочки с отверстиями;
9.Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
- наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
- наглядно - зрительные / дидактический материал /;
- сенсорно - моторные / обследование /;
- тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
- формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
- элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Сроки реализации программы
Программа реализовывается в течение месяца. Программа используется для старшей и подготовительной к школе групп.
Приложения
Приложение №1 «Ритуал Входа»
Дети встают вокруг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.
Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения: Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп
Мы чуть, чуть попрыгаем
Ножками подрыгаем
Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.
В момент, когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек:
И мешочек вдруг проснулся Всем ребятам улыбнулся!!! (Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!
Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться:
Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят, нажимая на песок: Здравствуй, здравствуй, наш песок!
Приложение №2 «Ритуал выхода»
Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.
Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:
Спасибо милый Наш песок
Ты всем нам подрасти помог
В ладоши наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря: До свидания Песочек!
Приложение №3 «Игры с песком»
Упражнение "Здравствуй, песочек"
Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение " Холодно - горячо"
Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции
Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.
Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать
Упражнение "Секретик"
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть?.
Упражнение "Сказочная страна"
Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем
Задание: оценить собственные ощущения
Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную с разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.
Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?
Методическая литература, на основе которой была составлена программа
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.